Дело № 2-81/2020
(№44RS0001-01-2019-003976-64)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2020 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе:
судьи Шуваловой И.В.,
с участием помощника прокурора Андроновой Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Исуповой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к В.В.А., В.Т.Н., В.И.В. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении и аннулировании регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с указанным иском, свои требования мотивировало тем, что Из документов, поступивших из Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ), следует, что В.В.А., В.Т.Н., В.И.В. (далее также - Ответчики) незаконно удерживает служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Помещение является собственностью Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ).Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> №. Стоит повторно отметить, что служебные жилые помещения в силу закона (статья 93 ЖК РФ) предоставляются гражданам исключительно в связи с характером их трудовых отношений либо в связи с прохождением военной службы. Спорное жилое помещение предоставлено В.В.А. на основании ордера № как военнослужащему. На копии ордера усматривается, что он действителен до <дата> ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от <дата> № Ответчику направлено уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих право проживания в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации в срок до <дата>, однако данное требование Ответчиком выполнено не было. Ответчиком, в нарушение законного требования собственника жилого помещения, до настоящего момента спорное жилое помещение не освобождено - требование об освобождении квартиры Ответчик не выполнил - в адрес ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ Ответчиком не представлены документы, подтверждающие освобождение жилого помещения (договор найма служебного жилого помещения, выписка из домовой книги с отметками о снятии с регистрационного учета, копия финансового лицевого счета с отметками о его закрытии и отсутствии задолженности, копия акта приема-передачи жилого помещения с отметкой о сдаче ключей в управляющую компанию). Согласно копии выписки по лицевому счету от <дата> и копии справки о регистрации от <дата> № Ответчики зарегистрированы1 в спорном жилом помещении, долг по оплате квартплаты и коммунальных услуг на <дата> составляет ... руб. Актом установления фактического проживания от <дата> установлено, что по состоянию на <дата> Ответчики проживают в спорном жилом помещении. Учитывая, что Министерство обороны Российской Федерации лишено возможности распоряжаться принадлежащим ему имуществом, указанное имущество подлежит истребованию у Ответчика. В таком поведении нанимателя служебного жилого помещения усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В связи с изложенным просили устранить нарушения прав собственника в отношении служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и прекратить право пользования В.В.А., В.Т.Н., В.И.В. указанным помещением; выселить В.В.А., В.Т.Н., В.И.В. из спорного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; снять В.В.А., В.Т.Н., В.И.В. с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
В судебное заседание Министерство обороны Российской Федерации своего представителя не направило, в заявлении просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик В.Т.Н., представитель В.В.А. на основании доверенности Емельянов А.А. исковые требования не признали. Емельянов А.А. суду пояснил, что, поскольку предъявленный иск носит виндикационный характер, в отношении заявленных требований подлежит применению срок исковой давности, который следует исчислять с даты увольнения В.В.А.- с <дата>. Позиция Верховного Суда РФ о длящихся правоотношениях по договору найма в данном случае применению не подлежит, поскольку В.В.А. и члены семьи были вселены не на основании договора найма, а на основании ордера. Поскольку ответчики были вселены в спорное жилое помещение в <дата>., при рассмотрении спора о возможности их выселения необходимо применять нормы ЖК РСФСР, в силу ст.108 которого не подлежали выселению без предоставления жилого помещения лица, уволенные по сокращению штатов, а также военнослужащие.
Ответчики В.В.А., В.И.В. в судебное заседание не явились, в заявлении В.И.В. просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ для участия в деле своего представителя не направили, направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ для участия в деле своего представителя не направили, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с п.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с «Положением о Министерстве обороны Российской Федерации», утв.Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004г. № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В частности, согласно п.7 Положения, Минобороны России осуществляет следующие полномочия: расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (п.п.68); осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (п.п.71).
Конкретные функции Министерства обороны РФ по управлению указанным федеральным имуществом закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом». Пункт 2 указанного Постановления Правительства гласит, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: а) осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства; к) предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях.
Кроме того, п.12 ст.1 Федерального закона от 31 мая 1996г. № 61-ФЗ «Об обороне» устанавливает, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно материалов дела жилой <адрес> является собственностью Российской Федерации и на праве оперативного управления закреплен за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с выпиской из ЕГРН <адрес> является общежитием.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях.
Как следует из ст.94 ЖК РФ, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Аналогичная норма содержалась в ст.109 ЖК РСФСР.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании ордера от <дата>. В.В.А., военнослужащему в/ч 52940, было предоставлено жилое помещение в общежитии - комната <адрес>, на период его работы на данном предприятии. Совместно с В.В.А. были вселены его жена В.Т.Н., дети В.А.В., В.И.В.
Как следует из справки от <дата> В.В.А. проходил военную службу по контракту в период с <дата> по <дата>., уволен с военной службы по пп. «а» п.2 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»- в связи с организационно-штатными мероприятиями. Выслуга лет в Вооруженных Силах на 10.08.2005г. составила 9 лет 07 мес.23 дня.
На день рассмотрения спора в суде в служебном жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы и фактически проживают В.В.А., его жена В.Т.Н., дочь В.И.В.
Согласно ч.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Частью 1 ст.103 ЖК РФ определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержались и в ст.ст.105,107 ЖК РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения В.В.А.
Часть 2 ст.103 ЖК РФ определяет перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный ч.2 ст.103 ЖК РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставляемых им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Из содержания приведенных положений ст. 13 Вводного закона следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из общежития без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в ст.108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01 марта 2005 г.) при одновременном наличии следующих условий: а) указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие ЖК РФ не допускалось ст. 108 ЖК РСФСР; б) такой статус эти лица должны были приобрести до 1 марта 2005 г.; в) эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
Между тем, как установлено в ходе рассмотрения дела В.В.А. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем исковые требования Министерства обороны РФ о прекращении права жилым помещением и выселении подлежат удовлетворению.
Поскольку право ответчиков В.Т.Н., В.И.В. на проживание и пользование спорным жилым помещением производно от прав на него В.В.А., указанные ответчики также подлежат выселению из жилого помещения по адресу: <адрес>
Согласно п.п. 16, 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания в пределах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания его утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в силу решения суда
Таким образом, В.В.А., В.Т.Н., В.И.В. подлежат снятию с регистрационного учета по адресу: <адрес>
В ходе рассмотрения дела представителем ответчика заявлено ходатайство об отказе в исковых требованиях в связи с истечением срока исковой давности по требованиям о выселении. При этом из пояснений представителя ответчика следует, что оснований для признания правоотношений сторон длящимися не имеется, поскольку В.В.А. и члены семьи были вселены не на основании договора найма, а на основании ордера
Суд полагает, что данный довод не основан на законе по следующим основаниям.
В силу положений ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В соответствии с п. 10 Примерного положения об общежитиях, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 11.08.1988 № 328, жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме.
В данном случае выданный В.В.А. ордер на право занятия комнаты в общежитии в связи с работой является подтверждением возникших из договора найма служебного жилого помещения правоотношений между Министерством обороны РФ и В.В.А.
По смыслу приведенных выше норм ч.3 ст.104 ЖК РФ, ч.1 ст.103 ЖК РФ прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Учитывая, что возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, правоотношения по найму служебного жилого помещения, не прекратили своего действия, оснований для исчисления срока исковой давности с даты увольнения В.В.А. со службы, а равно и применения исковой давности в рассматриваемом споре не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Прекратить право пользования В.В.А., В.Т.Н., В.И.В. жилым помещением по адресу: <адрес>.
Выселить В.В.А., В.Т.Н., В.И.В. из жилого помещения по адресу: <адрес>
Аннулировать регистрацию В.В.А., В.Т.Н., В.И.В. в жилом помещении по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы.
Судья И.В. Шувалова