Дело № 2-664/23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2023 года г. Чехов
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Малаховой Е.Б.
с участием прокурора Ивановой А.Ю.,
при секретаре Офицеровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ФИО4, ФИО2 о выселении из жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к ФИО10, ФИО4, ФИО2 о признании незаконным проживания ФИО4 и ФИО2 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>, их выселении, взыскании с ответчиков расходов на оплату услуг представителя в размере № рублей. Свои требования мотивирует тем, что ему на праве собственности принадлежит комната <адрес>, собственником комнаты № в указанной квартире является ФИО10 Вместе с тем, в комнате, принадлежащей ФИО10, проживают ФИО4, ФИО2, которые регистрации в указанной квартире не имеют. Он (истец) не давал согласия на проживание в квартире посторонних людей, ответчики самовольно произвели перепланировку в квартире, ведут аморальный образ жизни, незаконно пользуются общим имуществом, содержат домашних животных, создавая антисанитарные условия, чем нарушают его права и законные интересы.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по иску ФИО3 к ФИО10, ФИО4, ФИО2 о выселении из жилого помещения, прекращено в части требований к ФИО10
Представитель истца ФИО3 по доверенности ФИО8 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчики ФИО4, ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица Администрации городского округа Чехов по доверенности ФИО9 в судебное заседание явилась, разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.
Выслушав объяснения представителей истца и третьего лица, заключение прокурора, полагавшего заявленные исковые требования подлежащими отклонению, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО3 подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что истцу ФИО3 на основании договора купли-продажи комнаты принадлежит жилое помещение площадью 18 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>; государственная регистрация права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ; ФИО3 зарегистрирован в данном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12, 33-34, 62).
Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО10; государственная регистрация права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ, он же значится единственным лицом, зарегистрированным в настоящее время в данной комнате (с №.) (л.д. 37-40, 63).
Согласно справке отдела <данные изъяты> между ФИО10 и ФИО12 ФИО13. ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак; запись акта о заключении брака № (л.д.81).
Как было установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 умер, что следует из записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (л.д. 81).
Согласно выписке из домовой книги ответчики ФИО4, ФИО2 в спорном жилом помещении не зарегистрированы, при этом ФИО4 имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 79).
Акт проверки проживания № от ДД.ММ.ГГГГ, составленный <данные изъяты>, подтверждает, что на момент проверки в квартире проживают ФИО2 и ФИО4, не зарегистрированные в данном жилом помещении.
Как следует из искового заявления и пояснений стороны истца в судебном заседании, ответчики длительное время проживают в жилом помещении указанной квартиры, регистрации по данному адресу не имеют, ФИО3 согласие на их проживание в квартире не давал, при этом ответчики ведут аморальный образ жизни, незаконно пользуются общим имуществом, содержат домашних животных, создают антисанитарные условия. Кроме того, в квартире произведена самовольная перепланировка, демонтировано помещение кладовой, что было установлено решением Чеховского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан.
Согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, данным Кодексом. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (части 2 и 4 статьи 30 ЖК РФ).
Таким образом, законодатель, предусмотрев право собственника жилого помещения по передаче его внаем гражданам по договору найма, обусловил возможность осуществления этого права как необходимостью соблюдения интересов соседей, так и необходимостью соблюдения требований гражданского законодательства и Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Жилищного кодекса Российской Федерации для передачи в поднаем жилого помещения, находящегося в коммунальной квартире, требуется согласие всех нанимателей и проживающих совместно с ними членов их семей, всех собственников и проживающих совместно с ними членов их семей.
Из положений статей 30 и 76 Жилищного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что собственник жилого помещения в коммунальной квартире вправе передавать его по договору найма иным лицам только с согласия других лиц, проживающих в этой квартире, - как нанимателей, так и собственников жилого помещения, а также членов их семей.
Согласно части 1 статьи 41 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты.
В силу части 1 статьи 42 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты.
Вместе с тем порядок использования общего имущества в коммунальной квартире Жилищным кодексом Российской Федерации не урегулирован. В связи с этим в соответствии со статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким отношениям применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об общей долевой собственности, в частности нормы статей 246 и 247 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (пункт 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Из содержания данных норм в их взаимосвязи следует, что правомочия владения и пользования общим имуществом в коммунальной квартире собственники комнат в коммунальной квартире должны осуществлять по соглашению между собой.
Предоставление собственником комнат в коммунальной квартире по гражданско-правовым договорам во владение и пользование комнат другим лицам (например, нанимателям) предполагает, что эти лица будут пользоваться и общим имуществом в коммунальной квартире, а поскольку данное имущество находится в общей долевой собственности, то для обеспечения баланса интересов участников долевой собственности вопрос о пользовании общим имуществом нанимателями комнаты необходимо согласовать с другими собственниками жилых помещений в коммунальной квартире. Если такое согласие не достигнуто, то порядок пользования общим имуществом устанавливается судом.
В ходе рассмотрения дела ответчиками не было представлено доказательств наличия какого-либо соглашения между собственником комнаты в коммунальной квартиры и ответчиком ФИО2 о порядке пользования общим имуществом квартиры, в том числе не был определен собственниками комнат порядок пользования общими помещениями в квартире на случай передачи собственниками принадлежащих им комнат в пользование другим лицам; таких обстоятельств судом не установлено.
В соответствии с ч.1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражении, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком ФИО2, получившим судебную корреспонденцию на последнее судебное заседание и ранее неоднократно извещавшимся о времени и месте рассмотрения дела, не представлено доказательств предоставления собственником ему спорного помещения для проживания, оснований такого предоставления, согласования при необходимости данного вопроса с истцом как собственником иной комнаты в коммунальной квартире либо его правопредшественником, при этом ответчик в спорном жилом помещении по месту жительства или пребывания не зарегистрирован, сведения о том, что он является членом семьи собственника комнаты №, у суда отсутствуют.
С учетом изложенного, суд полагает, что имеются основания для удовлетворения требования истца о выселении ФИО2 из жилого помещения.
Вместе с тем достаточных оснований для удовлетворения подобных требований к ФИО4 суд не усматривает ввиду следующего.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу положений ст. ст. 128, 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из п. 2 ст. 1152 ГК РФ следует, что принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В п. 4 указанной нормы предусмотрено, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом) (п. 34).
Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Как следует из материалов дела и было указано выше, на день смерти ФИО10 на праве собственности принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>
Согласно сведениям из реестра наследственных дел <данные изъяты> об открытии наследственных дел, наследственное дело к имуществу ФИО10, умершего ДД.ММ.ГГГГ, не открывалось.
Принимая во внимание, что ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ являлась женой умершего ФИО10, она могла быть вселена в спорное жилое помещение в качестве члена семьи собственника при жизни последнего либо вселиться туда после его смерти, фактически приняв таким образом наследство после смерти супруга.
Тот факт, что ответчик ФИО4 не зарегистрирована в спорном жилом помещении, вышеуказанных обстоятельств не опровергает, кроме того, согласно Закону РФ от ДД.ММ.ГГГГ N № "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин РФ вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов <адрес>, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов <адрес>.
Истец ФИО3, проживая в приобретенной им комнате с ДД.ММ.ГГГГ, об обстоятельствах вселения ФИО4 в комнату № ничего суду пояснить не смог, указанные обстоятельства ему неизвестны.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд отказывает в удовлетворении исковых требований к ответчику ФИО4
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Представленные договор № об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, квитанция к приходному кассовому ордеру подтверждают, что истец понес расходы по оплате услуг представителя в размере № руб.; данную сумму с учетом необходимости подготовки документов, степени сложности рассматриваемого дела, фактических обстоятельств спора, количества судебных заседаний, проведенных с участием представителя, суд считает возможным уменьшить до разумного предела в № руб., взыскав ее с ответчика ФИО2
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 удовлетворить частично.
Выселить ФИО2 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с ФИО2 в пользу ФИО3 расходы по оплате услуг представителя в размере № рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО3 и исковых требований к ФИО4 отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Чеховский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись