Дело № 2-658/2020
29RS0001-01-2019-000999-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2020 года г. Вельск
Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Смоленской Ю.А.,
при секретаре Власовой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зеленковой С. П., действующей в интересах Антуфьевой Н. С., к администрации муниципального образования «Вельское» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Зеленкова С.П., действующая в интересах Антуфьевой Н.С., обратилась в суд с иском к администрации МО «Вельское» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в черте <адрес> <адрес>, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, в виде дополнительной жилой площади согласно установленной норме предоставления жилой площади, но не менее 10 кв.м., на состав семьи из одного человека, незамедлительно со дня вступления в законную силу решения суда, обосновывая требования тем, что Антуфьева Н.С. с 04 марта 1994 года является инвалидом первой группы по общему заболеванию, бессрочно, и нуждается в постоянном уходе. Антуфьева Н.С. зарегистрирована по адресу: г. <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес>. Решением Вельского районного суда Архангельской области от 22 марта 2017 года Антуфьева Н.С. признана недееспособной. Она наблюдается врачом психиатром, имеет диагноз: психотическое смешанное расстройство в связи с сосудистым заболеванием головного мозга. Данное заболевание относится к затяжным психическим расстройствам с тяжелыми, стойкими, часто обостряющимися болезненными проявлениями. Опекуном Антуфьевой Н.С. на основании постановления администрации МО «Вельский муниципальный район» от 12 мая 2017 года № 569 назначена Зеленкова С.П. Антуфьева Н.С. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в очереди числится за № 569. Возможность проживания Антуфьевой Н.С. по месту регистрации либо по месту фактического проживания отсутствует ввиду имеющегося у нее заболевания, а также в связи с тем, что данные жилые площади занимают отдельные семьи родственников. Решением Вельского районного суда Архангельской области от 13 марта 2019 года за Антуфьевой Н.С. признано право на дополнительную площадь. При этом ответчик отказал истцу в предоставлении жилого помещения в связи с отсутствием свободного жилья.
Законный представитель Антуфьевой Н.С. – Зеленкова С.П. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и по тем же основаниям, настаивая на том, что на протяжении длительного времени ответчиком нарушаются жилищные права Антуфьевой Н.С., с момента принятия ее на учет 15 июня 1988 года и до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлялось.
Представитель ответчика администрации МО «Вельское» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом, согласно заявлению представитель по доверенности Подобаева Т.Г. просила суд рассмотреть дело без участия, с иском не согласны по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном суду.
Представители третьих лиц администрации Вельского муниципального района Архангельской области, ГКУ АО «Архангельский областной центр защиты населения» в лице отделения социальной защиты населения по Вельскому району на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно заявлениям просили рассмотреть дело без участия.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав объяснения представителя Антуфьевой Н.С. – Зеленковой С.П., дав анализ пояснениям специалистов ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» Басова Д.Л., Шайтановой Л.Н., исследовав и изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закона № 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28.2 Закона № 181-ФЗ Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 года № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно п. 5 которых форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение приведенных требований закона Постановлением Администрации Архангельской области от 02 апреля 2007 года № 58-па утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым формой предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является предоставление указанным категориям граждан социальной выплаты в виде субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения (жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты).
Из статьи 31 Закона № 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Иная форма реализации прав инвалидами, вставшими на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года, предусмотрена действующим жилищным законодательством.
Так, в силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
По смыслу приведенных норм за гражданами, не реализовавшими до 01 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма в первоочередном и во внеочередном порядке, данное право сохраняется и после 01 марта 2005 года. Такое право сохраняется за гражданами без подачи заявления.
По нормам Жилищного кодекса РСФСР основания для принятия инвалидов на учет в тот или иной список и предоставления им жилых помещений в первоочередном порядке для инвалидов и инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, различны, и являются самостоятельными в зависимости от формы заболевания инвалида.
Согласно п. 3 ст. 36 ЖК РСФСР (утратил силу) в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий: лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом в установленном законодательством Союза ССР порядке.
Действующий с 01 марта 2005 года п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусматривает, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Таким образом, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 01 января 2005 года на соответствующий учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений ЖК РФ.
Изложенное согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2010 года вопрос 3.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 17 Закона № 181-ФЗ инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В судебном заседании установлено, что решением исполнительного комитета Вельского городского Совета народных депутатов от 15 июня 1988 года № 11/6 Антуфьева Н.С., являющаяся инвалидом 2 группы (справка ВТЭ – 15 № 086809), имеющая семью из 3 человек, была поставлена в очередь на получение жилья за номером 30 (очередь больных и инвалидов I и II гр.), то есть в льготную очередь, дающую право на обеспечение жилым помещением в первоочередном порядке (ст. 36 ЖК РСФСР).
Судом также установлено, что Антуфьева Н.С. в собственности жилья не имеет, с 06 января 1988 года и по настоящее время она зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
Совместно с ней в данном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства: с 08 сентября 1998 года Калинина И.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 22 марта 2017 года Калинин В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 28 июня 2017 года Калинина Е.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно договору социального найма от 28 июля 2017 года нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, состоящего из двух комнат, общей площадью 41,8 кв.м., является Калинина И.П. В настоящее время Калинин В.А. является воспитанником ГБУ АО «Октябрьский детский дом» и за ним сохранено право на проживание в жилом помещении по адресу: <адрес>.
На момент рассмотрения спора Антуфьева Н.С. фактически проживает по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности Зеленковой С.П., Зеленкову Д.Н., Зеленкову З.Д. и Зеленкову В.Д. В жилом помещении зарегистрированы по месту жительства: Зеленкова С.П. и Зеленков З.Д.
Распоряжением и.о. главы МО «Вельское» от 22 марта 2018 года № 200-р многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, сроки отселения физических лиц из многоквартирного дома определены до конца 2025 года.
Вступившим в законную силу 21 апреля 2018 года решением Вельского районного суда Архангельской области от 20 марта 2018 года по делу № 2-198/2018 Зеленковой С.П., действующей в интересах Антуфьевой Н.С., отказано в удовлетворении требований к администрации МО «Вельское» о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма. Основанием отказа в удовлетворении исковых требований послужило то обстоятельство, что Антуфьева Н.С. не относится к гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, входящих в Перечень, утвержденный приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года № 987н.
Решением Вельского районного суда Архангельской области по делу № 2-100/2019 за Антуфьевой Н.С. признано право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения России от 30 ноября 2012 года № 991н, которая подлежит учету при предоставлении истцу жилого помещения в порядке очередности.
Между тем, судебные решения по указанным гражданским делам не являются обязательными для суда при разрешении настоящего спора, поскольку существенные для настоящего дела обстоятельства не являлись предметом исследования и оценки при их рассмотрении.
Из материалов дела следует, что Антуфьева Н.С. в настоящее время состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, номер очереди 537.
Администрацией МО «Вельское» отказано Антуфьевой Н.С. в предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в срок до 01 августа 2019 года в связи с тем, что свободные жилые помещения, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, на территории городского поселения отсутствуют.
Разрешая возникший спор, суд, принимает во внимание следующее.
Так, из сообщения ФКУ «Главное бюро МСЭ по Архангельской области и НАО» Минтруда России от 21 августа 2020 года следует, что Антуфьева Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, впервые признана инвалидом 2 группы с причиной инвалидности «общее заболевание» 13 июля 1987 года, сроком на один год. Повторно Антуфьева Н.С. освидетельствована 12 июля 1988 года, продлена 2 группа инвалидности сроком на один год. Диагноз: последствия перенесенного энцефалита с атрофическим процессом полушарий мозжечка. При ежегодных переосвидетельствованиях 2 группа инвалидности продлевалась. При переосвидетельствовании 04 августа 1994 года Антуфьева Н.С. признана инвалидом 1 группы с причиной инвалидности «общее заболевание» без указания срока переосвидетельствования (бессрочно). Диагноз: последствия перенесенного энцефалита с атрофическим процессом полушарий мозжечка; атаксия.
Согласно выписке из истории болезни № 67920 клиники нейрохирургии ВМеда г. Ленинград Антуфьева Н.С., <адрес>, находилась на обследовании в клинике нейрохирургии 28 ноября 1986 года по 16 декабря 1986 года с жалобами на шаткость походки, нарушение координации движений в конечностях, нарушение речи. Вышеописанные нарушения появились в 1983 году во время беременности. При поступлении в неврологическом статусе проявления мозжечковой недостаточности, больше выраженные в левых конечностях, мелкоразмашистый нистагм при крайних отведениях глазных яблок, нарушение речи по мозжечковому типу. Рентгенологически от 02 декабря 1986 года выявлены проявления базиллярной импрессии: выстояние зубовидного отростка выше линии Чемберлена на ? его высоты. На селективной церебральной ангиографии 10 декабря 1986 года выявлена аплазия левой позвоночной артерии, легкое напряжение основной и задней мозговой артерии слева. Имеющийся неврологический дефицит может быть объяснен недостаточностью кровообращения в вертебро-базиллярном бассейне и базиллярной импрессией.
Согласно заключению амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы, проведенной Региональным центром судебной психиатрии ГБУЗ АО «Архангельская клиническая психиатрическая больница» № 95 от 10 февраля 2017 года Антуфьева Н.С. страдает психическим расстройством в форме деменции в связи с заболеванием головного мозга (код заболевания F01.0). При этом, из заключения следует, что Антуфьева Н.С. в 1984 году перенесла острое нарушение мозгового кровообращения, наблюдалась терапевтом и неврологом.
Решением Вельского районного суда Архангельской области от 22 марта 2017 года Антуфьева Н.С. признана недееспособной.
На основании постановления администрации МО «Вельский муниципальный район» от 12 мая 2017 года № 569 Зеленкова С.П. назначена опекуном недееспособной Антуфьевой Н.С.
Согласно обзорной справке ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» от 19 августа 2020 года Антуфьева Н.С. наблюдается психиатром ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» с 10 ноября 2010 года. Инвалид 1 группы бессрочно. Жалоб самостоятельно не предъявляет. Ориентирована в месте нахождения, собственной личности. Речь косноязычна, на вопросы отвечает односложно, невпопад. Путает свою дочь с посторонней женщиной. Обнаруживает когнитивные расстройства. Самостоятельно не передвигается. Нуждается в постоянном наблюдении и уходе посторонних лиц. Галлюцинаторно-бредовой симптоматики выявить на момент осмотра не удалось. Критика к своему состоянию резко снижена. Диагноз: смешанная корковая и подкорковая сосудистая деменция. Данных осмотра специалистом психиатром Вельской ЦРБ на момент 15 июня 1988 года нет.
С 01 января 2018 года действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 987н.
Из материалов дела следует, что имеющиеся у Антуфьевой Н.С. в настоящее время заболевания в данный Перечень тяжелых форм хронических заболеваний не входят.
Однако, заболевание Антуфьевой Н.С. (психическое расстройство в форме деменции в связи с заболеванием головного мозга – код заболевания F01.0) входило в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, и который утратил силу с 01 января 2018 года.
На момент признания Антуфьевой Н.С. инвалидом 2 группы и постановки ее в очередь на получение жилья (в первоочередном порядке), Перечень тяжелых форм хронических заболеваний был приведен в Списке заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади, утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР от 28 марта 1983 года № 330.
В соответствии с пп. 2, 3 указанного Списка, заболеваниями, дающими право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади, являлись: психические заболевания с хроническим течением, стойкой психотической симптоматикой и выраженными изменениями личности (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилептическая болезнь, пресенильные и сенильные психозы); органическое поражение центральной нервной системы со стойкими тяжелыми нарушениями функции конечностей и функции тазовых органов (последствия перенесенных тяжелых черепно-мозговых травм, травм позвоночника и спинного мозга, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, сирингомиелия, детский церебральный паралич).
В судебном заседании специалист – заведующий психиатрическим отделением ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» Басов Д.Л. указал, что диагностированное впервые психиатром в 2010 году у Антуфьевой Н.С. психическое расстройство в форме деменции в связи с заболеванием головного мозга (код заболевания F01.0) не входит в указанный Список, при этом, в настоящее время определить страдала ли указанным психическим расстройством или иным Антуфьева Н.С. ранее (на момент 1988 года) сказать невозможно, поскольку она фактически не осматривалась психиатром, данных этому нет.
В судебном заседании специалист – заведующий неврологическим отделением ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» Шайтанова Л.Н. указала, что на момент постановки на учет 15 июня 1988 года у Антуфьевой Н.С. имелось тяжелой формы хроническое заболевание - сосудистое заболевание головного мозга (с тяжелым течением заболевания), которое фактически относится к группе 3 заболеваний указанного Списка – органические поражения центральной нервной системы со стойкими тяжелыми нарушениями функции конечностей и функции тазовых органов.
Таким образом, учитывая, что Антуфьева Н.С., являющаяся инвалидом, страдающая тяжелой формой хронического заболевания, включенного в указанный Список заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади, встала до 01 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и основания, по которым она встала на учет не отпали, то суд приходит к выводу, что у истца возникло право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что Антуфьева Н.С. ранее в первоочередном порядке жилым помещением не обеспечивалась. На момент рассмотрения спора жилищные права Антуфьевой Н.С. не восстановлены, жилое помещение не предоставлено.
Из уведомлений и выписок филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 19 августа 2020 года № КУВИ-002/2020-13825066, № КУВИ-002/2020-13824202, № КУВИ-002/2020-13823822 следует, что сведения о правах Антуфьевой Н.С. на объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, отсутствуют.
То обстоятельство, что Антуфьева Н.С. не была до указанного периода обеспечена органом местного самоуправления жилым помещением не может рассматриваться как обстоятельство, освобождающее ответчика от возложенной законом обязанности по обеспечению истца жилым помещением в настоящее время, поскольку акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие (ч. 1 ст. 6 ЖК РФ).
При этом, суд считает, что у ответчика отсутствовали законные основания для изменения очередности истца и исключения из числа граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения в первоочередном порядке.
Кроме того, на момент рассмотрения спора Антуфьева Н.С. имеет заболевание, предусмотренное п. 2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 года № 991н.
Реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Суд принимает во внимание то, что имеющийся на территории г. Вельска муниципальный жилищный фонд фактически находится во владении и пользовании МО «Вельское», ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также распределение свободных жилых помещений общественной комиссией по жилищным вопросам в пределах подведомственной территории, находится в ведении ответчика, которому в силу закона предоставлены соответствующие полномочия.
Согласно ст. 15 ЖК РФ жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть пригодным для постоянного проживания граждан. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу ст.ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Решение вопросов по реализации жилищных прав граждан Российской Федерации, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, возложено законом на органы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Зеленковой С.П., действующей в интересах Антуфьевой Н.С. к администрации МО «Вельское» о возложении обязанности по предоставлению во внеочередном порядке на состав семьи одного человека отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в черте МО «Вельское», отвечающее санитарным и техническим требованиям, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по МО «Вельское», общей площадью по норме предоставления не менее 10 кв.м., с учетом права истца на дополнительную жилую площадь, подлежат удовлетворению, поскольку у ответчика администрации МО «Вельское», возникло перед истцом гражданско-правовое обязательство по предоставлению жилого помещения, которое в нарушение жилищного законодательства не выполнено на протяжении длительного времени, в связи с чем, истец имеет право требовать восстановления своих нарушенных прав в судебном порядке избранным им способом.
Из содержания ч. 2 ст. 57 ЖК РФ следует, что жилое помещение должно быть предоставлено во внеочередном порядке, то есть безотлагательно по вступлении решения суда в законную силу с учетом требований законодательства об исполнительном производстве.
Доводы ответчика в обоснование возражений относительно заявленных истцом требований суд находит несостоятельными, доказательств, отвечающих требованиям допустимости и относимости в соответствии со ст.ст. 56, 59, 60 ГПК РФ, опровергающих доводы истца, ответчиком суду не представлено.
Администрация МО «Вельское» является органом местного самоуправления и выступает по данному делу в качестве ответчика, поэтому в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации он освобождается от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Зеленковой С. П., действующей в интересах Антуфьевой Н. С., к администрации муниципального образования «Вельское» - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Вельское» предоставить Антуфьевой Н. С. на семью из одного человека во внеочередном порядке отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте муниципального образования «Вельское», общей площадью по норме предоставления не менее 10 кв.м., с учетом права Антуфьевой Н. С. на дополнительную жилую площадь, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по муниципальному образованию «Вельское».
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий подпись Ю.А. Смоленская