Решение по делу № 33-1408/2024 от 01.04.2024

    Судья – Кукурекин К.В.                                                                    № 2-2955/2023

                                                                                          (суд первой инстанции)

                                                                                                          № 33-1408/2024

    (суд апелляционной инстанции)

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        30 мая 2024 года                                                                          г. Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего    судьи Донсковой М.А.

судей Козуб Е.В. и Григоровой Ж.В.,

при секретаре судебного заседания Бойко Т.А,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по исковому заявлению Щербина Е. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю, третье лицо Уполномоченный по правам человека в г. Севастополе о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Щербина Е. А. на решение Ленинского районного суда г.Севастополя от 22 ноября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Донсковой М.А., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

установила:

Щербина Е.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю, с учетом уточнений требований просила суд признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю от 29.06.2023 № 70985/23 незаконным и признать за Щербина Е.А. право на назначение страховой пенсии по старости с учетом положений Федерального закона от 17.02.2023 N 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области". Обязать Отделение социального фонда России по городу Севастополю произвести предварительный расчет страховой пенсии по старости Щербина Е.А., с учетом положений Федерального закона № 17-ФЗ от 17.02.2023 с даты подачи заявления в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Севастополю.

Заявленные требования мотивированы тем, что истец обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением ответчика ей было об отказано в установлении (назначении) страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» в связи с тем, что установление пенсий в соответствии с региональным законодательством ДНР не входит в компетенцию ОСФР по г. Севастополю.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 22 ноября 2023 года в удовлетворении иска Щербина Е.А. отказано.

Не согласившись с указанным решением, Щербина Е.А. подала апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.

В обоснование поданной апелляционной жалобы указано, что судом при вынесении решения неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование поданной апелляционной жалобы указано, что являются несостоятельными выводы суда первой инстанции относительно применения к истцу пенсионного обеспечения в соответствии с нормами Федерального закона от 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в контексте с региональным законодательством. Такая позиция суда не соответствует закону

Также, судом первой инстанции не было учтено, что факт постоянного проживания на территории ДНР был подтвержден адресной справкой, которая находится в материалах дела. Полагает, что ответчик и суд первой инстанции проигнорировали тот факт, что федеральный закон действует на всей территории РФ и закрепляет за истцом право на обращение в любой отдел Пенсионного органа РФ.

В судебном заседании Щербина Е.А. и ее представитель Бабинец Е.М. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.

Представитель ответчика Дыбова С.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель третьего лица Уполномоченного по правам человека в Севастополе – Соколов Д.В. полагал апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.

        В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

        Полномочия суда апелляционной инстанции определены статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

        В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

        Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке приведены в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

        Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330); недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330); нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330).

        Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, пояснения участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из письменных материалов дела и установлено судом, истец Щербина Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации, согласно паспорту гражданина РФ серия 09 18 , выданного УМВД России по г.Севастополю 26 декабря 2019 года.

26 июня 2023 года истец обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости.

Решением №70985/23 от 29 июня 2023 года истцу отказано в установлении (назначении) пенсии по старости в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» в связи с тем, что установление пенсий в соответствии с региональным законодательством ДНР не входит в компетенцию ОСФР по г. Севастополю.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 17.02.2023 N 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" и исходил из того, что поскольку в настоящее время истец постоянно проживает на территории г. Севастополя, то, соответственно, к Щербина Е.А. не может быть применено региональное законодательство новых субъектов. Таким образом, отделением правомерно принято решение об отказе в установлении (назначении) страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным Законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ в связи с отсутствием необходимых условий (возраст, стаж, ИПК).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

До 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

С 1 марта 2023 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 17.02.2023 N 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее Федеральный закон от 17.02.2023 N 17-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 указанного закона, настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 года) или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, и особенности организации индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 17.02.2023 N 17-ФЗ, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться за установлением, пересмотром в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии. При обращении за установлением, пересмотром пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, в период с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года такие пенсии и (или) выплаты устанавливаются, пересматриваются с 1 марта 2023 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату, за исключением назначения, перерасчета размера дополнительного социального обеспечения.

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 17.02.2023 N 17-ФЗ постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территории Запорожской области или Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года, выехавшего в эти периоды за пределы указанных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на соответствующей территории, свидетельством о регистрации по месту жительства (для несовершеннолетних граждан), выданным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориальным органом), либо иным документом, выданным этим федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), при наличии в его распоряжении соответствующих документов (сведений).

Из положений приведенного федерального закона следует, что он регулирует пенсионное обеспечение граждан, в том числе, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию.

Из материалов дела следует, что истец является гражданином Российской Федерации, согласно паспорту гражданина РФ серия 09 18 , выданного УМВД России по г.Севастополю 26 декабря 2019 года, зарегистрирована пл адресу: <адрес> (л.д.53)

Согласно имеющейся в деле справке МВД по Донецкой Народной Республике, истец была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: ДНР, <адрес>, <адрес>, 68 <адрес> (л.д.60).

Так же, в соответствии с имеющейся в материалах дела справкой о регистрации по месту пребывания, истец прибыла в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ из Донецкой <адрес> (л.д.51).

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в отношении истца подлежат применению положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ.

В силу положений пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.02.2023 Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которые в период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2027 года достигнут возраста, дающего право на назначение пенсии по старости (по возрасту) в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на 31 декабря 2022 года, при соблюдении других условий, необходимых для назначения указанной пенсии, до возникновения права на пенсию по законодательству Российской Федерации имеют право на установление пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты на условиях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, действующим с 1 января 2023 года.

Из буквального содержания положений пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.02.2023 следует, что помимо достижения соответствующего возраста, а так же доказанности факта постоянного проживания на юридически значимые даты в ДНР, ЛНР и Херсонской области, необходимо соблюдение других условий, необходимых для назначения указанной пенсии и право на установление пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты предусмотрены на условиях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, действующим с 1 января 2023 года.

Проверяя доводы апелляционной жалобы на предмет соответствия истца всем вышеуказанным требованиям, судебная коллегия приходит к выводу о доказанности достижения истцом возраста для реализации пенсионных прав, факт постоянного проживания на юридически значимую дату в Донецкой Народной Республике.

Так же судебная коллегия исходила из того, что порядок назначения (перерасчета) пенсий в Донецкой Народной Республике регламентирован региональным законодательством - Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики №1-12 от 10.01.2015.

Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 09.03.2023 №14-2, в вышеуказанное Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики №1-12 от 10.01.2015 были внесены изменения- дополнено постановление пунктом 2.1, в соответствии с которым, граждане, проживающие на территории Донецкой Народной Республики, достигшие в период с 1 января 2023года по 31 декабря 2027года возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) ( с учетом положений, предусмотренных приложением 2 к настоящему Постановления), при соблюдении условий, дающих право на назначение пенсии по возрасту в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Донецкой Народной Республики по состоянию на 31 декабря 2022года, имеют право на назначение пенсии в соответствии с настоящим Постановлением».

Таки образом, региональным законодательством Донецкой Народной Республики предусмотрено дополнительное условие, в виде проживания гражданина на территории Донецкой Народной Республики.

Между тем, истец вышеуказанному критерию не соответствует, поскольку зарегистрирована и проживает с 2015г., в г. Севастополе.

Иные нормы регионального законодательства Донецкой Народной Республики, предусматривающие возможность назначения лицам, не проживающим на территории Донецкой Народной Республики пенсионных выплат, отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку истец подпадает под действие Федерального закона от 17.02.2023, в связи с чем она имеет право на назначение пенсии в соответствии с положениями пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.02.2023 вне зависимости от места проживания, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку как указано выше, истец не соответствует всем критериям, предусмотренным пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 17.02.2023.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, являются обоснованными.

Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в совокупности с вышеприведенными положениями закона, а также установленными по делу обстоятельствами, судебная коллегия приходит к выводу, что они не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают существенных нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а по существу направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств спора, повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, в полной мере исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, а потому они не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения, в связи с чем, не являются основанием для отмены оспариваемого решения суда.

Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

определила:

решение Ленинского районного суда города Севастополя от 22 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щербины Е. А. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

    Председательствующий:                                          М.А. Донскова

            Судьи:                                                                        Ж.В. Григорова

                                                                                                Е.В. Козуб

33-1408/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Щербина Елена Александровна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю
Другие
Уполномоченный по правам человека в г.Севастополе
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Донскова Мария Александровна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
01.04.2024Передача дела судье
27.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Судебное заседание
14.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2024Передано в экспедицию
30.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее