Решение по делу № 33-1557/2023 от 25.01.2023

Судья Трофимова Э.В.

Судья-докладчик Черемных Н.К. по делу № 33-1557/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 марта 2023 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи – председательствующего Герман М.А.,

судей Сальниковой Н.А. и Черемных Н.К.,

при секретаре Попугаевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер изъят (УИД Номер изъят) по исковому заявлению Областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Иркутска» к Аржитовой И.М. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице

по апелляционной жалобе представителя истца ОГКУ ЦЗН города Иркутска Ивановой С.Н. на решение Ленинского районного суда г.Иркутска от 12 октября 2022 года,

У С Т А Н О В И Л А:

ОГКУ ЦЗН города Иркутска обратилось в суд с иском к Аржитовой И.М., с учетом уточнений, просило взыскать с Аржитовой И.М. в пользу Иркутской области незаконно полученное пособие по безработице в размере 50 726,88 руб.

В обоснование исковых требований указано, что при обращении через портал «Работа в России» Центр занятости Дата изъята зарегистрировал Аржитову И.М. в качестве безработного с 18.05.2020. На период с 18.05.2020 по 17.05.2021 ответчику назначено пособие по безработице в размере 14 556 руб. в месяц. Согласно сведениям, полученным 28.09.2020, у Аржитовой И.М. отсутствует регистрация по постоянному месту жительства в г.Иркутске. Выплата пособия по безработице за период с Дата изъята по Дата изъята стала следствием предоставления ответчиком недостоверных сведений относительно места жительства. На момент обращения ответчика с заявлением о регистрации в качестве безработного техническая возможность проверки регистрации граждан по месту жительства у истца отсутствовала, стала возможной только после Дата изъята . Приказом Номер изъят от Дата изъята Аржитова И.М. снята с учета в качестве безработной с одновременным прекращением выплаты соответствующего пособия с Дата изъята .

Обжалуемым решением суда в удовлетворении исковых требований ОГКУ ЦЗН города Иркутска отказано.

В апелляционной жалобе представитель истца ОГКУ ЦЗН города Иркутска Иванова С.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

Указывает, что суд не принял во внимание, что истец в своей деятельности обязан строго соблюдать действующее законодательство. На момент обращения ответчика с заявлением о регистрации в качестве безработного техническая возможность проверки регистрации граждан по месту жительства у истца отсутствовала, стала возможной только после Дата изъята . Обязанность по проверке сведений, указанных гражданином в электронной форме заявления, отсутствовала и вменена Центрам занятости в соответствии с п. 4.1. Временных правил – 01.06.2020. Выплата ответчику пособия по безработице стала возможной в связи с ее недобросовестным поведением, указанием при обращении несоответствующих действительности сведений о ее регистрации по месту жительства.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Черемных Н.К., объяснения представителя истца ОГКУ ЦЗН города Иркутска Ивановой С.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.

Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ст. 31 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Порядок регистрации безработных граждан и Правила регистрации безработных граждан, действовавшие на дату возникновения спорных правоотношений, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891.

Пунктом 20 Правил регистрации безработных граждан (действовавших на момент регистрации истца в качестве безработного) предусмотрено, что снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в следующих случаях: а) признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»; д) попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее по тексту - Временные правила), которыми устанавливается порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее по тексту - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (абз.2 п.1 Временных правил).

Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (абз.1 п.2 Временных правил).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее по тексту - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абз. 2 п. 2 Временных правил).

Согласно п. 3 Временных правил постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (п.8 Временных правил).

В силу п.10 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (п.11 Временных правил).

Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (п. 12 Временных правил).

Пунктом 19 Временных правил установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абз. 2 п. 19 Временных правил).

Распоряжением Министерства труда и занятости Иркутской области от 29.05.2020 № 194-мр с 01.06.2020 областные государственные казенные учреждения Центры занятости населения городов и районов Иркутской области переведены на дистанционный режим работы, исключающий личное посещение гражданами ОГКУ ЦЗН.

Распоряжением ОГКУ ЦЗН г. Иркутска от 29.05.2020 № 142 с 01.06.2020 ОГКУ ЦЗН г. Иркутска переведено на дистанционный режим работы, исключающий личное посещение гражданами ОГКУ ЦЗН г. Иркутска.

В соответствии с п. 4(1) Временных правил Центры занятости населения с 01.06.2020 запрашивают сведения в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы - о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.

Письмом от 04.06.2020 Министерство труда и занятости Иркутской области информировало центры занятости населения городов и районов Иркутской области о появлении технической возможности в программном комплексе «Катарсис» и через систему межведомственного электронного взаимодействия направления запросов сведений, в том числе о регистрации по месту жительства, по месту пребывания.

Установлено, что Дата изъята посредством информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» Аржитова И.М. подала заявление о постановке на учет в качестве безработного в целях поиска подходящей работы.

Приказом ОГКУ ЦЗН г. Иркутска от Дата изъята Номер изъят Аржитова И.М. признана безработной с Дата изъята , ей назначено пособие по безработице в размере (данные изъяты) на период выплаты с Дата изъята по Дата изъята .

Приказом от Дата изъята Номер изъят Аржитова И.М. исключена из начислений пособия по безработице.

Приказом от Дата изъята Номер изъят выплата пособия по безработице Аржитовой И.М. прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.

Приказом от Дата изъята Номер изъят Аржитова И.М. снята с регистрационного учета в качестве безработного.

Обращаясь в суд с иском о взыскании с Аржитовой И.М. незаконно полученного пособия по безработице представитель истца ссылался в обоснование своих требований на то, что на момент подачи заявления ответчик указала адрес места жительства (пребывания): <адрес изъят>, тогда как согласно адресной справке Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области по указанному адресу ответчик зарегистрирована с Дата изъята ; до указанной даты ответчик имела регистрацию по адресу: <адрес изъят>

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения в ОГКУ ЦЗН г. Иркутска Аржитова И.М. имела право на получение пособия по безработице; в ее действиях при получении пособия по безработице не установлено недобросовестности; отсутствие на момент рассмотрения заявления Аржитовой И.М. технической возможности в рамках электронного документооборота получения сведений о регистрации гражданина по месту жительства/пребывания не снимало с истца обязанности с целью исключения оснований для отказа в постановке на учет в качестве безработного в отведенный для принятия решения 11-дневный срок запросить необходимые сведения в ином порядке, на бумажном носителе; объективные сложности в работе центров занятости населения ввиду складывающейся в рассматриваемый период эпидемиологической ситуации в целом по стране и в конкретном регионе не могут порождать для соискателя государственной услуги по поиску работы, с учетом конкретных обстоятельств по делу, имущественную ответственность за то, что проверка представленных сведений и документов проведена не полностью.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия также исходит из того, что в силу ст.ст. 1102, 1109 ГК РФ неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (ст.1109 ГК РФ) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 № 10-П, содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ст. 17, ч. 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Эти нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением социальных выплат.

Доказательств недобросовестности ответчика при получении пособия истцом суду представлено не было, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований отсутствовали.

Доводы апелляционной жалобы представителя истца ОГКУ ЦЗН города Иркутска Ивановой С.Н. о том, что на момент обращения ответчика с заявлением о регистрации в качестве безработного техническая возможность проверки регистрации граждан по месту жительства у истца отсутствовала, стала возможной только после 04.06.2020; обязанность по проверке сведений, указанных гражданином в электронной форме заявления, отсутствовала и вменена Центрам занятости в соответствии с п. 4.1. Временных правил – 01.06.2020; выплата ответчику пособия по безработице стала возможной в связи с ее недобросовестным поведением повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, были предметом судебного разбирательства и не опровергают выводы суда, с которыми соглашается судебная коллегия, они основаны на ошибочном толковании норм права, а потому не свидетельствуют о незаконности и необоснованности решения суда и не могут являться основаниям для его отмены.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г.Иркутска от 12 октября 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья – председательствующий

М.А. Герман

Судьи

Н.А. Сальникова

Н.К. Черемных

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 марта 2023 года.

33-1557/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
ОГКУ Центр занятости населения города Иркутска
Ответчики
Аржитова Ирина Михайловна
Другие
Шкурихин Евгений Евгеньевич
Иванова Светлана Николаевна
Суд
Иркутский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
25.01.2023Передача дела судье
06.03.2023Судебное заседание
16.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2023Передано в экспедицию
06.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее