Решение по делу № 33-2010/2022 от 11.10.2022

41RS0001-01-2022-002565-55 Дело № 33-2010/2022

Судья Тузовская Т.В.

(№ 2-2548/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский 03 ноября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Нечунаевой М.В.

судей

Полозовой А.А., Вербицкой Е.В.,

с участием прокурора

при секретаре

Федорук И.Ю.,

Винник Е.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению Сахалинской таможни к Каменецкому Владимиру Михайловичу, Каменецкой Елене Николаевне о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении,

по апелляционным жалобам ответчиков Каменецкого Владимира Михайловича и Каменецкой Елены Николаевны на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 02 августа 2022 года, которым постановлено:

иск удовлетворить.

Признать Каменецкого Владимира Михайловича утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: город Петропавловск-Камчатский, <адрес>.

Выселить Каменецкого Владимира Михайловича, Каменецкую Елену Николаевну из жилого помещения, расположенного по адресу: город Петропавловск-Камчатский, <адрес>.

Заслушав доклад судьи Вербицкой Е.В., объяснения представителя Сахалинской таможни Мельник Г.Е., заключение прокурора, судебная коллегия

установила:

Сахалинская таможня обратилась в суд с иском к Каменецкому В.М. о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, выселении.

В обоснование исковых требований указала, что 30 апреля 2021 года в период трудовых отношений между истцом и <данные изъяты> службы Сахалинской таможни Каменецким В.М. заключен договор найма служебного жилого помещения сроком действия до 29 октября 2021 года, в соответствии с условиями которого истец передал ответчику и членам его семьи на период прохождения службы в Сахалинской таможне за плату во владение и пользование служебное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, для временного проживания в нем.

На основании приказа Дальневосточного таможенного управления от 04 июня 2021 года № 229 Каменецкому В.М. предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 4 273 851 руб. и перечислена на счет ответчика тремя платежами, последний из которых произведен 28 сентября 2021 года, что в соответствии с действующим законодательством является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения с 29 декабря 2021 года.

06 октября 2021 года в адрес Каменецкого В.М. направлено уведомление об освобождении служебной квартиры в срок до 28 декабря 2021 года. Письмом от 01 декабря 2021 года до ответчика повторно доводилась информация о необходимости освобождения служебного помещения в срок до 28 декабря 2021 года. Поскольку в добровольном порядке Каменецкий В.М. не освободил служебное помещение, истец просил суд признать Каменецкого В.М. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, выселить его и членов его семьи – супругу Каменецкую Е.Н. из указанного служебного жилого помещения.

Определением суда от 19 июля 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Каменецкая Е.Н.

В судебном заседании представители истца Чипикова Е.В. и Рудкина Е.В. исковые требования поддержали в полном объеме.

Ответчик Каменецкий В.М. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска.

Ответчик Каменецкая Е.Н. участия в судебном заседании не принимала.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик Каменецкая Е.Н. ставит вопрос об отмене решения как незаконного, ввиду неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что в случае получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение не позднее 3 месяцев со дня ее получения.

Указывает, что договор найма служебного помещения от 30 апреля 2021 года заключен с Каменецким В.М. на предмет предоставления служебного жилого помещения на время прохождения службы нанимателя и действует до 29 октября 2021 года. В соответствии с контрактом от 01 октября 2021 года о службе в таможенных органах на момент получения единовременной социальной выплаты в размере 4 273 851 руб. Каменецкий В.М. продолжал службу в таможенных органах. Вместе с тем, судом не дана оценка тому обстоятельству, что решение о выселении ее и ее супруга на основании пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 года № 217, прямо противоречат нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, отраженных в статьях 104 и 101 и определяющих основания предоставления служебных жилых помещений и основания расторжения договора найма специализированного жилого помещения, соответственно.

Так, согласно ст. 104 ЖК РФ основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения является прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы. Иных оснований прекращения договора найма служебного жилого помещения, в том числе по основанию получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, положениями ст. 104 ЖК РФ не определено. Кроме того, в ст. 101 ЖК РФ приведен перечень случаев, при которых возможно расторжение договора найма специализированного жилого помещения. Данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

При этом, судом не учтено, что в условиях продолжения государственной службы ее супруга в таможенных органах ни нанимателем, ни членами его семьи за весь период проживания в служебной квартире не было допущено нарушений использования служебной квартиры, а именно: невнесение платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев, разрушение или повреждение жилого помещения, систематическое нарушение прав и законных интересов соседей, использование жилого помещения не по назначению. Таким образом, законных оснований для прекращения договора найма специализированного жилого помещения у Сахалинской таможни не имелось. В данном случае, при несоответствии норм, содержащихся в постановлении Правительства РФ от 16 марта 2013 года № 217, который является подзаконным нормативно-правовым акта, суд, в соответствии с ч. 8 ст. 5 ЖК РФ должен был руководствоваться положениями ст.ст. 101, 104 ЖК РФ. Однако положения ст. 5 ЖК РФ судом не учтены.

Обращает внимание, что в настоящее время в оперативном управлении Сахалинской таможни по г. Петропавловску-Камчатскому находится пять служебных квартир, из которых должностными лицами службы Сахалинской таможни заселены только три, а две квартиры пустуют по причине отсутствия должностных лиц таможни, имеющих основания для заселения. Ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, указывает, что исходя из требования об освобождении ею и ее супругом служебной квартиры в связи с выплаченной единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по сути их обязывают приобрести жилое помещение по месту прохождения службы, то есть в г. Петропавловске-Камчатском, чем нарушается их конституционное право на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства в Российской Федерации. Федеральным законодательством Российской Федерации не предусмотрено каких-либо ограничений относительно приобретения жилья для постоянного места жительства именно по месту прохождения службы.

Аналогичные доводы для отмены решения суда от 02 августа 2022 года приводит в своей апелляционной жалобе ответчик Каменецкий В.М., дополнительно указав, что судом не дана оценка доводам представителя истца Чипиковой Е.В. о том, что в действительности послужило основанием для прекращения заключенного с ним договора найма специализированного жилого помещения, а именно: предоставление занимаемой им служебной квартиры для проживания иным должностным лицам. При этом судом не учтено, что в оперативном управлении Сахалинской таможни в г. Петропавловске-Камчатском находится две пустующие квартиры. Служебная квартира ему была предоставлена с учетом членов семьи, поскольку в 2012 году он занимал должность <данные изъяты> Камчатской таможни и не был обеспечен жильем по месту прохождения службы, а в последствии, после реорганизации таможенных органов Российской Федерации, с 29 октября 2020 года продолжил службу в должности <данные изъяты> Сахалинской таможни (г. Петропавловск-Камчатский). При этом он неоднократно доводил до сведения должностных лиц Сахалинской таможни, что служебная квартира ему и членам его семьи необходима для проживания только на период прохождения службы в г. Петропавловске-Камчатском в штате Сахалинской таможни и что в случае увольнения по предусмотренным законом основаниям он готов освободить служебную квартиру в бесспорном порядке.

В возражениях на апелляционные жалобы истец просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников таможенных органов, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На сновании п.4 ст. 8 названного закона порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации В развитие положений Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 года № 217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам, в том числе, таможенных органов Российской Федерации. Следовательно, указанные Правила распространяют свое действие на Каменецкого В.М., как на сотрудника таможенных органов.

Согласно п. 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы. Пунктом 15 Правил установлено, что получение в установленном порядке единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.

Считает необоснованным довод жалоб о том, что утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 года № 217 Правила противоречат положениям ст.ст. 101, 104 ЖК РФ, и только факт прекращения трудовых отношений и прохождения службы является основанием для расторжения/прекращения договора найма служебного помещения. Указывает, что выводы суда основаны на нормах материального и процессуального права, являются мотивированными и подтверждаются материалами дела.

В возражениях на апелляционную жалобу Каменецкого В.М. прокурор считает, что решение суда является законным и обоснованным. Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам таможенных органов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 года № 217. Согласно ч. 1 ст. 35 ЖК РФ основания прекращения у гражданина права пользования жилым помещением могут быть предусмотрены другими федеральными законами. Частью 4 ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Принимая во внимание наличие вышеуказанной бланкетной нормы в федеральном законе, норма материального права (п. 15 Правил) применена судом верно, в связи с чем довод ответчика о противоречии п. 15 Правил положениям ст. 101,104 ЖК РФ. является необоснованным.

Ответчики Каменецкий В.М. и Каменецкая Е.Н., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, согласно поступившим ходатайствам, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

С учетом положений ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчиков.

Представитель истца Мельник Г.Е., принимавшая участие в заседании суда апелляционной инстанции посредством использования системы видеоконференц-связи, просила решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения. Пояснила, что договор найма специализированного жилого помещения прекращен в связи с истечением его срока, у работодателя отсутствуют основания для заключения договора найма, это является правом работодателя. Работник обеспечивается жилым помещением путем заключения договора найма специализированного жилого помещения либо выплаты компенсации за съем жилья, либо как самостоятельная гарантия – путем предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Каменецкий В.М. обеспечен жильем путем предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, право на приобретение или строительство жилого помещения Каменецкий В.М. мог реализовать на всей территории РФ, при этом утрачивает право претендовать на заключение договора найма служебного жилого помещения.

Прокурором Федорук И.Ю. в заседании суда апелляционной инстанции дано заключение, согласно которому постановленное решение является законным и обоснованным, суд дал оценку всем обстоятельствам дела. Истечение срока контракта, на период которого заключался договор служебного найма, в данном случае также имеет правовое значение в качестве основания признания утратившим право пользования служебным жилым помещением.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав представителя истца, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (п.1); недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (п.2); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п.3); нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п.4).

Изучив апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ч.2 ст. 99 ТК РФ).

Частью 1 ст. 100 ЖК РФ определено, что по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения (ч. 2).

Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (ч. 3 ст. 104 ЖК РФ).

В силу ч.3 ст. 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного статьей 98.1 настоящего Кодекса, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях.

Договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям (ч.1 ст.102 ЖК РФ).

В силу положений ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.

Правоотношения по обеспечению сотрудников таможенных органов жилыми помещениями регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1 настоящего закона).

Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, или указанному сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи предоставляется с учетом положения части 4 настоящей статьи жилое помещение специализированного жилищного фонда.

Сотрудник, которому предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключает с федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, его территориальным органом либо учреждением договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в порядке и на условиях, определяемых руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. В указанном договоре определяется порядок предоставления, оплаты, содержания и освобождения жилого помещения специализированного жилищного фонда (ч.3 ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).

Согласно ч.4 ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 года № 217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее Правила № 217).

Согласно п. 3 указанных Правил № 217 специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.

Пунктом 15 Правил № 217 установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.

Сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение в день, следующий за днем прекращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения, за исключением случая получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В случае получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение не позднее 3 месяцев со дня ее получения.

Согласно п. 19 Приказа ФТС России от 03 сентября 2017 года № 1050 «О порядке формирования служебного жилищного фонда и оформления служебных жилых помещений в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России» срок найма служебного жилого помещения устанавливается наймодателем и не может превышать период службы (работы) должностного лица (работника). После заключения договора найма служебного жилого помещения наймодатель направляет в установленном порядке документы для регистрации по месту пребывания Нанимателя и членов его семьи в служебном жилом помещении, предоставленном во временное пользование.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Каменецкий В.М., <данные изъяты>, проходит службу в должности <данные изъяты> Сахалинской таможни по Камчатскому краю в г. Петропавловске-Камчатском.

На основании приказа начальника Сахалинской таможни от 09 апреля 2021 года № 93-АХ заключен договор найма служебного жилого помещения с Каменецким В.М. по предоставлению служебной квартиры по адресу: Камчатский край, <адрес> для временного проживания в ней сроком до 29 октября 2021 года.

30 апреля 2021 года между Сахалинской таможней в лице начальника таможни ФИО. (наймодатель) и Каменецким В.М. (наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещения, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семью за плату во владение и пользование служебное жилое помещение, находящее в государственной собственности, общей площадью 62,8 кв.м, расположенное по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> для временного проживания в нем.

Жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы нанимателем в Сахалинской таможне. Настоящий договор заключается на время прохождения службы нанимателя и действует до 29 октября 2021 года (п.2, п.5 договора найма служебного жилого помещения).

Согласно п. 4 договора найма служебного жилого помещения совместно с нанимателем в жилое служебное помещение вселяются член его семьи Каменецкая Е.Н. (супруга).

Пунктом 18 договора найма служебного жилого помещения предусмотрено, что договор прекращается в связи с истечением срока контракта.

По сообщению отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Камчатскому краю на судебные запросы, Каменецкий В.М. и Каменецкая Е.Н. были зарегистрированы по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> и имели регистрацию по месту пребывания до 29 октября 2021 года.

На основании приказа Дальневосточного таможенного управления ФТС России от 04 июня 2021 года № 229 Каменецкому В.М. предоставлена для приобретения или строительства жилого помещения единовременная социальная выплата в размере 4 273 851 руб.

Указанная выплата перечислена Каменецкому В.М. платежными поручениями: от 18 июня 2021 года № 878608, от 21 июня 2021 года № 888920, от 28 сентября 2021 года № 407618, на общую сумму 4 273 851 руб.

06 октября 2021 года Каменецкому В.М. на адрес электронной почты с досылкой по месту проживания направлено уведомление о том, что в связи с получением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, ему необходимо в срок до 28 декабря 2021 года освободить и сдать по акту приема-передачи занимаемое служебное жилое помещение.

В заявлении начальнику Сахалинской таможни от 20 декабря 2021 года на уведомление об освобождении служебной квартиры Каменецкий В.М. сообщил о невозможности освободить служебную квартиру, поскольку правовых оснований для прекращения договора найма служебного жилого помещения не имеется, он продолжает государственную службу в штате Сахалинской таможни в соответствии с контрактом о службе в таможенных органах от 01 октября 2021 года.

В письме от 20 января 2021 года на заявление Каменецкому В.М. разъяснено, что основанием для освобождения служебного жилого помещения в силу п. 15 Правил № 217 является предоставление Каменецкому В.М. и членам его семьи единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Кроме того, договор найма служебного жилого помещения от 30 апреля 2021 года был заключен до 29 октября 2021 года, в связи с чем по состоянию на 20 января 2022 года прекратил свое действие.

Из пояснений представителя истца в заседании суда первой инстанции следует, что в данный момент Каменецкий В.М. проходит службу по новому контракту от 01 октября 2021 года, действующего с 29 октября 2021 года, сроком на три года.

Ссылаясь на изложенные выше нормативные положения, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования о признании Каменецкого В.М. утратившим право пользования служебным жилым помещением и выселении ответчиков из служебного жилого помещения подлежат удовлетворению. При этом суд исходил из того, что спорное жилое помещение предоставлялось ответчику и членам его семьи на период службы в таможенном органе до 29 октября 2021 года. Кроме того, Каменецкому В.М. выплачена единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения. При установленных обстоятельствах действие договора найма служебного жилого помещения от 30 апреля 2021 года прекращается, сотрудник и члены его семьи обязаны освободить специализированное жилое помещение не позднее 3 месяцев со дня получения единовременной социальной выплаты. Сам факт продолжения службы ответчиком в таможенном органе, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований истца.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке доказательств, произведенной в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Согласно ч.1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу ч.2 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации (ч.4 ст. 5 ЖК РФ).

Таким образом, федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников таможенных органов вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения. Как ранее было указано, Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ регулирует отношения, в том числе, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников таможенных органов РФ. В развитие положений указанного Федерального закона Правительством РФ от 16 марта 2013 года № 217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда указанным сотрудникам.

Кроме того, Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ для сотрудников таможенных органов предусмотрен другой вид жилищной гарантии – предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Эта жилищная гарантия по своей правовой природе отличается от предоставления служебного жилого помещения и данные виды жилищного обеспечения, будучи самостоятельными, имеют собственное правовое регулирование.

Из материалов дела следует, что договор найма служебного жилого помещения от 30 апреля 2021 года был заключен на время прохождения службы нанимателем и действовал до 29 октября 2021 года, то есть срок договора найма служебного жилого помещения определялся сроком действия предыдущего контракта (новый контракт заключен с Каменецким В.М. 01 октября 2021 года сроком действия с 29 октября 2021 года на три года), который истек, что является основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения согласно его условий.

Вместе с тем, 28 сентября 2021 года Каменецкому В.М. в полном объеме произведена единая социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения.

Указанные обстоятельства в силу п. 15 Правил № 217 являются самостоятельными основаниями для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.

Анализируя изложенные выше нормативные положения, судебная коллегия приходит к выводу, что сотрудник, получивший единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, вправе реализовать ее в любом регионе Российской Федерации, территориальных ограничений закон не содержит. Таким образом, получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения улучшает жилищные условия Каменецкого В.М., предоставляя право ему по своему усмотрению распорядиться полученными денежными средствами в целях обеспечения жилым помещением себя и членов семьи, с учетом которых данная выплата предоставляется. При этом законодатель устанавливает самостоятельное основание для прекращения договора найма служебного жилого помещения - получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Продолжая службу в таможенных органах Каменецкий В.М., реализуя выплату в другом регионе РФ, не имея жилого помещения по месту службы, вправе получать денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ. Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая социальные гарантии для отдельных категорий сотрудников, исходя из специфики трудовой деятельности (службы) не ограничивает права указанных лиц, как указывают заявители со ссылкой на ст.ст. 101, 104 ЖК РФ, определяющие перечень оснований расторжения, прекращения договора найма служебного жилого помещения, а напротив, предоставляет дополнительные гарантии обеспечения жилищных прав, связанные с особенностями службы.

Таким образом, довод жалоб о том, что положения п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 года № 217, противоречит нормам ст.ст. ч.4 ст. 5, 101, 104 ЖК РФ является необоснованным.

Также судебная коллегия отклоняет довод ответчиков о том, что в оперативном управлении Сахалинской таможни в г. Петропавловске-Камчатском имеется два пустующих служебных помещения в силу изложенных выше мотивов.

По существу доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ответчика в суде первой инстанции, сводятся к собственной оценке доказательств и установленных обстоятельств и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом первой инстанции были допущены нарушения, которые влекут отмену обжалуемого решения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и вышеприведенным нормам права, в связи с чем не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене или изменению оспариваемого судебного решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 02 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Каменецкого Владимира Михайловича, Каменецкой Елены Николаевны без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2010/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Сахалинская таможня
Ответчики
Каменецкая Е.Н.
Каменецкий В.М.
Суд
Камчатский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.kam.sudrf.ru
12.10.2022Передача дела судье
03.11.2022Судебное заседание
23.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2022Передано в экспедицию
03.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее