Решение по делу № 33а-686/2017 от 20.12.2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06.02.2017г. Дело № 33а-686/2017

г. Симферополь (№33а-10578/2016)

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего С.В.Яковлева,

судей Н.А. Терентьевой и Л.А-В.Юсуповой,

при секретаре А.В. Ёна

при участии представителя ФИО11 ФИО1 ФИО12, представителя МВД по Республике Крым Макарук Д.А., представителя Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике Крым Рудяк Д.М. рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО2 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28.09.2016 г. по делу № 2а-4138/2016 по иску ФИО2 к начальнику отделения №3 Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым Суханову А.О., Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым, Министерству внутренних дел по Республике Крым о признании незаконными действий и понуждении совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым С.В. Яковлева, пояснения представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО2 (далее истец) обратилась в суд с иском, в котором просил признать незаконными действия начальника отделения №3 Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым Суханова А.О., вызванные разъяснением ей необходимости проведения таможенных процедур и получения необходимых документов, в том числе паспорта транспортного средства в таможенных органах в отношении принадлежащего ей автомобиля MERCEDES-BENS 140, 1997 года выпуска, двигатель 2996 см.куб. D, кузов №WDB1401351A352356, регистрационный номер <данные изъяты>, зеленого цвета до его регистрации в органах ГИБДД России, содержащиеся в информационном письме от 29.05.2016 г. за исх. № 35/3-1240, а также его бездействие, заключающееся в не регистрации принадлежащего ей указанного автомобиля в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 г. № 897, на основании имеющихся у нее документов, в том числе решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 26.04.2016 г. по делу №2-1814/2016, обязать начальника отделения №3 Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым Суханова А.О., Государственную инспекцию осуществить регистрацию принадлежащего ей автомобиля в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 г. № 897, на основании имеющихся у нею документов, в том числе решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 26.04.2016 г. по делу №2-1814/2016.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 28.09.2016 г. по делу №2-4138/2016 ( судья Корпачева Л.В.) отказано в удовлетворении иска в полном объеме.

Не согласившись с указанным решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании, которое состоялось 06.02.2017 г. представитель истца настаивал на отмене решения суда первой инстанции, указав, что оно постановлено при неправильной оценке обстоятельств дела, представители МВД по Республике Крым, Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике Крым возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считали, что судом первой инстанции постановлено решение при полном изучении и правильной оценке обстоятельств дела. Начальник отделения №3 Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым Суханов А.О. явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил о дне и времени его проведения был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не представил.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в материалах дела письменным доказательствам.

Выслушав судью-докладчика, прояснения представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 26.04.2016 г. по делу № 2-1814/2016, вступившим в законную силу 05.06.2016 г. (л.д 9), произведен раздел совместно нажитого имущества между истцом и ФИО3, первой выделен в собственность автомобиль марки MERCEDES-BENS 140, 1997 года выпуска, двигатель 2996 см.куб. D, кузов №WDB1401351A352356, регистрационный номер <данные изъяты>, зеленого цвета (далее автомобиль).

Истец 12.07.2016 г. обратился в отделение №3 Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым с заявлением о государственной регистрации за ним права собственности на указанный автомобиль (л.д.12).

По результатам рассмотрения заявления истца в его адрес было направлено письмо №35/3-1240 от 29.07.2016 г. за подписью Начальника отделения №3 Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым Суханова А.О. (л.д.13), которым сообщалось о порядке осуществления регистрации транспортных средств на территории Российской Федерации, указано, что автомобиль истца подлежит государственной регистрации в органах ГИБДД России после проведения таможенных процедур и получении необходимых документов, в том числе паспорта транспортных средств в таможенных органа.

Ст.15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия(бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдения ответчиком требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие), порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, устанавливает обоснованность принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствие содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.

Ст. 8.1 ГК РФ определено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

В силу п. 3 ст.15 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования; военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования, - транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств» установлено, что паспорта транспортных средств выдаются организациями-изготовителями на транспортные средства и шасси, выпущенные ими после 1 июля 1993 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем после 7 августа 2008 года; таможенными органами Российской Федерации на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 года, на транспортные средства и шасси с электродвигателем после 7 августа 2008 года; подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 года, при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем, выпущенные организациями-изготовителями или ввезенные до 7 августа 2008 года, при предъявлении их к регистрации.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008г. N1001, изданным в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» и от 11.11.2005г.№679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)», утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее Правила №1001 ).

П.3 Правил №1001 установлены основания, при наличии которых не подлежат регистрации в органах Госавтоинспекции транспортные средства, не проводятся регистрационные действия с ними. К таким основаниям относится, в том числе, предоставление документов и ( или ) сведений, которые не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Приказом МВД РФ №605 от 07.08.2013 г. утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним (далее Административный регламент №605).

В п.15 Административного регламента №605 определен перечень документов, которые необходимо представить для предоставления государственной услуги по регистрации автотранспортных средств.

Так, в п.п. 15.4.1 Административного регламента №605 указано, что одними из основных являются документы на транспортное средство, к которым относятся паспорт транспортного средства, регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака.

Изучив материалы дела, судебная коллегия установила, что истец, обращаясь в июле 2016 г. с заявлением о регистрации за ним права собственности на автомобиль, представил копию решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 26.04.2016 г. по делу № 2-1814/2016, вступившего в законную силу 05.06.2016 г., согласно которому в соответствии со ст. 34, 39 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое в период брака с ФИО3, в том числе автомобиль, признается общим имуществом супругов. При этом указанным решением установлено, что за последним было признано право собственности на этом автомобиль решением Краснолиманского городского суда Донецкой области от 17.07.2007 г. Ялтинский городской суд Республики Крым произвел раздел совместно нажитого имущества между супругами, в результате которого истцу выделен в собственность автомобиль, который до этого не прошел регистрацию в Российской Федерации.

По результатам оценки указанных выше обстоятельств, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что при оформлении письма № 35/3-1240 от 29.07.2016 г. Начальник отделения №3 Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым Суханов А.О., которым даны разъяснения о процедуре проведения регистрации транспортных средств, действовал в порядке и способом, предусмотренными законодательством Российской Федерации, с соблюдением, в частности, требований Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом №196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» (далее Закон №196-ФЗ).

Согласно ст.15 Закона №196-ФЗ транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Согласно п.3 Постановления № 938 собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации (п.4 Постановления № 938).
Ст. 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.

Согласно ст. 12 Закона № 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В материалах дела имеется копия свидетельства о регистрации транспортного средства серия ВСН № 470352 (л.д. 11), при изучении котрого становится очевидным, что автомобиль с 14.10.2015 г. состоит на регистрационном учете в Луцком МРЕО ГАИ ГУ МВД Украины, регистрационный номер АС6157АВ.

Как указано выше, материалы дела свидетельствуют о том, что истцу в собственность автомобиль выделен решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 26.04.2016 г. по делу № 2-1814/2016, которое вступило в законную силу 05.06.2016 г. В указанном судебном решении установлен факт того, что ранее этот автомобиль согласно решению Краснолиманского городского суда Донецкой области от 17.07.2007 г. на праве собственности принадлежал ФИО3.

В силу изложенного судебная коллегия соглашается с утверждениями суда первой инстанции о том, что, обращаясь, 12.07.2016 г. с заявлением о регистрации право собственности на автомобиль истец согласно указанным выше положениям законодательства Российской Федерации должен был представить паспорт транспортного средства.

Правительством Российской Федерации 05.09.2014 г. за № 897 было принято Постановление «Об особенностях регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и выдачи водительских удостоверений на территориях Республики Крым и г.Севастополя» ( далее Постановление №897), в п.1 которого было определено, что регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - транспортные средства), принадлежащих гражданам Российской Федерации, проживающим на территориях Республики Крым и г.Севастополя, приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее-граждане), и юридическим лицам, зарегистрированным на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины до 18марта 2014г. (далее- юридические лица), выдача российских национальных и международных водительских удостоверений на территориях Республики Крым и г.Севастополя осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом следующих особенностей:

а)регистрационные действия, связанные с заменой регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, могут совершаться с выдачей паспортов транспортных средств на основании:

паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, содержащего сведения о его регистрации по месту жительства на территориях Республики Крым или г.Севастополя;

регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, выданных на транспортные средства, принадлежащие гражданам и юридическим лицам, в соответствии с законодательством Украины до 18марта 2014г.;

документов, подтверждающих уплату сборов за совершение юридически значимых действий, если они предусмотрены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановление № 897 утратило силу 01.01.2015 г.

На момент обращения истца с заявлением о регистрации права собственности на автомобиль действовало Постановление Правительства Российской Федерации №399 от 27.04.2015 г. « О некоторых вопросах государственной регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г.Севастополя», которым установлены, в том числе, особенности осуществления до 01.01.2018 г. регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, находящихся во владении граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», и граждан Российской Федерации, которые на день вступления в силу указанного Федерального конституционного закона проживали на территории Республики Крым и г. Севастополя, не имели документов, подтверждающих их право собственности на транспортные средства, в силу изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Постановление № 897 не подлежало применению при рассмотрении указанного заявления.

В силу изложенного отсутствовали правовые основания для регистрации автомобиля согласно процедуре, определенной в Постановлении №897.

По мнению судебной коллегии решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 26.04.2016 г. по делу № 2-1814/2016 является документом, подтверждающим право собственности истца на автомобиль на момент вступления его в силу, то есть на 05.06.2016 г.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции решение постановлено при верном определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу, правильном применении норм материального права, вследствие чего отсутствуют основания для его отмены или изменения.

Руководствуясь ст.ст. 307 - 311, 317, 318 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28.09.2016 г. по делу № 2а-4138/2016 оставить без изменений, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий подпись С.В. Яковлев

Судьи подпись Н.А. Терентьева

подпись Л.А.-В. Юсупова

33а-686/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Яковлев Сергей Валериевич
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
06.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее