Дело № 2-71/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
9 июля 2020 года с. Тоора-Хем
Тоджинский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Тугур-оола Ч. Б.,
при секретаре Донгак Е. А.,
с участием истца – помощника прокурора Тоджинского района Республики Тыва Опай А.М.,
истца Чорбаа Т. Г.,
представителя ответчика - Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва Тулуш О. А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах Чорбаа Т. Г. к Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах Чорбаа Т. Г. (далее – Чорбаа) к Администрации Тоджинского кожууна (далее – Администрация) о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда.
В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в части проведения специальной оценки условий труда на основании заявления работника Администрации - <данные изъяты> Чорбаа, в ходе которой выявлено, что Администрацией не обеспечено проведение специальной оценки условий труда, в том числе на рабочем месте по должности <данные изъяты>, занимаемого Чорбаа, что существенно ограничивают права Чорбаа на безопасные условия труда. На основании изложенного прокурор просит обязать ответчика провести специальную оценку условий труда по должности начальника хозяйственного отдела Администрации в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор и Чорбаа Т. Г. иск поддержали, просили удовлетворить по указанным в нем доводам, полагая возможным исполнить решение суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что специальная оценка условий труда должности <данные изъяты> уже проведена.
Выслушав мнение сторон, изучив исковое заявление, исследовав все доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
На основании ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе, исполнять обязанности, предусмотренные законодательством о специальной оценке условий труда.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан, в том числе, обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Из материалов дела видно следующее.
Согласно заявлению Чорбаа, он обратился в прокуратуру района с заявлением от имени коллектива <данные изъяты>, где в том числе он жаловался на соблюдение работодателем охраны труда и техники безопасности в Администрации, а именно на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест.
По данному обращению прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в части проведения специальной оценки условий труда, в ходе которой выявлено, что Администрацией не обеспечено проведение специальной оценки условий труда, в том числе на рабочем месте по должности <данные изъяты>, занимаемого Чорбаа, что существенно ограничивают права Чорбаа на безопасные условия труда.
По факту выявленных нарушений прокурором в Администрацию внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Согласно ответу Администрации на представление прокурора, Администрация финансовых средств на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест не имеет. ДД.ММ.ГГГГ дан ответ о заключении гражданско-правового договора на проведение специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ подана заявка на его финансирование в 2020 году в размере 30 000 рублей, после чего он будет проведён.
Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ, между Администрацией и ООО «Благотворительный фонд санитарно-эпидемиологического благополучия населения» заключен договор о проведении комплекса работ по специальной оценки условий труда на 15 рабочих местах Администрации, стоимость работ 30 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией подана заявка на финансирование в 2020 году стоимости оказания услуг по договору № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 30 000 рублей.
Согласно представленному в ходе рассмотрения дела заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, на рабочих местах, в том числе, <данные изъяты> проведена специальная оценка условий труда. Однако данное заключение не информативно, не содержит каких-либо сведений, с достоверностью подтверждающих факт действительного проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте.
В случае действительного проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте <данные изъяты>, суд может не приводить решение в исполнение, однако ответчику необходимо предоставить суду подтверждающие факт исполнения исковых требований прокурора с приложением всех подтверждающих документов.
Документы, представленные ответчиком, об отказе в занимании своего рабочего места работником Чорбаа суд считает не имеющими отношения к рассматриваемому делу.
Таким образом, доводы истца нашли свое подтверждение, ответчиком суду не представлены доказательства, которые могли бы полностью опровергнуть доводы истца, поэтому, у суда нет оснований не доверять представленным суду письменным доказательствам истца, так как они составлены в соответствии с требованиями гражданского законодательства, и признаны судом относимыми и допустимыми.
Не проведением специальной оценки условий труда на рабочем месте <данные изъяты> нарушаются права Чорбаа на безопасные условия труда, в чьих интересах с настоящим иском прокурор обратился в суд.
При таких обстоятельствах исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация, как орган местного самоуправления, от уплаты государственной пошлины освобождается.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах Чорбаа Т. Г. к Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести специальную оценку условий труда на рабочем месте по должности «<данные изъяты>».
Администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва от уплаты государственной пошлины освободить.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Тоджинский районный суд Республики Тыва.
Председательствующий Ч. Б. Тугур-оол