Судья: Молева Д.А. Дело <данные изъяты>а-2112/2020
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Бирюковой Р•.Р®., Курлаевой Р.Р’.,
при помощнике судьи Налапкине А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 января 2020 года апелляционную жалобу Синицы О. Н. на решение Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Синицы О. Н. к Мытищинскому РОСП УФССП по <данные изъяты> о признании действий судебного пристава Мытищинского РОСП УФССП по <данные изъяты> незаконным,
заслушав доклад судьи Бирюковой Е.Ю.,
объяснения административного истца Синицы О.Н.,
установила:
Синица Рћ.Рќ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Мытищинскому Р РћРЎРџ УФССП РїРѕ <данные изъяты> РѕР± отмене постановления РѕР± обращении взыскания РЅР° денежные средства должника (исполнительский СЃР±РѕСЂ) <данные изъяты>-РРџ, Рѕ возвращении списанных РІ рамках исполнительного производства <данные изъяты>-РРџ денежных средств РЅР° расчетный счет истца РІ РџРђРћ Сбербанк.
Решением судьи Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец - Синица О.Н. просит решение суда отменить, указывая на нарушения норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик – Мытищинский РОСП УФССП по <данные изъяты>, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, своего представителя не направил. Судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Синицы О.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
РЎСѓРґРѕРј первой инстанции установлено, что РІ Мытищинском Р РћРЎРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <данные изъяты> РЅР° исполнении находилось исполнительное производство <данные изъяты>-РРџ РїРѕ взысканию исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ СЃСѓРјРјРµ 3 374 СЂСѓР±., возбужденное <данные изъяты> РІ отношении должника: Синицы Рћ. Рќ., РЅР° основании исполнительного документа: постановление судебного пристава-исполнителя <данные изъяты> РѕС‚ <данные изъяты> Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР°, вынесенное РІ рамках исполнительного производства <данные изъяты> (новый регистрационный <данные изъяты>-РРџ).
Р’ С…РѕРґРµ исполнительного производства <данные изъяты> СЃ должника Синица Рћ. Рќ., РІ результате применения мер принудительного исполнения РїРѕ постановлению судебного пристава РѕР± обращении взыскания РЅР° пенсию должника взысканы денежные средства РІ общей СЃСѓРјРјРµ 51 574 СЂСѓР±. РР· РЅРёС…, денежные средства РІ СЃСѓРјРјРµ 48 200 СЂСѓР±. перечислены взыскателю: Р—РѕСЂРёРЅСѓ Р”. Р’. РІ счет погашения задолженности РїРѕ исполнительному документу, Р° денежные средства РІ СЃСѓРјРјРµ 3 374 СЂСѓР±. перечислены РІ счет погашения задолженности РІ рамках исполнительного производства <данные изъяты>, которое велось РІ отношении должника Синица Рћ. Рќ. РІ пользу взыскателя: Орлова Рћ. Р®..
Несмотря на назначение платежа по платежному поручению <данные изъяты> от <данные изъяты> в счет перечисления исполнительского сбора, денежные средства Синица О.Н. перечисленные в службу судебных - приставов Мытищинского РОСП перераспределены по постановлению от <данные изъяты> к и/п <данные изъяты> в счет основного долга по действующему исполнительному производству Орлова О.Ю.
Суд отказывая в удовлетворении административного иска Синицы О.Н. и приходя к выводу об отсутствии оснований для признания действий судебного пристава - исполнителя Мытищинского РОСП УФССП России по <данные изъяты> по вынесению в отдельное исполнительное производство требований о взыскании исполнительского сбора и взыскания остатка задолженности незаконными исходил из следующего.
В силу ч.3 ст.110 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» денежные средства, поступившие на депозитный счет подразделения судебных приставов при исполнении содержащихся в исполнительном документе требований имущественного характера, распределяются в следующей очередности: 1) в первую очередь удовлетворяются в полном объеме требования взыскателя, в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий; 2) во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий; 3) в третью очередь уплачивается исполнительский сбор.
Поскольку требования взыскателя в рамках исполнительного производства <данные изъяты> на момент поступления от Синицы О.Н. денежных средств в сумме 3374 рубля были удовлетворены не в полном объеме, то распределение данных денежных средств в рамках исполнительного производства <данные изъяты> в счет оплаты задолженности по исполнительскому сбору было невозможно в силу ч. 3 ст. 100 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 3 статьи 112 Закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 7 части 1 статьи 12 Закона к числу исполнительных документов относятся постановления судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.
Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (часть 6 статьи 30 Закона).
В соответствии с частью 16 статьи 30 Закона N 229-ФЗ после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Согласно положениям части 7 статьи 47 Федерального закона № 229-ФЗ одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Вместе с тем, срок, по истечении которого судебный пристав-исполнитель не вправе возбуждать исполнительное производство на основании постановления о взыскании исполнительского сбора, Федеральным законом № 229-ФЗ не установлен.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным РЎСѓРґРѕРј Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ постановлении РѕС‚ <данные изъяты> N 13-Рџ, исполнительский СЃР±РѕСЂ представляет СЃРѕР±РѕР№ санкцию штрафного характера, С‚.Рµ. возложение РЅР° должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату РІ качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ совершенным РёРј правонарушением РІ процессе исполнительного производства. Рсполнительскому СЃР±РѕСЂСѓ как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: РѕРЅ имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается РІ случае совершения правонарушения, Р° также зачисляется РІ бюджет Рё РІРѕ внебюджетный фонд, средства которых находятся РІ государственной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона об исполнительном производстве исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Таким образом, срок, в течение которого может быть возбуждено исполнительное производство с целью исполнения постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, не должен превышать трех лет со дня, когда окончено основное исполнительное производство.
Поскольку исполнительное производство <данные изъяты> окончено <данные изъяты> (Р».Рґ.19) постановление судебного пристава исполнителя Мытищинского Р РћРЎРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <данные изъяты> Рѕ возбуждении исполнительного производства <данные изъяты>-РРџ Рѕ взыскании СЃ Синицы Рћ.Рќ. исполнительского СЃР±РѕСЂР° является незаконным.
В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права повлекли принятие незаконного судебного постановления, судебная коллегия полагает необходимым отменить постановленное по делу решение и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.
Принять РЅРѕРІРѕРµ решение, которым признать незаконным постановление судебного пристава исполнителя Мытищинского Р РћРЎРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <данные изъяты> Рѕ возбуждении исполнительного производства <данные изъяты>-РРџ Рѕ взыскании СЃ Синицы Рћ.Рќ. исполнительского СЃР±РѕСЂР°.
Обязать Мытищинское РОСП УФССП Роccии по <данные изъяты> принять меры к возврату Синице О.Н. суммы в размере 3374 рубля взысканной с его дебетовой карты в Сбербанке России <данные изъяты>.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё