№ 4А-1016/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
24 декабря 2018 года г. Сыктывкар
Заместитель председателя Верховного Суда Республики Коми Юдин А.В., рассмотрев жалобу ООО «Воркутинские ТЭЦ» на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Тундрового судебного участка г. Воркуты Республики Коми от 06.07.2018 и решение судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 10.09.2018
по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.2 КоАП РФ,
установил:
Постановлением мирового судьи Тундрового судебного участка г. Воркуты Республики Коми от 06.07.2018 ООО «Воркутинские ТЭЦ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.2 КоАП РФ, и с учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 10.09.2018 приведенное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО «Воркутинские ТЭЦ» без удовлетворения.
В жалобе Общество просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы приводят доводы и дают свою оценку обстоятельствам и доказательствам по делу.
Проверив материалы истребованного дела, изучив доводы, прихожу к следующему.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Часть 1 статьи 14.1.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона №99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно пункту 27 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте является деятельностью, подлежащей лицензированию.
В силу статьи 8 указанного Закона лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации № 221 от 21 марта 2012 года утверждено Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, согласно которому лицензию обязаны получать все юридические лица, осуществляющие лицензируемую деятельность, в том числе на железнодорожных подъездных путях независимо от отнесения данных путей к путям общего и не общего пользования.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Воркутинской транспортной прокуратурой проверки в период с 26.03.2018 по 07.05.2018 выявлены факты осуществления ООО «Воркутинские ТЭЦ» предпринимательской деятельности без лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
01.01.2017 между ООО «Воркутинские ТЭЦ» и АО «Воркутауголь» заключен договор №7-ПУ на оказание услуг, связанных с подачей, уборкой вагонов, по условиям которого АО осуществляет подачу вагонов под выгрузку грузов, в том числе и опасных, на следующих объектах ООО «Воркутинские ТЭЦ»: Воркутинская ЦВК на путь 62 под выгрузку вагонов с кислотой, на пути №59 и 60 – с мазутом; Воркутинская ТЭЦ-1 на путь №39 – с кислотой, на путь №40 – с мазутом; Воркутинская ТЭЦ-2 на путь №30 – с мазутом, на путь №22 – с кислотой.
Таким образом, в ходе проверки было установлено нарушение требований законодательства ООО «Воркутинские ТЭЦ» на объектах Воркутинская ТЭЦ-1 и Воркутинская ТЭЦ-2, по результатам которой 30.05.2018 в отношении Общества вынесено два постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях по факту совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.1.2 КоАП РФ.
Признавая Общество виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.1.2 КоАП РФ, судьи обоснованно исходили из наличия в его действиях состава административного правонарушения и осуществления Обществом погрузочно-разгрузочной деятельности опасных грузов на железнодорожном транспорте без соответствующей лицензии.
Инициируя пересмотр вступивших в законную силу судебных актов заявитель указал на недоказанность неразрывной связи между выгрузкой опасных грузов и осуществлением предпринимательской деятельности, так как доказательств получения доходов от разгрузки и погрузки опасных грузов материалы дела не одержат.
Между тем, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 № 5129/12, для погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте требуется специальная лицензия вне зависимости от того, является ли этот вид деятельности основным для лица, фактически ее осуществляющего, и несмотря на наличие у него иных лицензий.
Поскольку указанная деятельность определена законом в качестве самостоятельного вида деятельности, требующего отдельного лицензирования, оснований для отмены судебных актов ввиду недоказанности получения от данной деятельности дохода не имеется.
Кроме того, суд пришел к обоснованному выводу о применении положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, в соответствии с которой, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что нарушения правил предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии, выявлены в ходе проведения одной проверки соблюдения действующего законодательства и допущены в результате осуществления одного вида деятельности при эксплуатации объектов, предоставленных АО «Воркутауголь», таким образом, нарушения были допущены обществом в результате одного бездействия.
В соответствии со статей 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Не нашел своего подтверждения и довод о действии Общества в состоянии крайней необходимости, так как в ходе проведенной проверки было установлено, что подача вагонов на объекты ООО «Воркутинские ТЭЦ» в рамках договорных отношений производилась в период с 2013 года по день выявления правонарушения, а не в связи со сложившейся чрезвычайной ситуацией.
Таким образом, оснований для освобождения Общества от административной ответственности в порядке статьи 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено, в данной ситуации действия Общества не могут рассматриваться как действия, направленные на устранение какой-либо угрозы жизни и здоровью, правам и охраняемым законом интересам граждан, общества или государства.
Пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Несогласие с выводами судебных инстанций, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела, а также иное толкование заявителем норм законодательства, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о нарушении судами нижестоящих инстанций норм материального и процессуального права, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Неустранимые сомнения в виновности Общества отсутствуют.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для отмены или изменения принятых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,
постановил:
Постановление мирового судьи Тундрового судебного участка г. Воркуты Республики Коми от 06.07.2018 и решение судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 10.09.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.2 КоАП РФ в отношении ООО «Воркутинские ТЭЦ» оставить без изменения, жалобу ООО «Воркутинские ТЭЦ» без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Заместитель председателя
Верховного Суда Республики Коми А.В. Юдин