Решение по делу № 2-5136/2024 от 05.08.2024

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    30 сентября 2024 года         г. Чита

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи          Сергеевой Д.П.,

при секретаре                                      Калашниковой Ю.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Власовой В.А. к Министерству здравоохранения Забайкальского края о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ингодинского района г. Читы Забайкальского края в интересах Власовой В.А. обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Прокуратурой района в рамках рассмотрения обращения Ивановой Е.С. проведена проверка исполнения требований законодательства об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации в части обеспечения матери заявительницы Власовой В.А. необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Власова В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается в поликлиническом подразделении № 3 ГАУЗ «Клинический медицинский центр г. Читы» с диагнозом: сахарный диабет 2 типа, является инвалидом 2 группы, имеет право пользования набором социальных услуг. В соответствии с медицинскими показаниями нуждается в регулярном получении следующих лекарственных препаратов: 1) антигипертензивные средства: «Индапамид» 2,5 мг внутрь по 1 таблетке в сутки, потребность 30 таблеток на месяц (1 упаковка); «Лозартан» 100 мг внутрь по 1 таблетке в сутки, потребность 30 таблеток на месяц (1 упаковка); «Амлодипин» 10 мг внутрь по 1 таблетке в сутки, потребность 30 таблеток на месяц (1 упаковка); 2) дезагреганты: «Ацетилсалициловая кислота» 100 мг внутрь по 1 таблетке в сутки, потребность 30 таблеток на месяц (1упаковка) под контролем свертывания крови; 3) гиполипидемические средства под контролем липидов крови: «Симвастатин» или «Аторвастатин» внутрь по 1 таблетке в сутки, потребность 30 таблеток на месяц (1 упаковка); 4) сахароснижающие препараты: «инсулин изофан / инсулин лизпро» двухфазный 100 МЕ/мл 3 мл № 5 подкожно 50 ед. в сутки, потребность 1500 ед. в месяц (1 упаковка); 5) индивидуальные средства для контроля сахара крови - тест. полоски № 50, потребность 1 упаковка в месяц.

Анализом выписки выписанных и отпущенных лекарственных препаратов из программы Асулон установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Власовой В.А. выписаны и отпущены: индапамид 2,5 мг - 60 таблеток (потребность в месяц - 30 таблеток); амлодипин 10 мг - 60 таблеток (потребность в месяц - 30 таблеток); тест-полоски Айчек - 50 шт. (потребность в месяц - 30 шт.). Указанное свидетельствует, что Власова В.А. обеспечивалась льготными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями не в полном объеме.

Кроме того, проверкой установлено, что Власовой В.А. выписаны ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ рецепты серии на лекарственный препарат «Лозартан» в количестве 2 уп.; серии на лекарственный препарат «Аторвастатин» в количестве 4 уп.; серии на лекарственный препарат «Лозартан» в количестве 2 уп.; серии на лекарственный препарат «Амлодипин» в количестве 1 уп.; серии на лекарственный препарат «Индапамид» в количестве 1 уп.; серии на лекарственный препарат «Ацетилсалициловая кислота» в количестве 1 уп.; серии на лекарственный препарат «Аторвастатин» в количестве 4 уп.; серии на лекарственный препарат «Амлодипин» в количестве 1 уп.; серии на лекарственный препарат «Индапамид» в количестве 1 уп., серии на лекарственный препарат «Ацетисалициловая кислота» в количестве 1 уп.

Вместе с тем, в нарушение требований закона в день обращения Власовой В.А. в ГУП Забайкальского края «Аптечный склад» лекарственные препараты по вышеуказанным рецептам не отпущены, ввиду отсутствия поставок указанных лекарственных препаратов и занесены в журнал отложенное спроса, фактически не обеспечены.

Согласно информации Министерства здравоохранения Забайкальское края от ДД.ММ.ГГГГ указанными лекарственными средствами Власов В.А. до настоящего времени не обеспечен.

На основании вышеизложенного, истец просит суд возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края (ОГРН: , ИНН: ) обязанность по обеспечению Власовой В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС , лекарственными препаратами, находящимися на отсроченном обслуживании: рецепт серии на лекарственный препарат «Лозартан» в количестве 2 уп.; рецепт серии на лекарственный препарат «Аторвастатин» в количестве 4 уп.; рецепт серии на лекарственный препарат «Лозартан» в количестве 2 уп.;

рецепт серии на лекарственный препарат «Амлодипин» в количестве 1 уп.; рецепт серии на лекарственный препарат «Индапамид» в количестве 1 уп.; рецепт серии на лекарственный препарат «Ацетилсалициловая кислота» в количестве 1 уп.; рецепт серии «Аторвастатин» в количестве 4 уп.; рецепт серии «Амлодипин» в количестве 1 уп.; рецепт серии «Индапамид» в количестве 1 уп.; рецепт серии на лекарственный препарат «Ацетилсалициловая кислота» в количестве 1 уп.

В судебное заседание участвующие в деле лица, надлежаще извещенные судом о времени и месте слушания дела, не явились, причин не явки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.

Ходатайство представителя ответчика Министерства здравоохранения по забайкальскому краю об отложении слушания дела в связи с необходимостью подготовки к судебному заседанию судом отклонено, так как о дате судебного заседания ответчик был извещен заблаговременно ДД.ММ.ГГГГ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (части 1, 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

Согласно части 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 2 части 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи;

2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению N 1, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, согласно Приложению N 2, к числу которых отнесен сахарный диабет, для лечения которого предусмотрено предоставление лекарственных средств, в том числе все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».

Из материалов дела следует, что Власова В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается в поликлиническом подразделении № 3 ГАУЗ «Клинический медицинский центр г. Читы» с диагнозом: сахарный диабет 2 типа, является инвалидом 2 группы, имеет право пользования набором социальных услуг. В соответствии с медицинскими показаниями нуждается в регулярном получении следующих лекарственных препаратов: 1) антигипертензивные средства: «Индапамид» 2,5 мг внутрь по 1 таблетке в сутки, потребность 30 таблеток на месяц (1 упаковка); «Лозартан» 100 мг внутрь по 1 таблетке в сутки, потребность 30 таблеток на месяц (1 упаковка); «Амлодипин» 10 мг внутрь по 1 таблетке в сутки, потребность 30 таблеток на месяц (1 упаковка); 2) дезагреганты: «Ацетилсалициловая кислота» 100 мг внутрь по 1 таблетке в сутки, потребность 30 таблеток на месяц (1упаковка) под контролем свертывания крови; 3) гиполипидемические средства под контролем липидов крови: «Симвастатин» или «Аторвастатин» внутрь по 1 таблетке в сутки, потребность 30 таблеток на месяц (1 упаковка); 4) сахароснижающие препараты: «Инсулин изофан / инсулин лизпро» двухфазный 100 МЕ/мл 3 мл № 5 подкожно 50 ед. в сутки, потребность 1500 ед. в месяц (1 упаковка); 5) индивидуальные средства для контроля сахара крови - тест. полоски № 50, потребность 1 упаковка в месяц.

Из распечатки из программного комплекса «Асулон» следует, что на момент рассмотрения дела по рецептурным бланкам препарат Лозартан предоставлен ДД.ММ.ГГГГ, препарат Аторвастатин предоставлен ДД.ММ.ГГГГ, препарат Лозартан – ДД.ММ.ГГГГ, препарат Амплодипин – ДД.ММ.ГГГГ препарат Индапамид – ДД.ММ.ГГГГ, Ацетинсалициловая кислота – ДД.ММ.ГГГГ, препарат Аторвастатин – ДД.ММ.ГГГГ, Амплодипин – ДД.ММ.ГГГГ препарат Индапамид – ДД.ММ.ГГГГ, препарат Ацетилсалициловая кислота – ДД.ММ.ГГГГ по торговому наименованию Тромбостен.

Таким образом, по всем заявленным в исковых требованиям рецептурным бланкам лекарственные препараты Власовой В.А. отпущены, соответственно, в данной части иск удовлетворению не подлежит.

На момент рассмотрения дела судом не обеспеченными являются рецептурные бланки с не истекшим сроком действия от ДД.ММ.ГГГГ на препарат Индапамид, от ДД.ММ.ГГГГ на препарат Индапамид, от ДД.ММ.ГГГГ на препарат от ДД.ММ.ГГГГ на препарат Аторвастатин, на препарат Амплодипин.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами (пункт 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).

В соответствии с пунктом 44 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам субъекта Российской Федерации, организации обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, по заключению врачей.

В соответствии со статьей 2 Закона Забайкальского края от 25 ноября 2010 года №433-ЗЗК «О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, за исключением граждан, страдающих болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, предоставляется бесплатное лекарственное обеспечение по основному заболеванию при амбулаторном лечении в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края в области здравоохранения, и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Право на получение бесплатного лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении по основному заболеванию в рамках предоставления мер социальной поддержки имеют следующие категории граждан: граждане в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 2 части 1 Закона Забайкальского края от 25 ноября 2010 года №433-ЗЗК).

Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом края, являются расходными обязательствами Забайкальского края (статья 5 Закона Забайкальского края от 25 ноября 2010 года №433-ЗЗК).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 июля 2017 года №319, Министерство здравоохранения Забайкальского края является исполнительным органом Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сферах: охраны здоровья граждан.

Министерство в сфере охраны здоровья граждан организует оказание населению Забайкальского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных Министерству; организует оказание медицинской помощи, предусмотренной законодательством Забайкальского края для определенных категорий граждан; осуществляет защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разрабатывает и реализует территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (пункты 12.3.2.-12.3.6).

Поскольку Министерство здравоохранения Забайкальского края не приняло мер по обеспечению Власовой В.А. медицинскими препаратами в полном объеме, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения Забайкальского края по обеспечению Власовой В.А. льготными лекарственными препаратами по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ на препарат Индапамид, от ДД.ММ.ГГГГ на препарат Индапамид, от ДД.ММ.ГГГГ на препарат от ДД.ММ.ГГГГ на препарат Аторвастатин, на препарат Амплодипин..

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для возложения данной обязанности до отмены лечащим врачом, так как судом установлено нарушение обеспечения материального истца в рамках конкретных рецептурных бланков. Именно по данным рецептам пациент должен быть обеспечен необходимыми лекарственными препаратами, доказательств неисполнения ответчиком своих обязательств в будущем времени на протяжении всего периода приема препаратов не предоставлено. При этом состояние пациента, необходимость лекарственной терапии конкретными лекарственными препаратами, эффективность лечения устанавливается лечащим врачом при каждом посещении пациентов медицинского учреждения.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 ГПК РФ).

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 ГПК РФ).

В силу разъяснений абзаца 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Согласной разъяснениям, приведенным в абзацах 1 - 3 пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ). Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" также разъяснено, что под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).

С целью обеспечения отдельных категорий граждан бесплаными лекарственными препаратами Министерством здравоохранения Забайкальского края в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" должны проводиться мероприятия по закупке лекартсвенных препаратов.

Однако, не смотря на запрос суда, доказательства надлежащего исполнения такой обязанности в рамках доведенных бюджетных ассигнований суду предоставлено не было.

Соответственно, неполучение лекарственных препаратов в связи с тем, что Министерством здравоохранения не в полном объеме осуществляются мероприятия по обеспечению данными лекарственными препаратами, о чем свидетельствует их отсутствие в аптечной сети на момент выписки рецептов, безусловно причиняет нравственные переживания Власовой В.А. за свое здоровье и жизнь.

Ссылки ответчика на то, что необеспечение лекарственными препаратами возникает в связи с исполнением процедур государственных закупок судом отклоняются, так как ассигнования поступают в Министерство в начале календарного года, следовательно, по состоянию на июль-сентябрь текущего года процедуры должны состояться и лекарственные препараты поступить в аптечный склад, чего в рассматриваемом случае не произошло.

Отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда.

С учетом изложенного и принципов разумности и справедливости, подлежит взысканию с Министерства здравоохранения Забайкальского края в пользу Власовой В.А. компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей.

Оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере не имеется, так как часть обязательств Министерством выполняется своевременно и в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Власовой В.А. к Министерству здравоохранения Забайкальского края о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края (ОГРН ) обязанность по обеспечению Власовой В.А. (СНИЛС ) льготными лекарственными препаратами по рецептурным бланкам от ДД.ММ.ГГГГ на препарат Индапамид, от ДД.ММ.ГГГГ на препарат Индапамид, от ДД.ММ.ГГГГ на препарат от ДД.ММ.ГГГГ на препарат Аторвастатин, на препарат Амплодипин.

Взыскать с Министерства здравоохранения Забайкальского края (ОГРН ) в пользу Власовой В.А. (СНИЛС ) компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня изготовления в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы, представления через Центральный районный суд г. Читы.

Судья                                                      Д.П. Сергеева

    Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-5136/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Ингодинского района г. Читы
Власова Валентина Алексеевна
Ответчики
Министерство здравоохранения Забайкальского края
Другие
ГАУЗ Клинический медицинский центр г. Читы
Суд
Центральный районный суд г. Чита
Судья
Сергеева Дарья Павловна
Дело на странице суда
centr.cht.sudrf.ru
05.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2024Передача материалов судье
06.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.08.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2024Судебное заседание
11.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2024Дело оформлено
12.11.2024Дело передано в архив
30.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее