дело № 2-1842/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волгоград 29 октября 2020 года
Ворошиловский районный суд Волгограда в составе:
председательствующего судьи Дрогалевой С.В.
при секретаре судебного заседания Лобыревой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Комитету здравоохранения Волгоградской области, ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» о признании бездействия, выраженного в недостаточном осуществлении контроля, незаконным,
установил:
ФИО2 обратился в суд иском к Комитету здравоохранения Волгоградской области, ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1», в обоснование указав, что 27.02.2001 года находясь на стационарном лечении в Государственном бюджетном учреждение здравоохранения "Волгоградская областная клиническая больница № 1" перенёс медицинскую операцию энуклеация левого глаза. В архивных записях ГБУЗ "ВОКБ № 1" имеется медицинское заключении о необходимости протезирования левого глаза. С этого периода, у ФИО2 реализовалось право на бесплатное глазное протезирование и получение денежной компенсации за самостоятельное приобретение глазных протезов, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями". 11 марта 2001 года и 14 марта 2001 года ФИО2 оплачено в ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» медицинские услуги по глазному протезированию. ФИО7 неоднократно обращался в ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» с заявлениями по предоставлению медицинских документов. ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» отказано ему в согласовании и предоставлении документированной информации участнику боевых действий с «военной травмой». В частности, истцу необходимо получить из ГБУЗ "ВОКБ №1 архивное медицинское заключение, дающее право на бесплатные нормативные пожизненные страховые реабилитационные мероприятия по протезированию левого глаза, после «военной травмы» хирургической операции по удалению глаза (энуклеации). В связи с чем, просит признать недостаточное осуществление контроля Комитетом Здравоохранения Волгоградской области за подчиненной структурной организацией государственное бюджетное учреждение здравоохранения Волгоградская областная клиническая больница №1» не верное толкование юридической службой Комитета Здравоохранения Волгоградской области для применения на практике нормативных требований, при выполнение пункта 3 статьи 78 Федерального закона от 21.1 1.201 1 № 323-ФЗ «основах охраны здоровья граждан в РФ», ведомственной медицинской организацией государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Волгоградская областная клиническая больница №1» результате этих не верных действий ветерану боевых действий с «военной травмой» не получает реализовать в полном объёме меру социальной поддержки, установленных пунктом 2) статьи 8 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ и пунктом 10) статьи 16 обеспечение протезами (кроме протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством РФ, возложить обязанность на Комитет Здравоохранения Волгоградской области и государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Волгоградская областная клиническая больница №1" согласовать между государственными ведомствами, восстановить и предоставить истцу ФИО2 необходимое архивное медицинское заключение любой документ определённой ведомственными нормативными актами и законодательством Российской Федерации формы. Дающие ветерану боевых действий пожизненное, постоянное право с момента на обращение в государственный орган с данными полномочиями или в действующие сейчас Волгоградское региональное отделение Главного Управления Фонда социального страхования РФ. Для устранения всех бюрократических препятствий при получении предыдущих и последующих выплат денежной компенсации за самостоятельно приобретенное протеза левого глаза после «Военной травмы» хирургической операции по удалению левого глаза, установленных п. 2 статьи 8 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ и пунктом 10) статьи 16 обеспечение протезам (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Определением суда от 29 октября 2020 года производство по гражданскому делу по иску ФИО2 к Комитету здравоохранения Волгоградской области, ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» в части требований истца о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по восстановлению и предоставлению архивного медицинского заключения или иного медицинского документа, подтверждающего право истца на бесплатное пожизненное обеспечении средствами реабилитации и получения компенсации, расходов понесенных им на приобретение средств реабилитации прекращено.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительной причине неявки суд не уведомил.
Представитель ответчика Комитета здравоохранения Волгоградской области ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, просила отказать.
Представитель ответчика ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, просила отказать.
Представитель третьего лица ТФОМС по Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте разбирательства дела надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Кроме того, в Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья; каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности; человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Статьей 41 Конституции РФ гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь и установлено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения.
В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения Федеральный закон 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, в частности, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пп. 1 и 3 ст. 1).
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Из материалов дела следует, ФИО2 находился на стационарном лечении в отделении реанимации ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» в период с 11 января 1002 года по 21 февраля 2001 года с основным диагнозом – проникающее огнестрельное дробовое ранение черепа и головного мозга, сопутствующий – размозжение левого глазного яблока.
Из выписки ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» из истории болезни стационарного больного ФИО2 следует, что пациенту проведена операция по энуклеации левого глаза. Рекомендовано протезирование левого глаза.
11 марта 2001 года ФИО2 произведена оплата ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» за оказание медицинской услуги по глазному протезированию, что подтверждается квитанцией № 4.
14 марта 2001 года ФИО2 произведена оплата ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» за оказание медицинской услуги по глазному протезированию, что подтверждается квитанцией № 1.
Согласно выписке из журнала дежурного врача больницы медотдела тыла ГУВД Волгоградской области от 25 июня 2001 года, ФИО2 направлен на госпитализацию в офтальмологическое отделение ОКБ № 1 по согласованию с дежурным офтальмологом.
ФИО2 установлена инвалидность второй группы по причине военной травмы, что подтверждается справкой СМЭ-2001 № 0818792 от 04 июля 2003 года.
Решением Дзержинского районного суда Волгограда от 09 ноября 2017 года отказано в удовлетворении иска ФИО2 к ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» о защите прав потребителей.
Дополнительным решением Дзержинского районного суда Волгограда от 29 марта 2018 года отказано в удовлетворении иска ФИО2 к ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» о признании незаконным нарушение прав потребителя (пациента) при получении и хранении медицинской информации, медицинской карточки в медицинских архивах ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 13 июня 2018 года решение Дзержинского районного суда Волгограда от 09 ноября 2017 года, дополнительное решением Дзержинского районного суда Волгограда от 29 марта 2018 года – оставлены без изменения, апелляционная жалоба ФИО2- без удовлетворения.
25 февраля 2019 года ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» в ответ на обращение ФИО2 от 25 января 2019 года сообщило, что предъявленные претензии о нарушении ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» порядка приема документации на хранения, правил хранения медицинской карты № 1608/105 и восстановления информации из медицинской карты являются безосновательными.
22 апреля 2019 года ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» в ответ на обращение ФИО2 от 27 марта 2019 года направило копию медицинской карты № 1608/105 стационарного больного ФИО2 и сообщило об отсутствии полномочий подтвердить подлинность имеющихся на руках заявителя копий документов.
Согласно Заключению врачебной комиссии медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезом), протезно-ортопедическими изделиями, от 05 августа 2019 года ФИО2 рекомендован протез левого глаза.
В ответ на заявление ФИО2 от 08 августа 2019 года, ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» 13 августа 2019 года сообщило, что медицинские учреждения не наделены правом определять правовой статус документов и менять даты в документах по указанию пациента.
Из консультации врача - офтальмологом протезиста от 30 августа 2019 года следует, что ФИО2 рекомендовано заменить глазной протез.
В ответ на заявление ФИО2 от 29 октября 2019 года, ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» 28 ноября 2019 года сообщило, что предоставить запрашиваемые архивные документы не представляется возможным ввиду их отсутствия.
30 декабря 2019 года ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» в ответ на обращение ФИО2 от 08 декабря 2019 года сообщило, что ввиду того, что жалоба поступила в форме электронного документа в адрес электронной почты ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1», отсутствует возможность идентифицировать личность обратившегося.
В ответ на жалобу ФИО2 от 14 января 2020 года, ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» 07 февраля 2020 года сообщило, что с целью выявления отсутствия противопоказаний к обеспечению гражданина протезом глаза, необходимо, руководствуясь территориально - участковым принципом, обращаться к своему участковому терапевту, который с учетом состояния здоровья пациента определит перечень врачей - специалистов необходимых для выявления таких противопоказаний.
14 марта 2020 года от ФИО2 в адрес ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» поступила жалоба с требованием предоставить справку или медицинское заключение врача (врачей) об отсутствии противопоказаний к обеспечению ветерана боевых действий, техническим средством реабилитации протезно - ортопедическим изделием – протезом левого глаза.
18 марта 2020 года ФИО2 обратился в ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» с жалобой, в которой просил предоставить справку или медицинское заключение врача (врачей) об отсутствии противопоказаний к обеспечению ветерана боевых действий, согласно данных карты пациента, техническим средством реабилитации, протезно - ортопедическим изделием- протезом левого глаза.
23 марта 2020 года Комитет здравоохранения Волгоградской области в ответ на повторное обращение ФИО2 по вопросу получения медицинского заключения о нуждаемости в офтальмопротезировании в ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» сообщил, что в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «о порядке рассмотрения обращений граждан РФ» ФИО2 неоднократно информировался по вопросам, поставленным в данном обращении.
24 марта 2020 года ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» выданы на руки ФИО2: копия медицинской карты № 4318/436 cтационарного больного ФИО2, копия медицинской карты № 1608/105 стационарного больного ФИО2. копия лицензии на осуществление медицинской деятельности ЛО-34-01-004211 от 21 июня 2019 года.
17 апреля 2020 года ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» в ответ на обращение ФИО2 о предоставлении медицинского заключения сообщило, ранее неоднократно предоставлялись ответы с разъяснениями по вопросу получения медицинского заключения (справки). Таким образом, учитывая неоднократные ранее представленные ответы, ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» не имеет дополнительной информации по данной жалобе, также указанные вопросы в данной жалобе разрешаются в настоящее время судом.
03 августа 2020 года ФИО2 обратился в ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» жалобой, в которой просил согласовать между государственными ведомствами восстановить и предоставить необходимое архивное медицинское заключение или любой документ, определенной ведомственными нормативными актами и законодательством РФ формой.
01 сентября 2020 года ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» в ответ на обращение ФИО2 сообщило, что требования в обращении аналогичным требованиям, в удовлетворении которых отказано Дзержинским районный судом Волгограда в решении от 13 июля 2020 года по гражданскому делу по иску ФИО2 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Волгоградская областная клиническая больница № 1» о возложении обязанности восстановить медицинское заключение.
04 сентября 2020 года Комитет здравоохранения Волгоградской области по поручению администрации Волгоградской области рассмотрел обращение ФИО8 по вопросам организации медицинской помощи и сообщил, что решением Дзержинского районного суда Волгограда от 13 июля 2020 года в удовлетворении иска ФИО2 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Волгоградская областная клиническая больница №1» о возложении обязанности согласовать между государственными ведомствами, восстановить и предоставить необходимое архивное медицинское заключение, или любой документ, определенный ведомственными нормативными актами, законодательством РФ, дающее ветерану боевых действий пожизненное постоянное с момента травмы право на обращение в любой государственный орган с данными полномочиями или в ГУ ВРО ФСС РФ для получения предыдущих и последующих выплат компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации протеза левого глаза после военной травмы хирургической операции по удалению левого глаза,отказано. Все медицинские документы за 2001 год оформленные на имя ФИО2 имеющиеся в архиве ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница №1» выданы ФИО2
Вступившим в законную силу 23 сентября 2020 года решением Дзержинского районного суда Волгограда от 13 июля 2020 года отказано в удовлетворении иска ФИО2 к ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» о возложении обязанности согласовать между государственными ведомствами, восстановить и предоставить необходимое архивное медицинское заключение, или любой документ, определенный ведомственными нормативными актами, законодательством РФ, дающее ветерану боевых действий пожизненное постоянное с момента травмы право на обращение в любой государственный орган с данными полномочиями или в ГУ ВРО ФСС РФ для получения предыдущих и последующих выплат компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации протеза левого глаза после военной травмы хирургической операции по удалению левого глаза.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и пояснениями сторон.
Настаивая на удовлетворении иска ФИО2 указал, что ответчик Комитет здравоохранения Волгоградской области в недостаточной мере осуществляет контроль за подчиненной структурной организацией ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1», которое отказывает ему в выдаче медицинской документации, в результате которых ФИО2 как ветеран боевых действий с «военной травмой» не получает в полном объёме меры социальной поддержки по обеспечению протезом левого глаза.
Правовой статус ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница №1» Комитета здравоохранения Волгоградской области как учреждения здравоохранения подтвержден Уставом, утвержденным 21 октября 2011 года, где установлено, что функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Комитет по здравоохранению администрации Волгоградской области.
В силу ст. 3 Закона Волгоградской области от 21 декабря 2008 г. N 1837-ОД "Об охране здоровья граждан в Волгоградской области", органы исполнительной власти Волгоградской области в сфере охраны здоровья граждан осуществляют контроль в сфере охраны здоровья граждан в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно п. 1.1 Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 152 "Об утверждении Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области" комитет здравоохранения Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области.
В силу п.2.1.37 Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области комитет осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных комитету государственных учреждений в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно п. 2.1.38 Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области, комитет осуществляет ведомственный контроль в отношении подведомственных комитету государственных учреждений, включая ведомственный контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг, внутренний финансовый контроль, внутренний финансовый аудит, вопросы пожарной безопасности.
В силу п. 2.1.43. Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области, комитет осуществляет рассмотрение обращений организаций и граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.
Согласно п.2.1.48. Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области, комитет осуществляет ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных Комитету организациях.
Государственное Казенное Учреждение «Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Волгоградской области» создано на основании постановления Правительства Волгоградской области от 16.10.2012 № 439-п «О создании государственного казенного учреждения «Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Волгоградской области».
ГКУ «Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Волгоградской области» является государственным учреждением (тип - казенное), осуществляющим оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Волгоградской области в лице комитета здравоохранения Волгоградской области, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Функции и полномочия учредителя Государственного Казенного Учреждения «Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Волгоградской области» осуществляет комитет здравоохранения Волгоградской области.
Государственное Казенное Учреждение «Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Волгоградской области» по поручению комитета здравоохранения Волгоградской области осуществляет рассмотрение и подготовку ответов на обращения заявителей.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ГБУ «ВОКБ №1» в период с августа 2019 года по август 2020 года предоставляло в адрес ГКУ «Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Волгоградской области» информацию по обращениям ФИО2 по вопросу выдачи медицинских документов, хранящихся в архиве ГБУ «ВОКБ №1» и иным вопросам.
Кроме того, в марте 2020 года прокуратурой Дзержинского района г. Волгограда в отношении ГБУ «ВОКБ №1» была проведена проверка на предмет соблюдения прав и социальных гарантий ФИО2, том числе на оказание бесплатной медицинской помощи и по другим вопросам. Согласно акту проверки от 16.03.2020 г., нарушений закона со стороны ГБУЗ «ВОКБ №1» не выявлено.
Таким образом, требования ФИО2 о неверном толковании комитетом здравоохранения Волгоградской области нормативных требований при выполнении п.3 ст.7 ФЗ от 21.11.2011 №323 - ФЗ ведомственной организацией ГБУЗ «ВОКБ 1», в результате которых ветеран боевых действий с «военной травмой» ФИО2 не может реализовать в полном объеме меру социальной поддержки, установленной п.2 ст.8 ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ и п.10 ст.16 - обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством РФ, опровергаются материалами дела и установленными по делу фактическими обстоятельствами.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из того, что Комитетом здравоохранения Волгоградской области в достаточной мере и в пределах предоставленных полномочий, осуществляется контроль за деятельностью ГБУ «ВОКБ №1», обращения ФИО2 рассмотрены ГБУЗ «ВОКБ № 1» своевременно, ответы направлены в адрес заявителя.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено суду доказательств отсутствия контроля Комитетом здравоохранения Волгоградской области над подчиненными структурными подразделениями в пределах предоставленных им полномочий.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска ФИО2 к Комитету здравоохранения Волгоградской области, ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» о признании бездействия, выраженного в недостаточном осуществлении контроля, незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения составлен 06 ноября 2020 года.
Председательствующий: С.В. Дрогалева