Решение по делу № 33-2038/2023 от 03.05.2023

УИД № 69RS0014-02-2021-000875-81 судья Никитина Е.А. 2023 год

дело № 2 - 10/2022 (33 – 2038/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Тверской областной суд

в составе председательствующего судьи Кулакова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Селянкиной А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Твери

11 мая 2023 года

дело по частной жалобе Муниципального учреждения «Администрация городского поселения - город Конаково Конаковского района Тверской области на определение Конаковского городского суда Тверской области от 23 марта 2023 года, которым постановлено:

«отказать Муниципальному учреждению «Администрация городского поселения - город Конаково» Тверской области в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Конаковского городского суда Тверской области от 20 мая 2022 года по гражданскому делу на срок 6 месяцев»,

установил:

Муниципальное учреждение «Администрация городского поселения город Конаково» Тверской области обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Конаковского городского суда Тверской области от 20 мая 2022 года сроком на 6 месяцев.

Представитель администрации города Конаково и Отдела по управлению имуществом и земельным отношениям администрации города Конаково Тверской области Соловьев В.О. в судебном заседании поддержал доводы заявления.

Заинтересованные лица Ушакова Л.Е. и Кузнецов А.Е. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, их представитель Васильева И.А. в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений, просила в удовлетворении заявления отказать.

Заинтересованное лицо Министерство строительства Тверской области своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрения заявления извещено надлежащим образом, представлены ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствии представительства Министерства, а также письменные пояснения, в которых указано об обоснованности заявления администрации о предоставлении отсрочки.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрения заявления извещено надлежащим образом.

Судом постановлено приведенное выше определение.

В частной жалобе МУ Администрация городского поселения - город Конаково Конаковского района Тверской области ставится вопрос об отмене определения суда и принятии по делу нового судебного акта о предоставлении отсрочки.

В обоснование жалобы воспроизведены доводы заявления о предоставлении отсрочки, указано, что суд не принял во внимание довод заявителя о том, что механизм исполнения решения суда установлен Постановлением Правительства Тверской области от 10 апреля 2019 года № 108-пп. Однако, прописанный законодательством Тверской области механизм передачи гражданину благоустроенного жилого помещения не позволяет исполнить администрации города Конаково решение суда без передачи такого жилого помещения из государственной собственности Тверской области в муниципальную собственность, что является исключительными (неустранимыми) обстоятельствами, при которых требуется предоставление отсрочки.

В письменном отзыве на частную жалобу заинтересованное лицо Министерство строительства Тверской области полагало доводы частной жалобы обоснованными.

Представитель заинтересованных лиц Ушаковой Л.Е. и Кузнецова А.Е. по доверенности Васильева И.А. в письменных возражениях, критикуя доводы частной жалобы как несостоятельные, просила оставить определение суда без изменения.

В порядке ст. 333 Гражданского процессуального кодекса РФ данная частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда.

Согласно ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, данным в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

Вопрос о наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что по заявлению лиц, участвующих в деле, суд вправе решить вопрос об отсрочке, рассрочке исполнения решения при наличии установленных законом оснований и исходя из совокупности представленных сторонами доказательств с учетом принципов равноправия и состязательности сторон, необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников.

Предоставление отсрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда. Предоставление отсрочки предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, однако, отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя.

Из материалов дела усматривается, что решением Конаковского городского суда Тверской области от 20 мая 2022 года Администрация города Конаково Тверской области обязана предоставить Ушаковой Л.Е. и Кузнецову А.Е. на праве собственности по 1/2 доле в праве каждому другое благоустроенное жилое помещение (квартиру) в городе <адрес> взамен изымаемого жилого помещения (двухкомнатной квартиры) с кадастровым номером , находящегося на первом этаже в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, и доли в праве собственности на земельный участок площадью 314 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>, согласно Постановлению Правительства Тверской области от 10 апреля 2019 года № 108-пп и Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в срок до 31 января 2023 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 04 августа 2022 года решение Конаковского городского суда Тверской области от 20 мая 2022 года оставлено без изменений.

Решение суда администрацией города Конаково Тверской области не исполнено.

Из материалов дела следует, что Министерством строительства Тверской области изменения в Программу о переселении с целью предоставления Ушаковой Л.Е. и Кузнецову А.Е. квартиры не внесено. 28 февраля 2023 года Бюджетной комиссией Тверской области принято решение о внесении изменений в закон Тверской области от 29 декабря 2022 года № 111-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» в части увеличения в 2023 году бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы Тверской области «Создание условий для комплексного развития территории Тверской области, обеспечения доступным и комфортным жильем и объектами инфраструктуры населения Тверской области» на 2019 - 2025 годы».

После приведения нормативных правовых актов в соответствие с решением суда будут проведены конкурентные процедуры по приобретению жилого помещения для Ушаковой Л.Е. и Кузнецова А.Е., предусмотренные Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Информации о планируемом периоде приобретении жилого помещения Ушаковой Л.Е. и Кузнецову А.Е. Министерством строительства Тверской области и администрацией города Конаково не представлено, в представленных письменных пояснениях Министерства не отражено.

Администрация города Конаково обращалась 09 сентября и 17 ноября 2022 года в Министерство строительства Тверской области с просьбой внести изменения в Адресную программу Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы с целью предоставления Кузнецову А.Е. и Ушаковой Л.Е. жилого помещения (квартиры) в городе <адрес> по 1/2 доле в праве каждому в срок до 31 января 2023 года.

Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, включен в региональную программу «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы», утвержденную Постановлением Правительства Тверской области от 10 апреля 2019 года № 108-пп.

Между тем, само изымаемое жилое помещение (двухкомнатная квартира) с кадастровым номером , находящееся на первом этаже в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в данную программу не включено.

Отказывая в предоставлении отсрочки, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности совершения исполнительных действий, которые позволили бы суду на законных основаниях отсрочить исполнение решения, а также не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность заявления об отсрочке исполнения судебного акта.

Суд апелляционной инстанции соглашается с приведенными в обжалуемом определении выводами, основанными на правильном применении норм гражданского процессуального права и фактических обстоятельствах дела.

Так, в соответствии с разъяснениями, данными в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.

Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных постановлений - это право суда с учетом имущественного положения сторон, либо других обстоятельств, обуславливающих невозможность немедленного и полного исполнения решения суда.

При рассмотрении требований об отсрочке или рассрочке исполнения решения бремя доказывания исключительности обстоятельств, являющихся основанием для их предоставления, лежит на заявителе.

Между тем, заявителем не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств, обусловливающих объективные препятствия к своевременному исполнению решения суда и являющихся основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного акта, с учетом мнения взыскателей. Приводимые доводы заявления не указывают на реальную возможность к определенному сроку по окончании испрашиваемой отсрочки (31 июля 2023 года) исполнить судебный акт.

Доказательства возможности исполнения решения суда по истечении срока испрашиваемой отсрочки заявителем не представлены, поэтому удовлетворение требований администрации города Конаково Тверской области об отсрочке исполнения судебного акта необоснованно отдалит его исполнение на неопределенный срок, что нарушит права взыскателей в связи с длительностью периода исполнения решения суда.

Кроме того, такой отсрочкой нарушаются как установленные законом, так и разумные сроки исполнения судебного акта.

При этом из резолютивной части решения Конаковского городского суда Тверской области от 20 мая 2022 года не следует, что обязанность администрации города Конаково предоставить Ушаковой Л.Е. и Кузнецову А.Е. на праве собственности по 1/2 доле в праве каждому другое благоустроенное жилое помещение (квартиру) в городе <адрес> взамен изымаемых жилого помещения и доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером напрямую поставлена в зависимость от внесения Министерством строительства Тверской области изменений в региональную программу «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы», утвержденную Постановлением Правительства Тверской области от 10 апреля 2019 года № 108-пп.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, доводы заявителя о невозможности исполнения решения суда о предоставлении взыскателям благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения и доли земельного участка, учитывая, что дом сгорел, ввиду необходимости проведения соответствующих процедур, связанных с положениями Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Закона Тверской области от 07 декабря 2015 года № 113-ЗО «О реализации части 2.1 статьи 20 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на территории Тверской области», заключением и исполнением конкурентных процедур и передачи от Министерства строительства Тверской области в муниципальную собственность жилого помещения, не могут быть приняты во внимание, поскольку сами по себе не являются основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда и не освобождают администрацию города Конаково Тверской области от исполнения обязанности, установленной судом, при этом должник должен был учитывать и принимать надлежащие меры к исполнению своих обязательств, исходя из возложенной на орган местного самоуправления публичной обязанности по обеспечению жилищных прав граждан.

Доказательств наличия иных исключительных обстоятельств, при которых требуется предоставление отсрочки исполнения решения суда, заявителем суду не представлено.

В рассматриваемом случае взыскатель относится к особой категории граждан, подлежащей государственной защите, при этом действующее жилищное законодательство предусматривает, что отсутствие в законе указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, то предоставление судом отсрочки исполнения судебного решения не соответствует правовым принципам, ставит в неравное положение участников рассматриваемых правоотношений, ущемляет интересы взыскателя, не обеспечивает баланс интересов сторон, а равно противоречит принципу разумного срока исполнения судебных актов, закрепленного в ч. 1 ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Длительное неисполнение вступившего в законную силу решения суда противоречит общим целям правосудия и исполнительного производства, нарушает права взыскателей на исполнение судебного решения в разумный срок.

Удовлетворение требований администрации города Конаково Тверской области об отсрочке исполнения решения суда необоснованно отдалит его исполнение на неопределенный срок, что нарушит права взыскателей в связи с длительностью периода исполнения решения суда.

Ссылка администрации города Конаково Конаковского района Тверской области на зависимость исполнения решения от действий третьих лиц, повторно изложенная в частной жалобе, подлежит отклонению, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для неисполнения решения суда.

Учитывая изложенное, в данном случае отсрочка исполнения решения суда отдалит реальную защиту нарушенных и охраняемых законом интересов Ушаковой Л.Е. и Кузнецова А.Е.., а ее предоставление будет нарушением прав взыскателей, в частности их конституционного права на жилище, закрепленного статьей 40 Конституции Российской Федерации.

Доводы частной жалобы повторяют позицию заявителя в суде первой инстанции, по существу направлены на иную оценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судьи при разрешении вопроса о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.

При таких обстоятельствах обжалуемое определение является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам частной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

определение Конаковского городского суда Тверской области от 23 марта 2023 года оставить без изменения, частную жалобу Муниципального учреждения «Администрация городского поселения - город Конаково Конаковского района Тверской области – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 мая 2023 года.

Председательствующий А.В. Кулаков

УИД № 69RS0014-02-2021-000875-81 судья Никитина Е.А. 2023 год

дело № 2 - 10/2022 (33 – 2038/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Тверской областной суд

в составе председательствующего судьи Кулакова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Селянкиной А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Твери

11 мая 2023 года

дело по частной жалобе Муниципального учреждения «Администрация городского поселения - город Конаково Конаковского района Тверской области на определение Конаковского городского суда Тверской области от 23 марта 2023 года, которым постановлено:

«отказать Муниципальному учреждению «Администрация городского поселения - город Конаково» Тверской области в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Конаковского городского суда Тверской области от 20 мая 2022 года по гражданскому делу на срок 6 месяцев»,

установил:

Муниципальное учреждение «Администрация городского поселения город Конаково» Тверской области обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Конаковского городского суда Тверской области от 20 мая 2022 года сроком на 6 месяцев.

Представитель администрации города Конаково и Отдела по управлению имуществом и земельным отношениям администрации города Конаково Тверской области Соловьев В.О. в судебном заседании поддержал доводы заявления.

Заинтересованные лица Ушакова Л.Е. и Кузнецов А.Е. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, их представитель Васильева И.А. в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений, просила в удовлетворении заявления отказать.

Заинтересованное лицо Министерство строительства Тверской области своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрения заявления извещено надлежащим образом, представлены ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствии представительства Министерства, а также письменные пояснения, в которых указано об обоснованности заявления администрации о предоставлении отсрочки.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрения заявления извещено надлежащим образом.

Судом постановлено приведенное выше определение.

В частной жалобе МУ Администрация городского поселения - город Конаково Конаковского района Тверской области ставится вопрос об отмене определения суда и принятии по делу нового судебного акта о предоставлении отсрочки.

В обоснование жалобы воспроизведены доводы заявления о предоставлении отсрочки, указано, что суд не принял во внимание довод заявителя о том, что механизм исполнения решения суда установлен Постановлением Правительства Тверской области от 10 апреля 2019 года № 108-пп. Однако, прописанный законодательством Тверской области механизм передачи гражданину благоустроенного жилого помещения не позволяет исполнить администрации города Конаково решение суда без передачи такого жилого помещения из государственной собственности Тверской области в муниципальную собственность, что является исключительными (неустранимыми) обстоятельствами, при которых требуется предоставление отсрочки.

В письменном отзыве на частную жалобу заинтересованное лицо Министерство строительства Тверской области полагало доводы частной жалобы обоснованными.

Представитель заинтересованных лиц Ушаковой Л.Е. и Кузнецова А.Е. по доверенности Васильева И.А. в письменных возражениях, критикуя доводы частной жалобы как несостоятельные, просила оставить определение суда без изменения.

В порядке ст. 333 Гражданского процессуального кодекса РФ данная частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда.

Согласно ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, данным в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

Вопрос о наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что по заявлению лиц, участвующих в деле, суд вправе решить вопрос об отсрочке, рассрочке исполнения решения при наличии установленных законом оснований и исходя из совокупности представленных сторонами доказательств с учетом принципов равноправия и состязательности сторон, необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников.

Предоставление отсрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда. Предоставление отсрочки предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, однако, отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя.

Из материалов дела усматривается, что решением Конаковского городского суда Тверской области от 20 мая 2022 года Администрация города Конаково Тверской области обязана предоставить Ушаковой Л.Е. и Кузнецову А.Е. на праве собственности по 1/2 доле в праве каждому другое благоустроенное жилое помещение (квартиру) в городе <адрес> взамен изымаемого жилого помещения (двухкомнатной квартиры) с кадастровым номером , находящегося на первом этаже в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, и доли в праве собственности на земельный участок площадью 314 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>, согласно Постановлению Правительства Тверской области от 10 апреля 2019 года № 108-пп и Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в срок до 31 января 2023 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 04 августа 2022 года решение Конаковского городского суда Тверской области от 20 мая 2022 года оставлено без изменений.

Решение суда администрацией города Конаково Тверской области не исполнено.

Из материалов дела следует, что Министерством строительства Тверской области изменения в Программу о переселении с целью предоставления Ушаковой Л.Е. и Кузнецову А.Е. квартиры не внесено. 28 февраля 2023 года Бюджетной комиссией Тверской области принято решение о внесении изменений в закон Тверской области от 29 декабря 2022 года № 111-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» в части увеличения в 2023 году бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы Тверской области «Создание условий для комплексного развития территории Тверской области, обеспечения доступным и комфортным жильем и объектами инфраструктуры населения Тверской области» на 2019 - 2025 годы».

После приведения нормативных правовых актов в соответствие с решением суда будут проведены конкурентные процедуры по приобретению жилого помещения для Ушаковой Л.Е. и Кузнецова А.Е., предусмотренные Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Информации о планируемом периоде приобретении жилого помещения Ушаковой Л.Е. и Кузнецову А.Е. Министерством строительства Тверской области и администрацией города Конаково не представлено, в представленных письменных пояснениях Министерства не отражено.

Администрация города Конаково обращалась 09 сентября и 17 ноября 2022 года в Министерство строительства Тверской области с просьбой внести изменения в Адресную программу Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы с целью предоставления Кузнецову А.Е. и Ушаковой Л.Е. жилого помещения (квартиры) в городе <адрес> по 1/2 доле в праве каждому в срок до 31 января 2023 года.

Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, включен в региональную программу «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы», утвержденную Постановлением Правительства Тверской области от 10 апреля 2019 года № 108-пп.

Между тем, само изымаемое жилое помещение (двухкомнатная квартира) с кадастровым номером , находящееся на первом этаже в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в данную программу не включено.

Отказывая в предоставлении отсрочки, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности совершения исполнительных действий, которые позволили бы суду на законных основаниях отсрочить исполнение решения, а также не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность заявления об отсрочке исполнения судебного акта.

Суд апелляционной инстанции соглашается с приведенными в обжалуемом определении выводами, основанными на правильном применении норм гражданского процессуального права и фактических обстоятельствах дела.

Так, в соответствии с разъяснениями, данными в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.

Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных постановлений - это право суда с учетом имущественного положения сторон, либо других обстоятельств, обуславливающих невозможность немедленного и полного исполнения решения суда.

При рассмотрении требований об отсрочке или рассрочке исполнения решения бремя доказывания исключительности обстоятельств, являющихся основанием для их предоставления, лежит на заявителе.

Между тем, заявителем не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств, обусловливающих объективные препятствия к своевременному исполнению решения суда и являющихся основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного акта, с учетом мнения взыскателей. Приводимые доводы заявления не указывают на реальную возможность к определенному сроку по окончании испрашиваемой отсрочки (31 июля 2023 года) исполнить судебный акт.

Доказательства возможности исполнения решения суда по истечении срока испрашиваемой отсрочки заявителем не представлены, поэтому удовлетворение требований администрации города Конаково Тверской области об отсрочке исполнения судебного акта необоснованно отдалит его исполнение на неопределенный срок, что нарушит права взыскателей в связи с длительностью периода исполнения решения суда.

Кроме того, такой отсрочкой нарушаются как установленные законом, так и разумные сроки исполнения судебного акта.

При этом из резолютивной части решения Конаковского городского суда Тверской области от 20 мая 2022 года не следует, что обязанность администрации города Конаково предоставить Ушаковой Л.Е. и Кузнецову А.Е. на праве собственности по 1/2 доле в праве каждому другое благоустроенное жилое помещение (квартиру) в городе <адрес> взамен изымаемых жилого помещения и доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером напрямую поставлена в зависимость от внесения Министерством строительства Тверской области изменений в региональную программу «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы», утвержденную Постановлением Правительства Тверской области от 10 апреля 2019 года № 108-пп.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, доводы заявителя о невозможности исполнения решения суда о предоставлении взыскателям благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения и доли земельного участка, учитывая, что дом сгорел, ввиду необходимости проведения соответствующих процедур, связанных с положениями Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Закона Тверской области от 07 декабря 2015 года № 113-ЗО «О реализации части 2.1 статьи 20 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на территории Тверской области», заключением и исполнением конкурентных процедур и передачи от Министерства строительства Тверской области в муниципальную собственность жилого помещения, не могут быть приняты во внимание, поскольку сами по себе не являются основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда и не освобождают администрацию города Конаково Тверской области от исполнения обязанности, установленной судом, при этом должник должен был учитывать и принимать надлежащие меры к исполнению своих обязательств, исходя из возложенной на орган местного самоуправления публичной обязанности по обеспечению жилищных прав граждан.

Доказательств наличия иных исключительных обстоятельств, при которых требуется предоставление отсрочки исполнения решения суда, заявителем суду не представлено.

В рассматриваемом случае взыскатель относится к особой категории граждан, подлежащей государственной защите, при этом действующее жилищное законодательство предусматривает, что отсутствие в законе указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, то предоставление судом отсрочки исполнения судебного решения не соответствует правовым принципам, ставит в неравное положение участников рассматриваемых правоотношений, ущемляет интересы взыскателя, не обеспечивает баланс интересов сторон, а равно противоречит принципу разумного срока исполнения судебных актов, закрепленного в ч. 1 ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Длительное неисполнение вступившего в законную силу решения суда противоречит общим целям правосудия и исполнительного производства, нарушает права взыскателей на исполнение судебного решения в разумный срок.

Удовлетворение требований администрации города Конаково Тверской области об отсрочке исполнения решения суда необоснованно отдалит его исполнение на неопределенный срок, что нарушит права взыскателей в связи с длительностью периода исполнения решения суда.

Ссылка администрации города Конаково Конаковского района Тверской области на зависимость исполнения решения от действий третьих лиц, повторно изложенная в частной жалобе, подлежит отклонению, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для неисполнения решения суда.

Учитывая изложенное, в данном случае отсрочка исполнения решения суда отдалит реальную защиту нарушенных и охраняемых законом интересов Ушаковой Л.Е. и Кузнецова А.Е.., а ее предоставление будет нарушением прав взыскателей, в частности их конституционного права на жилище, закрепленного статьей 40 Конституции Российской Федерации.

Доводы частной жалобы повторяют позицию заявителя в суде первой инстанции, по существу направлены на иную оценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судьи при разрешении вопроса о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.

При таких обстоятельствах обжалуемое определение является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам частной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

определение Конаковского городского суда Тверской области от 23 марта 2023 года оставить без изменения, частную жалобу Муниципального учреждения «Администрация городского поселения - город Конаково Конаковского района Тверской области – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 мая 2023 года.

Председательствующий А.В. Кулаков

33-2038/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кузнецов А.Е.
Ушакова Л.Е.
Ответчики
Администрация г. Конаково
Отдел по управлению имуществом и земельными отношениями администрации г. Конаково
Суд
Тверской областной суд
Судья
Кулаков Александр Валерьевич
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
03.05.2023Передача дела судье
11.05.2023Судебное заседание
22.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2023Передано в экспедицию
11.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее