Решение по делу № 2-5648/2020 от 14.10.2020

    16RS0046-01-2020-009117-44

    Дело № 2-5648/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2020 года

Приволжский районный суд г.Казани в составе

председательствующего судьи Кулиева И.А.,

при секретаре судебного заседания Матвеевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску      прокурора г.Казани, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, к Муниципальному казённому учреждению «Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании незаконным постановления и снятии земельного участка с кадастрового учёта,

установил:

Прокурор г.Казани, действующий в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в Вахитовский районный суд г.Казани с административным иском к Муниципальному казённому учреждению «Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании незаконным постановления от 21 ноября 2019 г. № 4117 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> на кадастровом плане территории» и снятии с кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером 16:50:171102:119 по <адрес>.

В обоснование административных исковых требований прокурор указал, что собственники земельного участка с кадастровым номером 16:50:171102:18 по <адрес> Сабиров М.В., Шакирова Р.А., Гаязетдинова Г.Ф. обратились 31 января 2018 года в МКУ Управление архитектуры и градостроительства ИКМО <адрес> об утверждении схемы расположения земельного участка, образованного в результате перераспределения земельных участков, в чем им было отказано, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок площадью 430 кв.м. возможно сформировать в качестве самостоятельного.

26 сентября 2018 года с аналогичным заявлением в МКУ Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани обратился ФИО7, которому было отказано в перераспределении земельных участков по тем же основаниям.

Впоследствии собственники земельного участка с кадастровым номером 16:50:171102:18 по <адрес> Сабиров М.В., Шакирова Р.А., Гаязетдинова Г.Ф. обратились в Приволжский районный суд г.Казани с административным иском о признании незаконным отказа в перераспределении земельных участков, решением суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска отказано.

Апелляционным определением Судебной     коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 7 мая 2019 года решение Приволжского районного суда г.Казани от 5 февраля 2019 года оставлено без изменений.

Как указывает административный истец, названными судебными актами установлена возможность доступа к испрашиваемому земельному участку площадью 430 кв.м.

27 мая 2019 года Дабаев А.Ж. обратился в МКУ Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани об утверждении схемы расположения земельного участка для реализации на аукционных торгах, письмом от 28 июня 2029 года ему в удовлетворении заявления отказано.

Решением Приволжского районного суда г.Казани от 19 августа 2019 года Дабаеву А.Ж. отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 430 кв.м., апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 декабря 2019 года решение Приволжского районного суда г.Казани от 19 августа 2019 года отменено, на МКУ Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Дабаева А.Ж. об утверждении схемы расположения земельного участка для реализации на аукционных торгах.

Постановлением ИКМО г.Казани 21 ноября 2019 года № 4117 утверждена схема расположения земельного участка по ул.Бригадная на кадастровом плане территории.

Как указывает административный истец, испрашиваемый земельный участок площадью 430 кв.м. имеет прямоугольную форму.

Прокурор полагает. что перераспределение этого земельного участка в пользу собственников одного земельного участка нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, лишенных возможности приобрести этот участок на аукционных торгах, противоречит принципу сочетания интересов общества и граждан, препятствует эффективному и рациональному распоряжению земельными участкам.

Ссылаясь на изложенное, прокурор просил признать незаконным постановление ИКМО г.Казани от 21 ноября 2019 г. № 4117 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул.Бригадная на кадастровом плане территории», снять с кадастрового учёта земельный участок с кадастровым номером 16:50:171102:119 по ул.Бригадная г.Казани

Определением Вахитовского районного суда г.Казани от 21 сентября 2020 года административное дело передано по подсудности в Приволжский районный суд г.Казани.

В ходе рассмотрения административного иска к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц - Дабаев А.Ж. и филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»).

Определением Приволжского районного суда г.Казани от 29 октября 2020 года постановлено: «Перейти к рассмотрению административного дела по административному иску заявлению прокурора г.Казани, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, к Муниципальному казённому учреждению «Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании незаконным постановления и снятии земельного участка с кадастрового учёта по правилам гражданского судопроизводства.

Передать дело по иску прокурора г.Казани, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, к Муниципальному казённому учреждению «Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании незаконным постановления и снятии земельного участка с кадастрового учёта для рассмотрения в судебный состав, специализирующийся на рассмотрении указанной категории спора».

В ходе рассмотрения дела в порядке гражданского судопроизводства к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Сабиров М.В., Шакирова Р.А., Гаязетдинова Г.Ф.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчиков иск не признал, указывая в обоснование возражений, что земельный участок с площадью 430 кв.м. перераспределен оспариваемым постановлением в пределах полномочий и компетенции ИКМО г.Казани, доступа к этому участку иначе, как через участок, принадлежащий Сабирову М.В., Шакировой Р.А., Гаязетдиновой Г.Ф., не имеется.

Кроме того, установленных Земельным кодексом РФ ограничений для перераспределения земельного участка не имеется

Третье лицо – Дабаев А.Ж., согласен с исковыми требованиями

Представитель третьих лиц - Сабирова М.В., Шакировой Р.А., Гаязетдиновой Г.Ф. с иском не согласна, в обоснование возражений пояснила, что     прокурор вышел за пределы своих полномочий, инициировав иск в защиту прав Дабаева А.Ж., который подл жалобу в прокуратуру, просил производство по делу прекратить.

Предпринятыми судом мерами примирить стороны не удалось.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчиков, пояснения третьего лица, представителя третьих лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии с ч.2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.2 ст. 11 Земельного кодекса РФ,. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с ч.1 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

В соответствии с п.9 ч.9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ,     Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:.. образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса,

Согласно ст. 11.9 земельного кодекса РФ, Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.\

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Согласно ст. 60 Градостроительного устава города Казани, п. 2. «Предельные значения параметров земельных участков и разрешенного строительства», минимальный размер земельного участка в границах населенного пункта – 400 кв.м.

Как установлено судом, в собственности Сабирова М.В., Шакировой Р.А., Гаязетдиновой Г.Ф., имеется земельный участок площадью 400 кв.м., с кадастровым номером 16:50:171102:18 по <адрес>.

Постановлением ИКМО г.Казани от 21 ноября 2019 г. № 4117 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул.Бригадная на кадастровом плане территории», по заявлению Сабирова М.В., Шакировой Р.А., Гаязетдиновой Г.Ф., проживающих по <адрес>, утверждена схема расположения земельного участка площадью 830 кв.м., образуемого из земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером 16:50:171102:18, находящегося в частной собственности.

Законом установлен прямой запрет на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок (п.9 ч.9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ).

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается именно на это условие, указывая, что испрашиваемый Сабировым М.В., Шакировой Р.А., Гаязетдиновой Г.Ф. в порядке перераспределения земельный участок, возможно сформировать в качестве самостоятельного.

Суд полагает, что установление данного юридически значимого обстоятельства (возможность сформировать земельный участок в качестве самостоятельного) является определяющим в разрешении рассматриваемого спора, поскольку именно этот критерий установлен законом.

Как установлено судом, решением Приволжского районного суда г.Казани от 5 февраля 2019 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Гаязетдиновой ФИО9, Шакировой ФИО10, Сабирова ФИО11 к Муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка и обязании рассмотреть заявление № 1287/УАиГ/ОГ от 31.01.2018 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 16:50:171102:18, расположенного по адресу: <адрес> муниципального земельного участка без учёта мнения (согласования) Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.

Названное решение вступило в силу на основании апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 7 мая 2019 года.

Как установлено приведенным вступившим в законную силу решением суда, с учётом того, что дополнительный земельный участок может быть образован как самостоятельный земельный участок с соблюдением установленной законом иной процедуры, законных оснований для перераспределения земельного участка по заявленным административным исковым требованиям не имеется.

Действующим законодательством установлен административный порядок оформления земельных участков в собственность граждан. Обход указанного порядка с целью установления права собственности на такие участки недопустим, поскольку в противном случае будет нарушен баланс прав и законных интересов, в том числе и других граждан, заинтересованных в получении прав на земельный участок.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 7 мая 2019 года установлено, что доступ к испрашиваемому земельному участку возможен как через земельный участок административных истцов с кадастровым номером 16:50:171102:18, так и через смежные с ним земельные участки.

Указанные юридически значимые обстоятельства установлены вступившим в силу судебным актом, потому имеют для суда обязательный характер и не подлежат повторному доказыванию ввиду участия в деле тех же лиц.

При таком положении, доводы представителей ответчиков о невозможности формирования из испрашиваемого земельного участка самостоятельного, подлежат отклонению - что, соответственно, означает, что предоставление земельного участка площадью 430 кв.м. путем перераспределения противоречит требованиям приведенных норм Земельного кодекса РФ.

Согласно ст.1 Земельного кодекса РФ, настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:…дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы, сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Ограничения, установленные в части перераспределения земель, в первую очередь, направлены на необходимость решения вопросов, связанных с реализацией задач органов государственной власти и органов местного самоуправления таким образом, чтобы это не нарушало прав третьих лиц, в том числе правообладателей земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Предоставление свободного земельного участка, который может быть сформирован в качестве самостоятельного, на основании оспариваемого Постановления, лишает права на приобретение его с аукционных торгов неопределенным кругом лиц, каждый из которых имеет равные права с правообладателями земельного участка с кадастровым номером 16:50:171102:18, само предоставление этого участка третьим лицам противоречит существующей процедуре предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, исключительно по итогам торгов.

В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 27.06.2017 N 1266-О, Земельным кодексом в качестве основного способа приватизации земли предусмотрены торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности.

С учётом изложенного, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании оспариваемого Постановления незаконным

Поскольку в споре о правах на земельный надлежащим ответчиком является орган местного самоуправления, уполномоченный распоряжаться муниципальными землями – то есть, ИКМО г.Казани, в иске к    МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани», надлежит отказать, как к ненадлежащему ответчику.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О государственной регистрации недвижимости", при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению … собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости.

Учитывая, что в силу закона снятие земельного участка носит заявительный характер, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в части снятия земельного участка с кадастрового учета

Доводы представителя третьих об обращении прокурора с рассматриваемым иском в суд в интересах одного Дабаева А.Ж., подлежат отклонению, поскольку, обращаясь в суд с иском, прокурор исходил из того, что предоставление путем перераспределения третьим лицам свободного земельного участка, который может быть сформирован в качестве самостоятельного нарушает права неопределенного круга лиц на приобретение этого участка с аукционных торгов, подобный порядок предоставление этого участка третьим лицам противоречит существующей процедуре предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, исключительно по итогам торгов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199    Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Иск прокурора г.Казани, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, к Муниципальному казённому учреждению «Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании незаконным постановления и снятии земельного участка с кадастрового учёта, удовлетворить частично в части исковых требований к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани

Признать незаконным постановление Исполнительного комитета муниципального образования г.Казань от 21 ноября 2019 года № 4117 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул.Бригадная на кадастровом плане территории»

В удовлетворении исковых требований о снятии с кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером 16:50:171102:119 по <адрес> – отказать.

В иске к Муниципальному казённому учреждению «Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г. Казани в течение одного месяца после     изготовления мотивированного решения

Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2020 г.

Судья

2-5648/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Другие
Филиал ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Росреестра" по РТ
МКУ "Управление архитектуры и градостроительства" ИК МО г. КАзани
Сабирова М.Ф.
Гаязетдинова Г.Ф.
Дабаев А. Ж.
ИК МО г. Казани
Шакирова Р.А.
Прокурор г. Казани
Суд
Приволжский районный суд г. Казань Республики Татарстан
Судья
Кулиев И. А.
Дело на странице суда
privolzhsky.tat.sudrf.ru
23.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее