...
Мотивированное решение составлено 19.10.2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 октября 2017 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Бурдуковской А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кравченко Дениса Алексеевича к Администрации города Улан-Удэ о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился Кравченко Д.А. с названным требованием указав, что 09 октября 2017 года он обратился в Администрацию города Улан-Удэ с уведомлением о намерении провести 21 октября 2017 года с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут публичное мероприятие - митинг по адресу: г.Улан-Удэ, Площадь Революции с предполагаемым количеством участников до 1000 человек. Цель публичного мероприятия «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности» 12 октября 2017 года ответчик письмом сообщил о невозможности проведения заявленного мероприятия в связи с тем, что площадь Революции непосредственно прилегает к зданию суда и истцу предложено провести митинг в специально отведенном месте - парке Юбилейном или сквере им.Сенчихина. Полагает отказ в проведении митинга в указанном им месте и в указанное время незаконным, поскольку площадь Революции в городе Улан-Удэ непосредственно к зданиям судом не прилегает, в ответе не конкретизирован суд, здание которого располагается на территории площади, предложение ответчика о переносе места и времени проведения публичного мероприятия не мотивировано и не основано на законе. Истец не согласен с переносом мероприятия в указанные ответчиком места, так как предложены места отдаленные от центра города Улан-Удэ и размер предложенных площадок намного меньше заявленного места. В связи с указанным, просит суд признать решение ответчика от 12.10.2017 года незаконным и обязать Администрацию гор.Улан-Удэ согласовать проведение митинга «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности» в период с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут 21 октября 2017 года по адресу: г.Улан-Удэ, площадь Революции с предполагаемым количеством участников 1 000 человек.
В судебное заседание административный истец Кравченко Д.А., его представитель по доверенности Гладких В.Г. и представитель административного ответчика не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом положений пункта 6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статьей 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) предусмотрено, что публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (п. 1); под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (п. 3); уведомление о проведении публичного мероприятия - это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном данным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (п. 7).
В соответствии с ч. ч. 1.1, 2.1 ст. 8 Федерального закона № 54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 данного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что 09 октября 2017 года Кравченко Д.А. обратился в Администрацию г.Улан-Удэ с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга, указав местом проведения мероприятия: г.Улан-Удэ, площадь Революции, дату и время проведения митинга - 21 октября 2017 года с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут, цель публичного мероприятия - «Встреча граждан с Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности» и предполагаемое количество участников мероприятия – 1 000 человек.
12 октября 2017 года в адрес Кравченко Д.А. Администрацией г. Улан-Удэ направлено предложение изменить место публичного мероприятия, так как в указанном месте публичное мероприятие проводить запрещено. При этом разъяснено, где именно возможно в соответствии с Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.12.2012 года № 820 проведение такого мероприятия.
Таким образом, исходя из текста представленного суду оспариваемого решения Администрации г.Улан-Удэ, направленного организаторам публичного мероприятия на их уведомление о проведении митинга, суд приходит к выводу, что запрета в проведении публичного мероприятия ответчиком или отказа в согласовании проведения публичного мероприятия, не имеется, поскольку заявителю предложено проведение мероприятия в ином установленном месте.
Обсуждая вопрос о законности отказа в согласовании в проведении митинга именно в указанном истцом месте, приходит к следующему.
В силу ст.8 Федерального закона от 19.06.2004 г.№ 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов текущего дня по местному времени, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания (ст.9 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
Как следует из ответа Администрацииг.Улан-Удэ, рассмотрев уведомление истца Администрацияг.Улан-Удэпредложила изменить место проведения публичного мероприятия, указав, что площадь Революции относится к местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещено, поскольку непосредственно прилегает к зданиям, занимаемым судами.Кроме того, проведение публичного мероприятия может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств, либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной, или социальной инфраструктуры, в том числе: медицинские организации; остановки транспорта общего пользования; территории, непосредственно прилегающие к указанным в настоящей статье объектам и автомобильным дорогам.
В силу требований п.3 ч.2 ст.8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004г. №54-ФЗ к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из письменных возражений административного ответчика на административное исковое заявление, к площади Революции непосредственно прилегает здание, в котором размещены судебные участки мировых судей Советского района г.Улан-Удэ по адресу: г.Улан-Удэ, ул. Кирова, 35.
Вместе с тем, поскольку в указанной выше норме права не указаны ограничения прилегающей территории к зданию суда, суд приходит к выводу, что данные обстоятельства, изложенные Администрацией г.Улан-Удэ, недостаточно мотивированы.
Однако, в силу ст.4 Закона Республики Бурятия от 22.12.2012 года № 3075-1V «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Бурятия» - в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности дополнительно к местам, в которых в соответствии с Федеральным законом проведение публичного мероприятия запрещено, настоящей статьей определяются места, в которых проведение публичных мероприятий на территории Республики Бурятия запрещается. К таким местам относятся места, в которых проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств, либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, в том числе: остановки транспорта общего пользования; территории, непосредственно прилегающие к указанным в настоящей статье объектам и автомобильным дорогам.
То обстоятельство, что Площадь Революции находится на прилегающей территории к остановке общественного транспорта и автомобильной дороге, детской стоматологической поликлинике, является общеизвестным и не требует в силу ст.61 ГПК РФ доказывания.
Таким образом, исходя из перечисленных норм закона, несмотря на то, что ответ Администрации г.Улан-Удэ с предложением изменения места проведения публичного мероприятия содержит ссылку и на п.3 ч.2 ст.8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004г. №54-ФЗ, что само по себе не может нарушать права, свободы и законные интересы истца, поскольку согласование проведения митинга на основании уведомления от 09 октября 2017 года может повлечь нарушение функционирования транспортной или социальной инфраструктуры, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств, либо доступу граждан к объектам транспортной или социальной инфраструктуры, принимая во внимание, что органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации определены в Постановлении Правительства Республики Бурятия от 28.12.2012 года № 820 специально отведенные места для проведения публичных мероприятий, суд считает, что орган местного самоуправления обоснованно предложил организаторам мероприятия изменить место проведения митинга в соответствии с указанным Постановлением Правительства РБ.
То обстоятельство, что ответчиком было предложено организаторам мероприятия место проведения митинга, где уже было согласовано иное мероприятие, не может являться основанием для удовлетворения требований истца, так как разрешение данного вопроса могло было быть урегулировано после подачи уведомления организаторами о проведении публичного мероприятия в указанном месте в соответствии с п.1.2 ст.8 Федерального закона № 54-ФЗ.
При этом доводы истца о несогласии с изменением места проведения публичного мероприятия по мотиву его отдаленности от центра города и меньшей площадью не свидетельствуют о невозможности достижения заявленной цели публичного мероприятия.
Ссылка представителя истца о том, что Федеральный закон № 54-ФЗ позволяет проводить публичные мероприятия в любых пригодных для целей данного мероприятия местах, не принимается во внимание как не основанная на нормах указанного закона.
Исходя из совокупности установленных обстоятельств, учитывая, что оспариваемое решение принято лицом, в рамках, предоставленных действующим законодательством полномочий, соответствует закону, не нарушает права и законные интересы истца, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Кравченко Дениса Алексеевича к Администрации города Улан-Удэ о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца в Советский районный суд гор.Улан-Удэ.
Судья Е.А. Богомазова