Решение по делу № 2а-4414/2017 от 24.10.2017

Дело № 2А-4414/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 декабря 2017 года                            г. Пермь

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Булдаковой А. В.,

при секретаре Черновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сигаева Владимира Арсентьевича к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми об оспаривании решения,

У С Т А Н О В И Л:

Сигаев В.А. обратился в суд с административными исковыми требованиями к Департаменту земельных отношений Администрации г. Перми об оспаривании решения, указав в обоснование, что 03.07.2017г. его представитель по доверенности обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в общую долевую собственность ( доля в праве) земельного участка с кадастровым номером , площадью 867 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, под индивидуальный жилой дом. 02.08.2017 года было получено решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку согласно проекту планировки территории от 19.10.2011 года №654 жилой дом по <адрес>, расположен на землях общего пользования. Считает, что данный отказ является незаконным, жилой дом 1917 года постройки не расположен на землях общего пользования и проект планировки территории от 19.10.2011г. №654 утвержден без учета местоположения границ земельного участка и расположенного на нем индивидуального жилого дома. Решение не соответствует требованиям п. 12 ст. 85 ЗК РФ. Его земельный участок не используется как земли общего пользования и не занят вышеуказанными объектами. Отказ нарушает его право на оформление доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под соответствующей долей в праве собственности на объект недвижимости, расположенный в границах земельного участка.

Просит признать решение Департамента земельных отношений Администрации г. Перми № 21-01-07п-7228 от 02.08.2017 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 867 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, под индивидуальный жилой дом; обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, а именно предварительно согласовать предоставление Сигаеву В.А. в общую долевую собственность ( доля в праве) земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, под индивидуальный жилой дом.

Истец Сигаев В.А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного слушания, на заявленных требованиях настаивает.

Представитель ответчика Департамента земельных отношений администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Из ранее представленного в суд письменного отзыва следует, что Постановлением администрации г. Перми от 19.10.2011 года №654 утвержден проект планировки территории в долине реки Егошиха на территории г. Перми, в составе которого утверждены красные линии. В соответствии с законодательством о градостроительной деятельности границы территорий общего пользования определяются красными линиями, которые устанавливаются проектами планировки территории. Согласно проекту планировки от 19.10.2011г. №654 индивидуальный жилой дом по <адрес>, расположен на землях общего пользования, в связи с чем, Сигаеву В.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Просит в удовлетворении заявленных требований просят отказать.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, направил письменные возражения, из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером по <адрес>, частично расположен в границах элемента планировочной структуры, установленного в соответствии с проектом планировки территории, утвержденным постановлением администрации г. Перми от 19.10.2011г. №654 «Об утверждении проекта планировки территории в долине реки Егошихи на территории г. Перми», частично на землях общего пользования. В связи с чем, ДЗО при принятии оспариваемого решения руководствовался нормами действующего законодательства, принял законное решение, каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца, решением ДЗО не нарушено. Просит в удовлетворении требований административному истцу отказать.

Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания (п. 10).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (п. 11).

Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии со статьей 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Указание в названной норме последовательности действий не означает необходимости выполнения каждого из них.

Порядок подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявления о предоставлении земельного участка установлен пунктами 2-5 статьи 39.14 ЗК РФ.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (пункт 16).

Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован статьей 39.15 ЗК РФ.

Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка (пункт 17 статьи 39.15 ЗК РФ).

Пункт 1 статьи 25 ЗК РФ предусматривает, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Материалами дела установлено следующее.

Сигаеву В.А. на основании свидетельства о праве на наследство принадлежит ? доля в праве долевой собственности на жилой дом, общей площадью 64,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, а также доля в праве долевой собственности на указанный жилой дом на основании решения Мотовилихинского районного суда г. Перми от 07.05.2002г. Объект построен до 1917г.

02.07.2017г. Сигаева В.А., в лице представителя ФИО2, обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предварительном согласовании предоставления в общую долевую собственность ( доля в праве) земельного участка с кадастровым номером , площадью 867 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, под индивидуальный жилой дом.

Решением Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 02.08.2017 года №21-01-07-и-7228 Сигаеву В.А. отказано в предварительном согласовании земельного участка, в связи с тем, что индивидуальный жилой дом по <адрес>, согласно проекту планировки территории в долине реки Егошихи на территории г. Перми, утвержденного постановление администрации г. Перми от 19.10.2011 года № 654, расположен на землях общего пользования.

Вместе судом установлено, что строительство жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке по адресу: <адрес>, завершено в 1917 году, что следует из выписки предоставленной Управлением Росреестра по Пермскому краю.

Согласно материалам инвентарного и правового дела следует, что домовладение, по адресу: <адрес>, владельцем которого являлась ФИО1, имеет год постройки до 1917 года. Субъектами права на указанное домовладение являются ФИО3 (доля в праве ) и Сигаев В.А. (доля в праве принадлежит на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 31.05.1993 года, доля – на основании решения Мотовилихинского районного суда г. Перми от 07.05.2002 года).

Таким образом, судом установлено, что домовладение по адресу: <адрес>, расположенное на испрашиваемом земельном участке существует и используется по назначению с 1917 года, то есть до утверждения Проекта планировки территории в долине реки Егошихи на территории г. Перми, утвержденного постановлением администрации г. Перми № 654 от 19.10.2011 года.

Указанное обстоятельство не было учтено органом местного самоуправления при разработке и утверждении указанного проекта, учитывая, что возможность использования земельного участка в соответствии с тем или иным видом разрешенного использования должна решаться не в каждом конкретном случае индивидуально, а определяться при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории.

При указанных выше обстоятельствах суд считает, что законных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка Сигаеву В.А. не имелось. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Отказ ответчика нарушает исключительное право истца на приобретение земельного участка в собственность или аренду как гражданина, являющегося собственником объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке.

Кроме того, оценивая доводы истца о незаконности ссылки Департамента на то обстоятельство, что часть спорного земельного участка находится на территории общего пользования в границах элементов планировочной структуры, установленных в соответствии с постановлением администрации города Перми №654 от 19.10.2011г., суд считает их заслуживающими внимания, поскольку из вышеприведенных положений закона следует, что отображение красных линий в составе чертежей планировки территории в проекте планировки территории, как составной части градостроительной документации, не является установлением для соответствующих участков, по территории которых проходят красные линии, безусловного статуса территории общего пользования, поскольку, в соответствии с положениями п. 11 и п. 12 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красными линиями могут обозначаться границы как существующих, так и планируемых мест общего пользования.

При этом, бремя доказывания указанного обстоятельства лежит именно на Департаменте земельных отношений администрации г. Перми.

Однако суду не представлены объективные, бесспорные и неопровержимые доказательства того, что на спорном земельном участке находятся какие-либо объекты общего пользования.

Ссылка административного ответчика на п. 12 ст. 85 ЗК РФ в обоснование отказа Сигаеву В.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, несостоятельна. Данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. Доказательств того, что на спорном земельном участке располагаются объекты общего пользования не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что спорный земельный участок из оборота не изъят, ограниченным в обороте не является, какие-либо законные основания для отказа в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка отсутствуют. Следовательно, решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 02.08.2017 года № 21-01-07-и-7228 является незаконным и нарушает права заявителя.

На административного ответчика следует возложить обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод истца путем повторного рассмотрения заявления Сигаева В.А.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми № 21-01-07-и-7228 от 02.08.2017 года «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка».

Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить нарушение прав Сигаева Владимира Арсентьевича путем повторного рассмотрения вопроса о предварительном согласовании предоставления Сигаеву Владимиру Арсентьевичу земельного участка в общедолевую собственность (доля в праве ), расположенного по адресу: <адрес> под индивидуальный жилой дом.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья: подпись:

Копия верна: Судья:

2а-4414/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Сигаев В.А.
Ответчики
Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Другие
Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. перми
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
motovil.perm.sudrf.ru
24.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
24.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
26.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.11.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
05.12.2017[Адм.] Судебное заседание
18.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее