Решение по делу № 33-420/2022 от 12.01.2022

    Судья Цыденжапов З.А. № гражданского дела 2-2898/2021

    Поступило ... г.                                                                    33-420

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Улан-Удэ                                                       31 января 2022 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Хаыковой И.К. и Богдановой И.Ю., при секретаре Дармаеве Ж.Б.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 ноября 2021 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора Иволгинского района Республики Бурятия удовлетворить;

признать незаконными действия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ по признанию жилого помещения по адресу: ... пригодным для постоянного проживания.

обязать Министерство социальной защиты населения РБ предоставить Григорьеву И благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения взамен предоставленного ранее жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия

    УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском к ответчикам Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, прокурор Иволгинского района Республики Бурятия в интересах Григорьева И.И. просит:

признать незаконными действия по признанию жилого помещения по адресу: <...> пригодным для проживания;

возложить обязанность на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Григорьеву И.И. благоустроенное жилое помещение взамен ранее предоставленного.

Иск мотивирован тем, что истцу в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставлено вышеназванное жилое помещение, которое непригодно для проживания. При этом данное жилое помещение было приобретено Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия с нарушением требований законодательства о проведении экспертизы приобретаемых жилых помещений.

Определением суда привлечены для участия в деле в качестве третьих лиц - ГБУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья", Финансовый управляющий индивидуального предпринимателя Домшоева С - Сапожникова Н.С., Домшоев С.Ц. и Министерство имущественных и земельных отношений РБ.

В судебном заседании истец Григорьев И.И. участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, прокурор Цыбикова Е.Н. исковые требования поддержала.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений РБ по доверенности Тутаева Ю.С. исковые требования не признала.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РФ по доверенности Аюшиева О.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, его представитель по доверенности Аюшиева О.В. подала апелляционную жалобу, в которой содержится просьба об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности, указывая на то, что детям-сиротам благоустроенное жилое помещение по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159 предоставляется однократно. Истец таким правом воспользовался. Возможности предоставить истцу другое жилье законодательство не предусматривает. Более того, по настоящему делу функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительства, включая жилье для детей-сирот, осуществлял Минстрой РБ, а не Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия. При этом, договор найма специализированного жилого помещения с истцом был заключен с соблюдением всех требований. Для признания жилого помещения, предоставленного истцу, непригодным для проживания, должно быть соответствующее заключение межведомственной комиссии. Такого заключения в материалах дела не имеется. Напротив, в деле имеется заключение межведомственной комиссии о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям, а значит, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска.

В суд апелляционной инстанции представитель Министерства социальной защиты населения РФ и ГБУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья" по доверенностям Жанчипова Е.А. не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Прокурор Носков Я.Г. возражал против отмены судебного решения.

Остальные участники процесса в суд апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени слушания дела извещены. Об отложении судебного разбирательства не просили, о наличии уважительных причин неявки в суд не сообщали. В этой связи, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ неявка сторон не препятствует рассмотрению дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участника процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

    В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

    Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным и обоснованным тогда, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

    Проверив законность постановленного решения, судебная коллегия считает, что вышеназванным требованиям закона состоявшееся по делу судебное постановление соответствует.

    Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.03.2005 г. № 102 утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 2 Положения от 31.03.2005 г. № 102 уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее - Министерство); формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), осуществляется Министерством с разбивкой по муниципальным районам и городским округам в Республике Бурятия в соответствии с Законом Республики Бурятия от 22.12.2012 N 3102-IV "Об учете и формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Бурятия, и о внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Бурятия" на основании списков, предоставляемых органами опеки и попечительства (пункт 5); предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам осуществляется Министерством по месту их жительства с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления площади жилого помещения (пункт 7).

В соответствии: с п.п. 3, 4 и 5 п. 3.21 Положения "О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия", утвержденного постановлением Правительства РБ от 06.03.2014 N 88, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия уполномочено на формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Григорьев И.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Григорьеву И.И. предоставлено жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда от 27.12.2016 г. по адресу: <...>.

Данное жилое помещение приобретено Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от имени Республики Бурятия в целях обеспечения государственных нужд на основании государственного контракта от 26.102016 г.

Предметом указанного госконтракта является приобретение 6 жилых помещений на первичном рынке в с.Сотниково Иволгинского района Республики Бурятия в целях формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Финансирование контрактов осуществлено из средств республиканского бюджета в рамках подпрограммы «Социальная поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» Государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года).

Предоставленное истцу жилое помещение принято Комиссией по приемке жилых помещений, приобретаемых в собственность Республики Бурятия для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на основании акта приема-передачи жилого помещения.

Указанная Комиссия создана на основании Приказа Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 03.06.2014 №037-63.

В обоснование иска, прокурор представил суду заключение экспертно-криминалистического отдела Следственного управления Следственного комитета России по Хабаровскому краю № 60-2019 г. от 12.10.2019 г., которое было проведено в рамках расследования уголовного дела № ..., возбужденного 05.12.2018 г. по ч. 1 ст. 286 УК РФ.

Из данного заключения следует, что четырех-квартирный дом по адресу: <...> (кв. 1-4) не соответствует строительным нормам, сводам, правилам и другим нормативно-правовым актам, в связи со следующими установленными в ходе экспертных исследований обстоятельствами:

    в нарушение п. 9.2.15 СП 70.13330.2012 «Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87» отсутствует гидроизоляция между монолитным фундаментом и кладкой из газобетонных блоков;

    в нарушение требований п. 9.2.8 СП 70.13330.2012 «Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87», перемычки в стенах из газобетонных блоков выполнены из двух арматур, в то время как по Правилам, должно быть не менее трех и выполняется перемычка по опалубке в слое раствора толщиной 30 мм;

    в нарушение требований пп. «в» п. 6.14.4 «СП 14.13330.2014. Свод правил. Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП II-7-81*», кладка несущих стен выполнена из газобетонных блоков более низкой плотности чем предусмотрено Правилами;

    в нарушение требований п.5.12. СП 17.13330.2011 "СНиП 11-26-76 Кровли", пароизоляция чердачного перекрытия выполнена по доскам подшивки с разрывами между балками перекрытия, в связи с чем не обеспечивается "его непрерывность и защита теплоизоляционного слоя от увлажнения парообразной влаги;

    в нарушение требований п. 6.4.4 СП 17.13330.2011 "СНиП П-26-76 Кровли", примыкание листов шифера к вертикальным стенкам слуховых окон с помощью угловых деталей отсутствует, примыкание к дымовым трубам поперек ската менее длины волны шифера;

    стропильная система не имеет раскосов между стойками и прогон в поперечном и продольном направлении, что противоречит п. 6.15.14 «СП 14.13330.2014 [2];

    в нарушение требований п. 9.3 СП 17.13330.2011 "СНиП П-26-76 Кровли", величина выступа карниза от плоскости наружной стены не превышает 600 мм;

    в результате проведенных поверочных расчетов установлена недостаточная несущая способность конструктивных элементов кровли жилого дома, что не соответствует требованиям п. 3.3, п. 3,4, 5.1.1 ГОСТ 27751-2014 «Межгосударственный стандарт. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения», требованиям ст. 7 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ.;

    по результатам осмотра жилого дома при поверочном расчете приведенного сопротивления теплопередачи ограждающих конструкций стен, пола и чердачного перекрытия установлено нарушение требований п. 5.1. СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий" и требований ст. 13 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ;

    Вышеуказанные нарушения не являются следствием неправильной эксплуатации жилых помещений.

    Указанный дом, с расположенными в них помещениями в связи с несущими и ограждающими конструкциями жилых домов, имеющих категорию технического состояния «недопустимое состояние», не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и имеются основания для признания их непригодными для проживания согласно «Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Из фактического состояния на момент осмотра дома следует, что монолитный железобетонный ленточный фундамент, не выполнено утепление. Стены не соответствуют по толщине утепления. Оконные блоки пластиковые с двухкамерным стеклопакетом, установлены без пароизоляционной и гидроизоляционных лент, крепеж отлива выполнен без герметизации монтажного шва. Ограждение придомовой территории не соответствует по материалу ограждения. Кровля не соответствует требованиям проекта: толщина и ширина прогонов в коньке кровли; сечение стропильных ног; сечение стоек; сечение обрешетки; количество и расположение по длине стоек; устройство раскосов отсутствуют; устройство подкладок между сдвоенными подкосами отсутствуют; устройство лежней отсутствуют; устройство дополнительных прогонов отсутствует; узел скрепления стоек и прогонов. Карнизы не отделаны профлистом. Полы дощатые по лагам без утепления, керамической плиткой в санузлах и линолеумом в комнате. Перекрытие по деревянным балкам, подшитые гипсокартонным листом, не соответствие по слою гипсокартонного листа. Чердачное перекрытие не соответствует по толщине утеплителя.

Исходя из предъявленных требований, юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по данному делу, являлось, прежде всего, выяснение вопроса – надлежащим ли образом Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия исполнило свою обязанность при предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма истцу в рамках Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 г., отвечало ли предоставленное жилое помещение критериям, изложенным в части 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, надлежащим ли образом. Минстрой РБ исполнило свою обязанность при приобретении жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения рордителей.

Суд, удовлетворяя исковые требования, исходя из установленных обстоятельств по делу, и выводов эксперта, пришел к выводу о том, что жилое помещение, предоставленное истцу, является непригодным для постоянного проживания. Причинами выявленных недостатков являются нарушение строительных норм и правил, допущенных при производстве строительно-монтажных работ и строительстве, и что Минстрой РБ в нарушение Технологического регламента не провел экспертизу жилых помещений.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.

Указанное в решении суда заключение экспертов обоснованно принято судом в качестве допустимого и относимого доказательства.

Каких-либо доказательств, опровергающих заключение указанной экспертизы, ответчиками суду не предоставлено.

Именно из заключения экспертизы бесспорно следует, что ответчиком в рамках Федерального закона № 159-ФЗ истцу было предоставлено жилое помещение, не отвечающие требованиям части 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ в связи с допущенными нарушениями строительных, технических норм при их возведении.

Из указанного следует, что жилое помещение, предоставленное истцу при заключении договора специализированного найма, не отвечало требованиям, предъявляемым санитарными и техническими нормами, что, безусловно, нарушает его права и законные интересы. Следовательно, ответчик в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия надлежащим образом свою обязанность по обеспечению истцов благоустроенными жилыми помещением в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не исполнило, а потому ответчики обязаны устранить допущенное нарушение путем предоставления истцу иного жилого благоустроенного помещения, соответствующего требованиям ст. 15 Жилищного кодекса РФ.

Коллегия отмечает, что предоставлением жилого помещения по договору специализированного найма, не соответствующего установленным санитарным и техническим нормам, право истца на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», осталось нереализованным.

Не состоятельны и доводы жалобы ответчика об отсутствии заключения межведомственной комиссии о непригодности жилого помещения истца для проживания, поскольку жилое помещение, предоставленное истцу, не отвечало требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Указанное обстоятельство подтверждено вышеприведенными доказательствами.

То обстоятельство, что на момент предоставления жилого помещения истцу имелось заключение межведомственной комиссии о пригодности жилых помещений к проживанию, не опровергает выводы суда о наличии оснований для удовлетворения иска в этой части. Юридически значимым обстоятельством по делу является предоставление Министерством истцу жилого помещения, не соответствующего санитарным и техническим нормам, что по существу ответчиками по делу не опровергнуто ни в ходе рассмотрения дела по существу, ни в суде апелляционной инстанции.

Также суд первой инстанции, проанализировав иные документы как Положение о Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, утвержденное Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 15.04.2014 г. №197-р, Технологический регламент («дорожная карта»), заключенный государственный контракт, пришел к верному выводу о том, что Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия во исполнение государственного контракта, должно было провести экспертизу.

Таким образом, оснований для отмены судебного решения, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, с произведенной верной оценкой доказательств по делу, правильным установлением юридически значимых обстоятельств по делу, коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 ноября 2021 года оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы – без удовлетворения.

    Председательствующий:                            С.Д.Васильева

    Судьи:                                            И.К.Хаыкова

                                                И.Ю.Богданова

33-420/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Григорьев Иван Ильич
Прокурор Иволгинского района Республики Бурятия
Ответчики
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
Другие
ГБУ РБ Республиканский ресурсный центр Семья
Финансовый управляющий индивидуального предпринимателя Домшоева Сергея Цыбикжаповича - Сапожникова Наталья Сергеевна
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия
Домшоев Сергей Цыбикжапович
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Васильева Светлана Данзановна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
13.01.2022Передача дела судье
31.01.2022Судебное заседание
03.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.02.2022Передано в экспедицию
31.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее