Решение по делу № 21-1010/2020 от 29.10.2020

Судья Волкова Е.Л.

Дело № 7-1928/2020 / 21-1010/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 8 декабря 2020 г. в г. Перми жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "СК "Стройхимподряд" Л. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10 июля 2020 г., решение судьи Губахинского городского суда Пермского края от 11 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью "СК "Стройхимподряд",

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 07-04-04/176-Ю от 10 июля 2020 г. общества с ограниченной ответственностью "СК "Стройхимподряд" (далее по тексту - ООО "СК "Стройхимподряд") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

Решением судьи Губахинского городского суда Пермского края от 11 сентября 2020 г. постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ООО "СК "Стройхимподряд" без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, генеральный директор ООО "СК "Стройхимподряд" Л. просит об отмене обжалуемых актов и прекращении производства по делу об административном правонарушении, указывая на то, что ООО "СК "Стройхимподряд" в период с 28 августа 2019 г. по 30 августа 2019 г. выполняло работы в порядке благотворительности на основании разрешения (ордера) на производство земляных работ № 6/4, выданного 28 августа 2019 г. Часть природного склона, не являющегося плодородным, была срезана до уровня ранее существовавшей проселочной дороги, грунт перенесен для утрамбовки дороги. Восстановление земельного участка до исходного состояния, то есть имеющуюся на сегодня расширенную запасную (пожарную) дорогу около длиной 200- 300 в р.п. Усьва по ул. Первомайская, на земельном участке, находящимся в муниципальной собственности, возвратить в узкую проселочную дорогу, приведет к невозможности передвигаться по ней в дождливую погоду даже в летнее время, тем более в отсутствие подобных требований от Администрации г. Гремячинска. В постановлении о назначении административного наказания от 10 июля 2020 г., а также в представлении от 3 апреля 2020 г. отсутствуют конкретные мероприятия (действия) по рекультивации, которые должно было провести и не произвело ООО "СК "Стройхимподряд".

В судебном заседании в краевом суде законный представитель ООО "СК "Стройхимподряд" Л., извещенный надлежаще, участие не принимал.

Защитник Пашунин И.П. в судебном заседании настаивал на удовлетворении жалобы.

Прокурор Захаров Е.В. в судебном заседании, полагал жалобу не подлежащей удовлетворению.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, прокурора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда оснований к отмене или изменению состоявшихся по делу актов не находит.

В соответствии с частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Статьей 4 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Федеральный закон № 7-ФЗ от 10 января 2002 г.) определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со статьей 12 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абзаца второй), не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзац восьмой).

Согласно пункту 1 статьи 13 ЗК РФ под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Из пункта 2 статьи 13 ЗК РФ следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в числе иных, мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

В силу пункта 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений (пункт 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 800 от 10 июля 2018 г.) (далее по тексту - Правила проведения рекультивации).

Пункт 3 Правил проведения рекультивации предусматривает, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и сервитутов.

Как усматривается из материалов дела, ООО "СК "Стройхимподряд" в период с 28 августа 2019 г. по 30 сентября 2019 г. производило земляные работы по адресу: Пермский край, г. Гремячинск, п. Усьва, ул. Первомайская на основании разрешения (ордера) на производство земляных работ № 6/4, выданного 28 августа 2019 г. администрацией г. Гремячинска. Земляные работы производились с разрытием траншеи (котлована) 6 метров по проекту без вскрытия дорожного полотна.

ООО "СК "Стройхимподряд" не оспаривался факт производства земляных работ на указанном участке.

Согласно акта проверки соблюдения земельного законодательства и законодательства в сфере охраны земель от 10 октября 2019 г. составленного заместителем прокурора г. Гремячинска по результатам проверки с участием специалистов Управления Росреестра по Пермскому краю следует, что при осмотре участков земли по ул. Первомайская установлено, что на осматриваемой территории имеется природный склон, у которого снят плодородный слой, оставлены кучи неопределенного грунта, участок земли, с которого был снят грунт, ориентировочно составляет 126 кв.м.

После производства земляных работ (после 30 сентября 2019 г.) на земельном участке, расположенном по адресу: Пермский край, г. Гремячинск, п. Усьва, ул. Первомайская (кадастровый квартал **), ООО "СК "Стройхимподряд" не обеспечило разработку проекта рекультивации земель и рекультивацию земельного участка на площади 126 кв.м.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором г. Гремячинска в отношении ООО "СК "Стройхимподряд" производства об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.

Факт совершения ООО "СК "Стройхимподряд" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 28 января 2020 г., письмом Управления Росреестра от 14 октября 2019 г. с приложением схем и фототаблиц, разрешением (ордером) на право производства земляных работ, актом проверки соблюдения земельного законодательства и законодательства в сфере охраны земель от 10 октября 2019 г. с фототаблицами и иными материалами дела, которые исследованы должностным лицом и судьей городского суда и оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено объективных препятствий для соблюдения ООО "СК "Стройхимподряд" норм земельного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а равно принятие указанным юридическим лицом исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о наличии вины ООО "СК "Стройхимподряд" в совершении правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей городского суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также надлежащее лицо, его совершившее, которое привлечено к административной ответственности в соответствии с требованиями закона.

Деяние вменяемое ООО "СК "Стройхимподряд" по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ квалифицировано верно.

Каких-либо противоречий и неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода должностного лица и судьи городского суда о доказанности вины ООО "СК "Стройхимподряд" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ из представленных материалов не усматривается.

Доводы жалобы в целом направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "СК "Стройхимподряд" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения ООО "СК "Стройхимподряд" к административной ответственности.

Доводы автора жалобы о производстве работ юридическим лицом на основании разрешения (ордера) № 6/4 от 28 августа 2019 г., не опровергают выводы о наличии в действиях ООО "СК "Стройхимподряд" события и состава вменяемого административного правонарушения и не влекут освобождение привлекаемого от административной ответственности.

В соответствии с пунктом 2 Правил проведения рекультивации плодородный слой почвы это верхняя гумусированная часть почвенного слоя, обладающая наибольшим плодородием по отношению к более глубоким горизонтам. Нарушение почвенного слоя - снятие или уничтожение почвенного слоя.

Принимая во внимание изложенное, представленные фотоматериалы с места производства земляных работ, которые с очевидностью свидетельствуют, что на участке проведения работ (на склоне) присутствовал плодородный слой почвы, в виде почвенного слоя на котором произрастала растительность. Данный склон высотой 2-3 метра, как следует из содержания жалобы и фотоматериалов, был срезан до основания, а грунт использован для утрамбовки дороги.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.6 ГОСТ 17.4.3.02-85 (СТ СЭВ 4471-84) "Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ", введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 5 мая 1985 г. № 1294 (далее по тексту - ГОСТ 17.4.3.02.-85) снятие и рациональное использование плодородного слоя почвы при производстве земляных работ следует производить на землях всех категорий. Снятие плодородного и потенциально-плодородного слоев почвы следует производить селективно. Плодородный слой почвы должен быть использован для землевания малопродуктивных угодий и биологической рекультивации земель; потенциально-плодородный слой почвы должен быть использован в основном для биологической рекультивации земель.

Доводы жалобы о том, что восстановление земельного участка до исходного состояния приведет к невозможности передвигаться по дороге в дождливую погоду, не являются основанием для отмены обжалуемых актов и освобождения привлекаемого от административной ответственности, поскольку ни чем не подтверждены и носят предположительный характер.

Также не являются основанием для отмены и доводы жалобы об отсутствии требований о восстановлении земельного участка со стороны Администрации г. Гремячинска.

Ссылка автора жалобы на отсутствие в постановлении о назначении административного наказания от 10 июля 2020 г., а также в представлении от 3 апреля 2020 г. конкретных мероприятий (действий) по рекультивации, которые должно было провести и не произвело ООО "СК "Стройхимподряд" также не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, вмененного юридическому лицу.

Исходя из материалов дела проект рекультивации отсутствует.

В соответствии с пунктом 2 Правил проведения рекультивации "проект рекультивации земель" - документ, на основании которого проводится рекультивация земель.

На основании пункта 8 Правил проведения рекультивации рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий. Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Представленные фотоматериалы не опровергают выводы о наличии в действиях ООО "СК "Стройхимподряд" события и состава вменяемого правонарушения, напротив, на срезе склона фиксируют наличие верхнего почвенного плодородного слоя, на котором произрастает растительность и отсутствие работ по рекультивации земель.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств и приведенных нормативных требований, следует, что ООО "СК "Стройхимподряд" после проведения земляных работ не выполнило обязанности по рекультивации земель, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.

Ссылка заявителя на положения статьи 1.5 КоАП РФ, закрепляющие принцип административной ответственности - презумпция невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, предусматривающие, что лицо в отношении которого осуществляется производство по делу, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, не состоятельна, поскольку при рассмотрении дела должностным лицом административного органа, а также судьей городского суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, вина привлекаемого лица в совершении административного правонарушения установлена. Каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости должностного лица и судьи городского суда при рассмотрении дела в представленных материалах не имеется, принцип презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, судьей не нарушены.

Ссылка автора жалобы на положения пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ и наличие постановления о назначении административного наказания от 30 июля 2020 г., вынесенное в отношении заместителя главы администрации Гремячинского городского округа является несостоятельной, поскольку основана на ошибочном толковании закона. В отношении ООО "СК "Стройхимподряд", иного постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ не выносилось.

Постановление о привлечении ООО "СК "Стройхимподряд" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено юридическому лицу в минимальном размере санкции части 1 статьи 8.7 КоАП РФ с соблюдением требований статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении привлекаемого лица допущено не было.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены, изменения постановления должностного лица, решения судьи городского суда и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,

р е ш и л:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10 июля 2020 г., решение судьи Губахинского городского суда Пермского края от 11 сентября 2020 г. оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "СК "Стройхимподряд" Л. - без удовлетворения.

Судья: подпись.

21-1010/2020

Категория:
Административные
Истцы
Прокурор г. Гремячинска старший советник юстиции Байбаков С.А.
Прокуратура Пермского края и.о. прокурора края старший советник юстиции Назаров А.А.
Ответчики
ООО "СК "Стройхимподряд"
Другие
Лялин Сергей Александрович
Администрация Гремячинского городского округа
Пашунин Игорь Павлович
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Савельев Андрей Александрович
Статьи

8.7

Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.10.2020Материалы переданы в производство судье
08.12.2020Судебное заседание
08.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее