Решение по делу № 33-5106/2024 от 16.04.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-5106/2024 председательствующий судья суда первой инстанции Кундикова Ю.В.

(2-2187/2023) УИД 91RS0003-01-2023-001561-78

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    07 мая 2024 года                                                             г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего-судьи Морозко О.Р.
судей Курской А.Г.,Подлесной И.А.
при секретаре ФИО8

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения, понуждении совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в котором просил признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Крым от ДД.ММ.ГГГГ , которым ФИО1 отказано в установлении страховой пенсии по старости; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в страховой стаж для выплаты пенсии периоды работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности плотника в кооперативе «Эллада», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности плотника 5 разряда в кооперативе «Черноморец», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ плотником 4 разряда на совместном предприятии «Свенас», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности столяра в Акционерном обществе закрытого типа «Завод продтоваров», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ столяром в Фирме «Ремстрой-II», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ столяром на Частном предприятии «Подряд» и установить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения за указанной пенсией - с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости, однако оспариваемым решением ответчика ему было отказано, в том числе, ввиду не включения в страховой стаж спорных периодов работы с указанием на отсутствие документального подтверждения выполнения работы компетентными органами государства Украина. Истец полагает, что исключив спорные периоды его трудовой деятельности, пенсионный орган необоснованно снизил его страховой стаж и величину индивидуального пенсионного коэффициента. Считает решение пенсионного органа незаконным и необоснованным, поскольку отсутствие номеров и дат приказов о приеме и увольнении не может являться безусловным основанием для исключения периода работы, поскольку истец не должен нести ответственности за нарушение работодателем порядка заполнения трудовой книжки, для назначения пенсии истцом предоставлены надлежащие документы и истцу не должно ставиться в вину не предоставление документов компетентными органами иного государства, ввиду чего и обратился в суд с данным иском.

Решением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования         ФИО1 удовлетворены частично. Решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным в части не включения периодов работы в страховой стаж истца. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ФИО1 пенсию на основании ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение суда в части и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Автор жалобы не согласен с принятым решением, считает его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.

Доводы жалобы повторяют позицию пенсионного органа, изложенную в оспариваемом решении, и сводятся к тому, что спорные периоды работы исключены из расчета общего страхового стажа истца ввиду отсутствия документального подтверждения компетентными органами государства Украина, а также ввиду отсутствия номеров и дат издания приказов о приеме и увольнении в отношении одного из периодов работы. Дополнительно указано, что положения Федерального закона №208-ФЗ на заявителя не распространяются.

Определением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы.

Истец решение суда в неудовлетворенной части не обжалует.

Истец в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о причинах неявки суд не уведомил, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, что подтверждается соответствующим уведомлением и отчетом электронной почты.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав судью-докладчика, пояснения истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 46-49).

Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (л.д. 11-13, 32-34).

Из расчета стажа истца исключены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение в местах лишения свободы, так как отсутствует документальное подтверждение выполнения работы, дающей право на назначение пенсии; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в кооперативе «Эллада», так как отсутствует документальное подтверждение компетентными органами государства Украина; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в кооперативе «Черноморец», так как в трудовой книжке отсутствуют номера приказов и даты издания приказов о приеме и увольнении, период может быть учтен при условии документального подтверждения компетентными органами государства Украина; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в совместном предприятии «Свенас», так как отсутствует документальное подтверждение компетентными органами государства Украина; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в АОЗТ «Завод продтоваров», так как отсутствует документальное подтверждение компетентными органами государства Украина; с ДД.ММ.ГГГГ по     ДД.ММ.ГГГГ – работа в фирме «Ремстрой-II», так как отсутствует документальное подтверждение компетентными органами государства Украина; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в ЧП «Подряд», так как отсутствует документальное подтверждение компетентными органами государства Украина.

По расчету пенсионного органа общий страховой стаж истца составляет 13 лет 9 месяцев, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 12,242.

Дополнительно указано на то, что при должном подтверждении исключенных из подсчета стажа периодов работы, страховой стаж составит 16 лет 11 месяцев 26 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 15,125 при необходимой 16,2.

Пенсионным органом истцу также было разъяснено, что в целях приобретения недостающих для права на страховую пенсию по старости индивидуальных пенсионных коэффициентов за соответствующий год лицам, указанным в пп. 2 и 5 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», могут быть уплачены страховые взносы в сумме, не превышающей максимальный размер, установленный пунктом 5 указанной статьи.

Трудовая книжка серии БТ-I , заведенная ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1, содержит сведения о спорных периодах работы. Записи внесены последовательно, без исправления и потертостей, заверены подписями уполномоченных работников и печатями организаций с указанием дат и номеров приказов о приеме и увольнении, помимо периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который внесен в трудовую книжку без указания дат и номеров приказов в графе 4 (л.д. 8-10, 76-81).

По запросу пенсионного органа Архивным управлением (муниципальный архив) Администрации <адрес> Республики Крым представлены архивные справки от ДД.ММ.ГГГГ №М-453, подтверждающие период работы истца в ЧП «Подряд» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и получение заработной платы (л.д. 74 оборот-75), которые поступили в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ, то есть после принятия ответчиком оспариваемого решения.

Согласно ответам ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым» и Архивного управления (муниципальный архив) Администрации <адрес> Республики Крым документы по личному составу НПО «Агроприбор», Симферопольской передвижной механизированной колонны , Кооператива «Имис-575», Кооператива «Таврида», Кооператива «Эллада», Кооператива «Черноморец» , СП «Свенас», АО «Завод продтоваров», фирмы «Ремстрой-II» на хранение не передавались (л.д. 61, 75 оборот).

Пенсионным органом предоставлены суду сведения о том, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ добровольно вступил в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях приобретения недостающих для права на страховую пенсию по старости индивидуальных пенсионных коэффициентов (л.д. 102).

Истцом в материалы дела предоставлены квитанции об уплате страховых взносов в общей сумме руб. (л.д. 88-92).

МВД по Республике Крым по запросу суда апелляционной инстанции в материалы дела предоставлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО1 заключением ОВМ ОП «Киевский» УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан гражданином Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ, документирован паспортом гражданина Российской Федерации, статус паспорта – действительный.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013г. установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Пунктами 1-3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ           «О страховых пенсиях» установлено, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в          2015 году составляет шесть лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 01 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

С 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на день установления этой страховой пенсии.

Таким образом, применительно к истцу ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на назначение страховой пенсии по старости возникает по достижении возраста 60 лет 6 месяцев при наличии не менее 10 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 16,2.

Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года N 1015, установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.

Порядок ведения трудовых книжек до 1 января 2004 года регулировался Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 06.09.1973 №656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» и Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162.

На дату начала трудовой деятельности истца (ДД.ММ.ГГГГ), порядок заполнения трудовых книжек регламентировался Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 №162, где пунктом 2.2 было установлено, что заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу. Согласно пункту 2.3 Инструкции все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

Пунктом 2.11 было установлено, что после указания даты заполнения трудовой книжки работник своей подписью заверяет правильность внесенных сведений. Первую страницу (титульный лист) трудовой книжки подписывает лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, и после этого ставится печать предприятия (или печать отдела кадров), на котором впервые заполнялась трудовая книжка.

Согласно п.18 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих» ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и ведению трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и вы; трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а предусмотренных законом случаях иную ответственность.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17             (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В силу ч.1 ст.28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года                № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно, п. 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, - для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В силу п.п. 6, 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

Как установлено п. 20 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н (ред. от 18.06.2020), территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Записи, внесенные в трудовую книжку истца серии БТ-I от ДД.ММ.ГГГГ, сделаны последовательно, с указанием даты приема, перевода и увольнения истца, записи заверены подписью уполномоченного работника кадровой службы. Неисполнение работодателем обязанности по надлежащему оформлению записей в трудовой книжке, в том числе в части внесения дат и номеров приказов о приеме и об увольнении не может ограничивать права работника на пенсионное обеспечение.

Ввиду изложенного, судебной коллегией отклоняются доводы представителя ответчика относительно невозможности учета периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия дат и номеров приказов о приеме на работу и об увольнении.

Согласно паспорту гражданина РФ Миронов В.П. зарегистрирован на территории Республики Крым с 27.04.2021 (л.д. 51), в заявлении от 07.07.2021 истец указывает, что не обращался за оформлением пенсии в связи с отсутствием паспорта РФ (л.д. 51), однако согласно ответу МВД по Республике Крым от 07.05.2024 истец принят в гражданство Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона                  №6-ФКЗ, то есть приобрел гражданство по факт проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014, в связи с чем вопреки доводам пенсионного органа является лицом, к которому подлежат применению положения Федерального закона от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения дан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

В соответствии с Федеральным конституционным законом №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 Республика Крым принята в Российскую Федерацию. Согласно ст. 6 указанного Закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Частью шестой ст. 11 этого Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.

В целях интеграции Республики Крым в правовое поле и систему пенсионирования Российской Федерации был принят Федеральный закон от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя», который устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на                18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (ст. 1).

Статьей 4 указанного Федерального закона установлено, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, а в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 года включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2014 №208-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.

Таким образом, при разрешении вопроса о назначении истцу страховой пенсии по старости ответчик обязан был руководствоваться положениями указанного Федерального закона, однако, ответчик основания приобретения гражданства РФ у истца не выяснял, соответствующие запросы в уполномоченные органы не направлял.

С учетом изложенного судебная коллегия отклоняет довод жалобы относительно невозможности учета спорных периодов работы по причине невозможности применения к указанным периодам работы положений Федерального закона №208-ФЗ от 21.07.2014 «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя», и необходимости документального подтверждения периодов работы компетентными органами Украины, поскольку факт постоянного проживания истца на территории Республики Крым, на основании которого был выдан паспорт гражданина Российской Федерации, подтвержден ответом уполномоченного органа по вопросам миграции. Данный факт является достаточным основанием для применения к истцу положений Федерального закона №208-ФЗ от 21.07.2014.

При этом, судебная коллегия отмечает, что при включении периодов работы в стаж истца судом было допущено наложение стажа при учете периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что делает решение суда неисполнимым, ввиду чего решение суда в данной части подлежит изменению с устранением указанного наложения.

Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу о том, что на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым должна быть возложена обязанность включить в стаж работы, дающий право на назначение истцу страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с применением положений Федерального закона №208-ФЗ.

Довод представителя ответчика об отсутствии возможности принять к учету спорные периоды работы также отклоняется судебной коллегией, поскольку спорные периоды работы подтверждаются трудовой книжкой истца, содержащей последовательные записи о периодах работы, а также архивной справкой, поступившей после принятия отказного решения по запросу пенсионного органа.

Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) предусматривается, что физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 пункта 1 указанной статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и прекращают правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный орган Фонда по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 29 Федерального закона N 167-ФЗ).

Право лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, в том числе с учетом дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О накопительной пенсии" (п. 7 ст. 29 Федерального закона N 167-ФЗ).

То есть, право истца на назначение страховой пенсии по старости реализуется путем подачи соответствующего заявления в пенсионный орган.

Правила подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2017 N 462н.

Из системного толкования взаимосвязанных положений статей 4, 8, 14, 22, 35 Федерального закона N 400-ФЗ, ст. 29 Федерального закона N167-ФЗ, Правил подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию следует, что наличие у пенсионного органа сведений об уплате застрахованным лицом страховых взносов и поданного заявления данного лица о назначении пенсии является основанием для назначения страховой пенсии по старости.

Из ответа пенсионного органа следует, что ФИО1 подано заявление о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии у истца намерений на дальнейшее продолжение отношений по добровольному пенсионному страхованию, вместе с тем ответчик, при приеме заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, в нарушение п. 73 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п, не исполнил свою обязанность по разъяснению истцу необходимости подачи заявления о назначении страховой пенсии по старости, ввиду чего при наличии необходимого размера стажа и величины ИПК пенсия истцу должна быть назначена с даты прекращения правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с предварительным расчетом, предоставленным по запросу суда первой инстанции, с учетом уплаченных взносов в 2022 – 2023 гг., а также при включении в страховой стаж в судебном порядке спорных периодов работы, страховой стаж для определения права на пенсию на дату прекращения правоотношений по обязательному пенсионному страхованию - ДД.ММ.ГГГГ может составить 18 лет 1 месяц            12 дней, величина ИПК на дату ДД.ММ.ГГГГ может составить – 18,628             (л.д. 102).

Принимая во внимание изложенное, судом первой инстанции правильно определена дата возникновения у истца права на назначение страховой пенсии по старости – ДД.ММ.ГГГГ. ввиду изложенного/, судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии основания для назначения истцу пенсии с указанной даты

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ изменить, изложив абзац третий резолютивной части решения суда в следующей редакции:

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (295011, Республика Крым,            г. Симферополь, ул. Караимская, 52, ОГРН 1147746375116, ИНН 7706808265) включить ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> УССР, зарегистрированному по адресу: <адрес>, <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, код подразделения ) в общий страховой стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности плотника Кооператива «Эллада», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности плотника 5 разряда Участка Кооператива «Черноморец», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности плотника 4 разряда ремонтно-строительного участка Совместного предприятия «Свенас», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности столяра столярного цеха Акционерного общества закрытого типа «Завод продтоваров», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности столяра Фирмы «Ремстрой-ІІ», с ДД.ММ.ГГГГ перерегистрированной в Кооперативное предприятие «Ремстрой-ІІ», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности столяра Частного предприятия «Подряд».

В остальной части решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий О.Р. Морозко
Судьи А.Г. Курская И.А. Подлесная

33-5106/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Миронов Виктор Пантелеевич
Ответчики
ОПФ и социального страхования по РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Морозко Ольга Романовна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
16.04.2024Передача дела судье
07.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2024Передано в экспедицию
07.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее