Дело № 2а-1012/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 27.03.2018 г.
Ленинский районный суд г. Воронежа
в составе председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,
при секретаре Васильеве Н.Н.,
с участием представителя административного истца по доверенности от 29.11.2017г. Кравченко В.В.,
административного ответчика Гончарова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа к Гончарову Александру Ивановичу о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в суд с требованием к Гончарову Александру Ивановичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014г. в размере 3060 руб., пени по транспортному налогу в размере 2546 руб. 45 коп., а всего 5606 руб. 45 коп.
В исковом заявлении, мотивируя заявленные требования, указывали, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно сведениям УГИБДД ГУВД по Воронежской области Гончаров А.И. в 2014 г. являлся собственником легкового автомобиля Фольксваген Пассат, налоговая база 102 л.с., государственный регистрационный номер Х876УС36.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Воронежа был произведен расчет транспортного налога за 2014г. :
налоговый период 12 месяцев 2014г., налоговая база 102 л.с., налоговая ставка в размере 30 руб.: 102 х 30 = 3 060 руб.
Должнику 10.04.2015г. было направлено налоговое уведомление №864152, в котором налогоплательщику предложено уплатить в срок до 01.10.2015г. транспортный налог за 2014 г. в сумме 3 060 руб.
В установленный срок должник налоговое уведомление не исполнил.
Должнику 12.04.2015 г. было направлено налоговое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 8431, в котором налогоплательщику было предложено уплатить пени по транспортному налогу в срок до 22.05.2015 г. Должнику 22.10.2015 г. было направлено налоговое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 14791, в котором налогоплательщику было предложено уплатить транспортный налог в срок до 27.11.2015 г. Должнику 19.02.2016 г. было направлено налоговое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 5993, в котором налогоплательщику было предложено уплатить пени по транспортному налогу в срок до 05.04.2016г. Требование в адрес должника направлено заказной корреспонденцией. В установленный срок должник налоговые требования не исполнил.
Согласно судебному приказу от 18.05.2015г., постановленному мировым судьей судебного участка №4 Ленинского района г.Воронежа, с Гончарова А.И. был взыскан транспортный налог за 2013г. в сумме 2805 руб. за принадлежащий ему автомобиль.
01.06.2016г. мировым судьей судебного участка №4 в Ленинском судебном районе Воронежской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Гончарова А.И. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа недоимки по транспортному налогу за налоговый период 2014г. в сумме 3060 руб., пени в размере 2546, 45 руб., а всего 5 606 руб. 45 коп.
02.05.2017г. в связи с поступившими возражениями от административного ответчика, судебный приказ был отменен, и 05.05.2017г. определение суда было направлено в ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа.
До настоящего времени данная сумма задолженности по налогу на транспорт в бюджет не поступила.
Указывая, что лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен, истец обратился с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Кравченко В.В. иск поддержал, просил требования удовлетворить в полном объеме, восстановив процессуальный срок.
Административный ответчик в судебном заседании иск не признал.
Выслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов в срок закреплена в статье 57 Конституции РФ, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
В силу пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
В соответствии с положением ст.357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно положениям ч.1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется:
- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В соответствии с положениями ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
Наименование объекта налогообложения | Налоговая ставка (в рублях) |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 3,5 |
Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз (ст361 Налогового кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что административный ответчик в 2014г. по сведениям УГИБДД ГУВД по Воронежской области в 2014 г. являлся собственником легкового автомобиля Фольксваген пассат, 102 л.с., государственный регистрационный номер Х876УС36.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 57 Конституции РФ, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Из представленного суду расчета налог на имущество физических лиц за 2015г. был исчислен следующим образом:
-за автомобиль - Фольксваген пассат, 102 л.с., государственный регистрационный номер Х876УС36, налоговый период 2014г. (12 мес.), налоговая база 102 л.с., налоговая ставка в размере 30 руб.:
30 руб.: 102 х 30 = 3 060 руб.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В силу положений статей 68, 70 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление и требование может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с положениями ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Таким образом, законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица обязательных налоговых платежей и санкций, который заключается в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени.
В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (статья 31 Налогового кодекса РФ).
В статье 11 НК РФ установлено, что под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Административному ответчику 10.04.2015г. было направлено налоговое уведомление №864152 от 18.03.2015г., в котором налогоплательщику было предложено уплатить в срок до 01.10.2015г. транспортный налог за 2014 г. в сумме 3060 руб.(л.д.6).
Гончарову А.И. 12.04.2015г. было направлено налоговое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 98431 по состоянию на 07.04.2015г., в котором налогоплательщику было предложено уплатить пени по транспортному налогу за 2011 - 2013 г.г. в размере 407, 92 руб. в срок до 22.05.2015 г.(л.д.8).
Гончарову А.И. 22.10.2015г. было направлено налоговое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 14791 по состоянию на 15.10.2015г., в котором налогоплательщику было предложено уплатить транспортный налог за 2014 г. в размере 3 060 руб. в срок до 27.11.2015г.(л.д.7).
Должнику 19.02.2016 г. было направлено налоговое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 5993 по состоянию на 24.02.2016г., в котором налогоплательщику было предложено уплатить пени по транспортному налогу за 2010 - 2014г.г. в размере 2138, 53 руб., в срок до 05.04.2016г. (л.д. 9).
01.06.2016г. мировым судьей судебного участка № 4 в Ленинском судебном районе Воронежской области вынесен судебный приказ №СП-1051/16 о взыскании с Гончарова Александра Ивановича в пользу ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа недоимки за 2014г. по транспортному налогу в размере 3060,00 руб., пени в размере 2546,45 руб., а всего 5606 (пять тысяч шестьсот шесть) руб.45 коп., а также расходов по оплате госпошлины в доход государства в размере 200,00 руб.
Определением мирового судьи судебного участка №4 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 02.05.2017г. судебный приказ был отменён.
Определение мирового судьи было направлено в адрес взыскателя и получено Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Воронежа 28.07.2017г.
По смыслу действующих положений законодательства обращаться с иском о взыскании как задолженности, так и начисляемой на нее пени, возможно в пределах срока исковой давности.
Согласно материалам настоящего дела и материалам дела, судебный приказ был отменен мировым судьей судебного участка № 4 Ленинского района г. Воронежа 02.05.2017г., тогда как подача в суд искового заявления о взыскании спорных сумм имела место 19.12.2017г.
Статьей 48 Налогового кодекса РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, т.е. данные действия возможны в пределах срока исковой давности.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 года N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Р Ф от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты принятия определения об отмене судебного приказа.
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Между тем, бесспорных доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока, установленного для обращения в суд о взыскании налоговых платежей, истцом не представлено и не имеется в материалах дела.
Напротив, материалы дела свидетельствуют о пропуске истцом срока для обращения в суд, поскольку настоящее административное исковое заявление после отмены судебного приказа 02.05.2017г. было представлено в Ленинский районный суд г.Воронежа 19.12.2017г., то есть за пределами установленного законом срока. При этом изложенные в заявлении истца доводы в обоснование уважительности причин пропуска срока судом признаются несостоятельными и не влекут удовлетворение данного заявления, поскольку у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением.
При этом суд учитывает, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
С учетом изложенного суд полагает необходимым в удовлетворении ходатайства истца о восстановлении срока для обращения в суд – отказать.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе, в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что на дату обращения с настоящим исковым заявлением в суд ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа утратила право на принудительное взыскание с ответчика спорной задолженности и полагает необходимым в удовлетворении административного иска отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа к Гончарову Александру Ивановичу о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Пономарева Е.В.
Решение принято в окончательной форме 02.04.2018г.