№ 12-1702/2020
Р Е Ш Е Н И Е
10 дата Москва
Судья Дорогомиловского районного суда адрес Рудакова Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя наименование организации по доверенности Андрианова Н.А., на постановление №ЗЕМ-141/2019, вынесенное начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении наименование организации,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением №ЗЕМ-141/2019 по делу об административном правонарушении от дата, вынесенным начальником отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) наименование организации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с указанным постановлением, представителем наименование организации подана жалоба, в которой он просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на нарушение норм материального и процессуального права.
Представитель наименование организации по доверенности – Андрианов Н.А.. в судебном заседании доводы жалобы подержал.
Выслушав участника процесса, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до сумма прописью.
Согласно материалам дела, дата Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) проведена проверка наименование организации на земельных участках сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства, в ходе которой, установлено, что имелось зарастание древесно-кустарниковой и сорной растительностью, перекрытие плодородного слоя почвы строительными грунтами, грунтами неизвестного происхождения и отходами производства и потребления, коммунальными и твердыми бытовыми отходами, отходами производства и потребления (лом стекла, лом асфальта, битум, смола, старые автопокрышки).
Согласно данным из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости: земельный участок категории: «земли сельскохозяйственного назначения», с разрешенным видом использования: «для сельскохозяйственного производства», оборот которых регулируется Федеральным законом №101-ФЗ от дата «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», расположенными в адрес, принадлежит наименование организации ИНН: 7731439854, что подтверждается записью в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сведения о границах участка внесены в государственный кадастр недвижимости и отображены на кадастровой карте адрес.
Судом изучены фотографии, находящиеся в деле об административном правонарушении, представленном Россельхознадзором, согласно которым, на участках имеется высокая трава, имеются единичные камни, однако из данных фотографий не следует, что участок замусорен битумом, асфальтом, стеклом.
Наличие на участках сорной травы представитель наименование организации мотивировал тем, что дата сельскохозяйственные работы прекращены, в связи с чем почвы зарастают травой до следующего сельскохозяйственного сезона. Суд относится к данному выводу критически, поскольку собственник участка обязан следить за состоянием земель в любое время года, убирать лишнюю траву, древесно-кустарниковую растительность.
Таким образом, суд признает обоснованным привлечение к административной ответственности наименование организации в связи с неисполнением обязанности по содержанию земель, но считает возможным исключить из обжалуемого постановления указание на перекрытие плодородного слоя почвы строительными грунтами, грунтами неизвестного происхождения и отходами производства и потребления, коммунальными и твердыми бытовыми отходами, отходами производства и потребления (лом стекла, лом асфальта, битум, смола, старые автопокрышки), как не подтвержденное материалами дела.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших его совершению.
В силу ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении указываются дата, место составления постановления, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья, предусматривающая административную ответственность и мотивированное решение по делу.
Данные условия должностным лицом были соблюдены. В постановлении приведены данные, на основании которых должностное лицо пришло к выводу о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования и охраны земель, имеющих определенное целевое назначение.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Пунктами 1, 2, 3 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности (ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии со ст. 1 и ст. 8 Федерального закона от дата № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. При этом плодородие земель сельскохозяйственного назначения - это способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений; воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения - сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий; агротехнические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения; агрохимические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов и пестицидов в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей среды; мелиоративные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ; фитосанитарные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений.
Пункт 1 статьи 7 Закона адрес от дата № 212/2006-ОЗ «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в адрес» обязывает собственников, землевладельцев землепользователей и арендаторов земельных участков проводить внутрихозяйственное землеустройство, в том числе сохранять, рационально использовать и повышать плодородие земель сельскохозяйственного назначения.
Управление привлекло Заявителя к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ - невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, т.к. административное наказание по ст.8.7 КоАП РФ является более строгим, чем предусмотренное за порчу земель (ст.8.6 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч.2 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями.
Землями сельскохозяйственного назначения, согласно п.1 ст. 77 Земельного Кодекса РФ, признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно п.1 ст. 79 Земельного Кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с п. 1 ст. 76 Земельного кодекса РФ юридические лица обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Согласно п.188 ГОСТ 16265-89, под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.
В соответствии со ст.8 Федерального закона № 101 -ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п.5.1 ст.7 Закона №212/2006-03 «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в адрес» собственники земельных участков обязаны получить паспорт плодородия земельного участка.
В соответствии с п.1,2 ст.8 Закона №212/2006-03 «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в адрес» паспорт плодородия земельного участка является документом, характеризующим уровень почвенного плодородия и его изменения в процессе хозяйственного использования земельного участка; паспорт плодородия земельного участка оформляется на основе результатов проведения специализированной организацией почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований и передается собственникам, землевладельцам, землепользователям и (или) арендаторам земельных участков.
Из фототаблицы, являющейся приложением к акту проверки, установлено, что на момент проверки на земельном участке имеется травостой, а также древесно-кустарниковые растения, однако вывод о том. что плодородный слой почвы перекрыт отходами производства, коммунальными и твердыми бытовыми отходами, нарушен естественный почвенный покров плодородного слоя почвы суд сделать не может.
Указанные факты и бездействие, приведшее к этому, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Исключение указание на то, что плодородный слой почвы перекрыт отходами производства, коммунальными и твердыми бытовыми отходами, не влечет отмену постановления, поскольку помимо указанного нарушения наименование организации вменено зарастание участков сорными травами, древесно-кустарниковой растительностью, что также образует состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 адрес.
Исходя из совокупности вышеприведенных доказательств орган административной юрисдикции обоснованно пришел к выводу о том, что юридическое лицо наименование организации не выполнило установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. адрес, принадлежащей на праве собственности наименование организации, для сельскохозяйственного производства не используется, и характеризуется плотным зарастанием древесно-кустарниковой растительностью и сорной травой, что подтверждается совокупностью приведенных доказательств, которым должностным лицом административного органа дана объективная и всесторонняя оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Таким образом, действия наименование организации по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ должностным лицом Россельхознадзора квалифицированы правильно.
При таких обстоятельствах, поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено нарушений норм материального и процессуального права, суд приходит к выводу об удовлетворении жалобы частично.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,
Р Е Ш И Л:
Постановление №ЗЕМ-141/2019, вынесенное начальником отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении наименование организации - изменить, исключить из указанного постановления указание на перекрытие плодородного слоя почвы отходами производства, коммунальными и твердыми бытовыми отходами, в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья
1