Решение по делу № 2а-82/2018 от 28.02.2018

Дело № 2а-82/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Солнцево Курской области 06 марта 2018 года

    Солнцевский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Озеровой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Коростелевой Н.Г.,

с участием представителя административного истца – заместителя прокурора Солнцевского района Курской области Михеевой Е.Н.,

представителя административного ответчика – главы Субботинского сельсовета Солнцевского района Курской области Вялых А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Солнцевского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Субботинского сельсовета Солнцевского района Курской области об оспаривании правового акта органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Солнцевского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании правового акта органа местного самоуправления, мотивируя тем, что прокуратурой Солнцевского района Курской области в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации 02.10.2007 г. № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления», в связи с изменениями федерального законодательства проведен мониторинг нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регламентирующих определение границ прилегающих к некоторым организациям (учреждениям) и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, принятых в 2013 году. По результатам проведенного мониторинга прокуратурой района установлено, что отдельные нормы указанных муниципальных нормативных правовых актов не приведены в соответствие с Федеральным законом от 29.07.2017 г. № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничения потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Проведенный мониторинг показал, что администрацией Субботинекого сельсовета Солнцевского района 29.04.2013 года утверждено постановление № 29 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям (учреждениям) и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Субботинского сельсовета Солнцевского района».

Данное постановление вступило в силу с момента официального опубликования (обнародования), однако в части противоречит нормам действующего законодательства в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, поэтому подлежит приведению в соответствие с законом.

    В судебном заседании представитель административного истца - заместитель прокурора Солнцевского района Курской области Михеева Е.Н. поддержала административное исковое заявление по вышеизложенным основаниям и просила суд его удовлетворить.

Представитель административного ответчика – глава Субботинского сельсовета Солнцевского района Курской области Вялых А.В. в судебном заседании административные исковые требования прокурора признала в полном объеме.

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 208 КАС РФ установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

В силу пункта 7 статьи 213 названного Кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 этой статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 8 и 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

По делу установлено, что прокуратурой Солнцевского района Курской области в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации 02.10.2007 г. № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления», в связи с изменениями федерального законодательства проведен мониторинг нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регламентирующих определение границ прилегающих к некоторым организациям (учреждениям) и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, принятых в 2013 году. По результатам проведенного мониторинга прокуратурой района установлено, что отдельные нормы указанных муниципальных нормативных правовых актов не приведены в соответствие с Федеральным законом от 29.07.2017 г. № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничения потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

06.09.2017 года прокуратурой района в адрес глав муниципальных образований направлено 7 предложений о проведении мониторинга принятых нормативных правовых актов об определении границ прилегающих территорий и внесении изменений в указанные акты, которые остались без должного внимания.

Проведенный мониторинг показал, что администрацией Субботинекого сельсовета Солнцевского района 29.04.2013 года утверждено постановление № 29 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям (учреждениям) и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Субботинского сельсовета Солнцевского района».

Данное постановление вступило в силу с момента официального опубликования (обнародования), однако в части противоречит нормам действующего законодательства в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, поэтому подлежит приведению в соответствие с законом.

В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта.

В соответствии с ч.4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции Федерального № 278-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции.

Статьей 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции Федерального № 278-ФЗ) определены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.

В соответствии с требованиями абзацев третьего и четвертого пункта 8 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции Федерального закона № 278-ФЗ) органы государственной власти и органы местного самоуправления - одновременно с официальным опубликованием муниципального правового акта об определении границ прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, информируют о нем расположенные на их территориях организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажи вина (игристого вина), при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.

Однако, постановление администрации Субботинского сельсовета не содержит указанных норм действующего законодательства о том, что администрация одновременно с официальным опубликованием муниципального правового акта об определении границ прилегающих территорий, информирует о нем расположенные на их территориях организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажи вина (игристого вина), при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.

В связи с этим, постановление администрации Субботинского сельсовета Солнцевского района Курской области от 29.04.2013 г. № 29 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям (учреждениям) и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Субботинского сельсовета» в части противоречит статье 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции Федерального № 278-ФЗ) и подлежит приведению в соответствие с законом.

16.01.2018 года прокуратурой Солнцевского района в адрес главы Субботинского сельсовета Солнцевского района принесен протест на незаконное постановление, которое нарушает права неопределенного круга лиц на территории муниципального образования. По результатам рассмотрения протеста администрацией Субботинского сельсовета принято постановление от 19.01.2018г. № 2 «Об утверждении Порядка информирования о муниципальном правовом акте об определении границ прилегающих территорий, на которых не допускаются розничная продажа алкогольной продукции».

Однако, указанное постановление не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку принято за пределами компетенции сельского поселения. Поэтому прокуратурой указанное постановление опротестовано.

Оспариваемое постановление является нормативно-правовым, поскольку содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, применение данных актов и вступление в законную силу не связано с их официальным опубликованием для всеобщего сведения.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет неограниченный срок действия, признание его положений не действующими с момента вступления в силу судебного решения, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты

    При таких обстоятельствах суд считает требования прокурора Солнцевского района Курской области об оспаривании правового акта органа местного самоуправления подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, 215, 216 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Административное исковое заявление прокурора Солнцевского района Курской области удовлетворить.

Признать недействующим постановление администрации Субботинского сельсовета Солнцевского района Курской области от 29.04.2013 года №29 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям (учреждениям) и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Субботинского сельсовета» с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Солнцевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2018 года.

Судья Н.В.Озерова

2а-82/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Солнцевского района Курской области
Ответчики
Администрация Субботинского сельсовета
Суд
Солнцевский районный суд Курской области
Судья
Озерова Н.В.
Дело на сайте суда
solncevsky.krs.sudrf.ru
28.02.2018Регистрация административного искового заявления
28.02.2018Передача материалов судье
02.03.2018Решение вопроса о принятии к производству
02.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2018Подготовка дела (собеседование)
06.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2018Судебное заседание
13.04.2020Регистрация административного искового заявления
13.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Подготовка дела (собеседование)
13.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Дело оформлено
13.04.2020Дело передано в архив
06.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее