Судья 1 инстанции Седых Д.А.
Судья - докладчик Гусарова Л.В. по делу № 33а-6082/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 августа 2018 года г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Каракич Л.Л.,
судей Бутиной Е.Г. и Гусаровой Л.В.,
при секретаре Тарарухиной И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карелиной Светланы Павловны к Думе Киренского муниципального образования, председателю Думы Киренского муниципального образования Куклину Сергею Анатольевичу о признании решения незаконным,
по апелляционной жалобе Карелиной Светланы Павловны на решение Киренского районного суда Иркутской области от 8 мая 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование административного иска Карелина С.П. указала, что на втором очередном заседании Думы Киренского муниципального образования принято решение № 18/4 «О замещении должности председателя Думы Киренского муниципального образования на постоянной основе», которое влечет обязательное изменений в бюджет Киренского муниципального образования, так как в бюджете денежных средств на оплату труда председателя Думы не заложено. В нарушение п. 2 ст. 50 Устава Киренского муниципального образования решение № 18/4 принято девятью депутатами из пятнадцати.
На основании изложенного Карелина С.П. просила суд признать решение Думы Киренского муниципального образования № 18/4 от 13.12.2017 «О замещении должности председателя Думы Киренского муниципального образования на постоянной основе» незаконным с 13.12.2017.
Решением Киренского районного суда Иркутской области от 8 мая 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Карелиной С.П. оказано.
В апелляционной жалобе Карелина С.П. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суд, не разобравшись в существе спора и не исследовав должным образом материалы дела, вынес незаконное и необоснованное решение.
Выражает свое несогласие с выводом суда о том, что поскольку оспариваемое решение не предусматривает порядок и размер оплаты труда председателя Думы, то оно не влечет изменений в бюджет Киренского муниципального образования и поэтому для его принятия не требовалось большинства в две трети голосов от установленной численности депутатов. Однако в соответствии с действующим законодательством формальное отсутствие в оспариваемом решении порядка и размера оплаты труда председателя Думы не исключает обязанности за счет средств местного бюджета производить оплату труда председателя Думы. И какой бы не был размер и условия оплаты труда председателя Думы Киренского муниципального образования это повлечет изменения в бюджет Киренского муниципального образования, поскольку на момент принятия оспариваемого решения денежных средств на содержание Думы в бюджете предусмотрено не было.
Также указывает, что поскольку оспариваемое решение повлечет изменения в бюджет Киренского муниципального образования, то в соответствии со ст. 50 Устава Киренского муниципального образования оно должно было быть принято большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов и подписано Главой поселения, чего сделано не было.
В возражениях на апелляционную жалобу председатель Думы Киренского муниципального образования Куклин С.А., критикуя доводы апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия с учетом положений части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150, частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке, по доводам апелляционной жалобы, по изученным материалам дела не установлено.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался законностью процедуры принятия решения Думы Киренского муниципального образования №1/4 от 13.12.2017 «О замещении председателя Думы Киренского муниципального образования на постоянной основе», в частности, решение принято в пределах компетенции Думы, простым большинством. Указанное решение само по себе не влечет изменений в бюджет Киренского МО, поскольку не предусматривает порядок и размер оплаты труда, поэтому для его принятия не требовалось большинства в две трети голосов от установленной численности депутатов Думы.
Судебная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции правильным по следующим основаниям.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает и определяет Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
В соответствии со ст. 8 Закона Иркутской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области», выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе, за счет средств соответствующего местного бюджета производится оплата труда в виде ежемесячного денежного вознаграждения, а также денежного поощрения и иных дополнительных выплат, установленных нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок, определенных в соответствии с законодательством.
В соответствии с 1 ст. 25 Устава Киренского муниципального образования (в редакции, утвержденной Решением Думы Киренского муниципального образования № 276/3 от 19.06.2017 года.) в структуру органов местного Киренского муниципального образования входит Глава Киренского муниципального образования, именуемый в настоящем Уставе как Глава Киренского муниципального образования, Дума Киренского муниципального образования, именуемая в настоящем Уставе как Дума Киренского муниципального образования, администрация Киренского городского поселения, именуемая в настоящем Уставе как администрация Киренского городского поселения.
Дума Киренского муниципального образования состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по многомандатным округам сроком на 5 лет. Заседание Думы не может считаться правомочным, если в нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (ч. 1 ст. 31 Устава).
Депутаты Думы Киренского муниципального образования осуществляют свои полномочия не на постоянной основе. Председатель Думы Киренского муниципального образования осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Решение о замещении должности председателя Думы на постоянной основе принимается Думой.
Организацию деятельности Думы Киренского муниципального образования обеспечивает председатель Думы Киренского муниципального образования (ч. 1 ст. 32 Устава).
Согласно с ч.ч. 5, 6 ст. 35 Устава Киренского муниципального образования (с изменениями и дополнениями от 19.06.2017г.) председатель Думы пользуется гарантиями и правами, установленными для депутата Думы, в соответствии с федеральными законами, законами области, настоящим уставом и иными муниципальными правовыми актами. В порядке, определяемом нормативными правовыми актами Думы Киренского муниципального образования, в соответствии с законодательством и настоящим Уставом для председателя Думы Киренского муниципального образования, осуществляющего полномочия на постоянной основе, устанавливаются: оплата труда в виде ежемесячного денежного вознаграждения, а также денежного поощрения и иных дополнительных выплат с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок, определенных в соответствии с законодательством; ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 28 календарных дней; ежегодные дополнительный оплачиваемые отпуска, предоставляемые в соответствии с законодательством; отпуск без сохранения оплаты труда в соответствии с федеральными законами; ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в случае осуществления полномочий не менее срока, на который председатель Думы Киренского муниципального образования был избран, и наличия стажа муниципальной службы не менее пятнадцати лет.
Согласно ч. 2 ст. 50 Устава Киренского МО решение Думы по вопросам требующим изменений в бюджет, принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов Думы.
Судом первой инстанции установлено, что 13 декабря 2017 года на внеочередном заседании Думы Киренского муниципального образования из 15 депутатов присутствовало 13, в повестку был включен вопрос «О замещении должности председателя Думы Киренского МО на постоянной основе». За принятие решения о замещении председателя Думы Киренского муниципального образования на постоянной основе проголосовало 9 депутатов, то есть большинство от числа присутствовавших 13-ти.
Из содержания указанного решения не усматривается изменений в бюджет Киренского муниципального образования, а также порядок и размер оплаты труда председателя Думы Киренского муниципального образования.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Оснований, предусмотренных частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения заявления административного истца по делу не установлено.
Суждение суда основано на доводах лиц, участвующих по делу, представленных доказательствах, правильно оцененных судом.
В решении приведено законодательство, которым руководствовался суд и установленные по делу обстоятельства.
Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованы, оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями статей 62 и 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда быть не могут, они аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Каких-либо новых фактических данных, не учтенных судом при рассмотрении дела, данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности решения, апелляционная жалоба не содержит, ее доводы не опровергают правовые суждения суда, в связи с чем они не могут рассматриваться как состоятельные.
Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киренского районного суда Иркутской области от 8 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Карелиной Светланы Павловны – без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Каракич
Судьи Е.Г. Бутина
Л.В. Гусарова