Решение по делу № 2а-2113/2018 ~ М-1796/2018 от 25.07.2018

Дело № 2а-2113/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тверь 19 октября 2018 года

Заволжский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Иванова Д.А.,

при секретаре Замрий В.Н.,

с участием: представителя административного истца помощника прокурора Заволжского района г. Твери Титовой В.Н.,

представителя административного ответчика Правительства Тверской области Ковалевой Е.В.,

представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Арсеньевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Рамешковского района Тверской области к Правительству Тверской области и Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области об обязании в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести работы по установлению границ особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы «парк Толстиково», расположенного в Рамешковском районе Тверской области с подготовкой карты (плана) землеустройства,

установил:

Прокурор Рамешковского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Тверской области и Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области об обязании в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести работы по установлению границ особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы «парк Толстиково», расположенного в Рамешковском районе Тверской области с подготовкой карты (плана) землеустройства.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Рамешковского района проведена проверка исполнения законодательства об использовании и защите особо охраняемых природных территорий. Приводя положения п.п. 1, 2 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п.п. 4, 5 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об охраняемых природных территориях» указывает, что решением исполнительного комитета Калининского областного совета народных депутатов от 30.07.1986 № 273 «О признании природных объектов государственными памятниками природы местного значения и усилении их охраны» парк Толстиково площадью 4,5 га, расположенный в Рамешковском районе, признан государственным памятником природы местного значения. Согласно приложению к данному решению памятник природы является старинным парком, в котором произрастают тополь черный, тополь серебристый, ель, сосна, липа, лиственница и другие деревья. В западной части парка находятся два старинных пруда. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 13.01.2015 № 2-кв утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Тверской области, в который в категорию памятники природы в позицию 182 включен парк Толстиково. Приводя положения п. 1 ст. 25, п.п. 2, 3 ст. 26 Закона № 33-ФЗ указывает, что границы памятника природы регионального значения парк Толстиково до настоящего времени не определены. Согласно сведениям сайта информационно-аналитической системы «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООППГ РФ»), парк Толстиково располагается в непосредственной близости от дер. Толстиково Рамешковского района и имеет приблизительные координаты <данные изъяты>. Из публичной кадастровой карты следует, что памятник природы может располагаться на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами , , с разрешенным использованием для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, на землях государственного лесного фонда, а также на землях населенных пунктов д. Толстиково. Проведенным государственным инспектором в области охраны окружающей среды ГКУ «Государственная инспекция по охране объектов животного мира и окружающей среды Тверской области» осмотром парка Толстиково установлено, что отсутствие границ особо охраняемой природной территории позволяет осмотреть только сам парк, который находится внутри обнесенной бетонным забором территории. Кроме парка внутри огороженной территории имеются жилые и хозяйственные постройки, главный дом-усадьба, а также два водоема.     В соответствии с п. 2 решения исполнительного комитета Калининского областного совета народных депутатов от 30.07.1986 № 273 на территории памятников природы запрещены повреждения и рубки деревьев и кустарников, пастьба и прогон скота, всякое строительство и проведение дорог, проезд и стоянка автотранспорта и сельхозтехники и иные мероприятия. Таким образом, осуществляемая на части территории парка природы хозяйственная деятельность, связанная с эксплуатацией жилых домов и хозяйственных построек, и осуществляемая на остальной части парка, которая может располагаться на землях сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственная деятельность могут губительно повлиять на памятник природы. Правительство Тверской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, природопользования и землепользования, создает (образует) особо охраняемые природные территории регионального значения и обеспечивает их охрану, обеспечивает организацию регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий. К полномочиям Губернатора Тверской области в сфере обеспечения охраны природных парков и памятников природы относятся: принятие решения о создании охранных зон и об установлении их границ в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения; утверждение положений об охранных зонах природных парков и памятников природы регионального значения. Осуществление в пределах полномочий регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий при осуществлении регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Тверской области, утверждение положений об особ® охраняемых природных территориях регионального значения в порядке, предусмотренном законодательством, п.п. 1, 5 ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 4 Закона № 108- ЗО возложено на Правительство Тверской области и (или) уполномоченный им областной исполнительный орган государственной власти Тверской области, которым является Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области. Таким образом, Правительство Тверской области и Министерство наделены полномочиями по организации установления и утверждения границ территории памятника природы и его охранной зоны. В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» границы зон особо охраняемых природных территорий имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Реестр сведений о границах зон особо охраняемых природных территорий входит в Единый государственный реестр недвижимости, состав перечня сведений об особо охраняемых природных территориях, входящих в реестр сведений о границах, определен ч. 1 ст. 10 Закона № 218-ФЗ. Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия органами государственной власти решений об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории, является карта (план) объекта землеустройства, являющаяся документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Непринятие оперативных мер по установлению границ парка природы, внесению соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости и, тем самым, введению ограничений прав на землю, на которых располагается особо охраняемая природная территория, может привести к невосполнимой утрате парка Толстиково и нарушению гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Круг лиц, права которых в сфере экологии может быть нарушены, в данном случае определить не представляется возможным. В связи с изложенным просит обязать Правительство Тверской области и Министерство природных, ресурсов и экологии Тверской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести работы по установлению границ особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы «парк Толстиково», расположенного в Рамешковском районе Тверской области, с подготовкой карты (плана) объекта землеустройства.

Представитель административного истца помощник прокурора Заволжского района г. Твери Титова В.Н. в судебном заседании поддержала доводы административного искового заявления, просила его удовлетворить. Пояснила также, что обязанности административных ответчиков по установлению границ ООПТ напрямую вытекают из соответствующих нормативно-правовых актов, в связи с чем их бездействие предполагается и не требует заявления соответствующего административного искового требования.

Представитель административного ответчика Правительства Тверской области Ковалева Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований. Поддержала доводы отзыва на административное исковое заявление, в которых указано, что требование об установлении границ ООПТ не может быть удовлетворено, поскольку она уже образована до 30.12.2013 г. решением исполнительного Комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 30.07.1986 г. № 273. Требования прокурора по своей сути направлены на актуализацию сведений о границах с учетом законодательства о кадастровой деятельности. Предмет иска, таким образом, не соответствует заявленному прокурором основанию. Поскольку ООПТ уже создана, в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о границах ООПТ, а требование прокурора об установлении данных границ не подлежит удовлетворению. С учетом установления границ спорной ООПТ на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области может быть возложена только обязанность описать ранее установленные границы в соответствии с законодательством о кадастровой деятельности. Признаки бездействия со стороны Правительства Тверской области в спорном правоотношении отсутствуют. Полномочия, указанные в п. 6 ст. 13 Закона № 44-ЗО, по созданию ООПТ и обеспечению их охраны переданы уполномоченному исполнительному органу государственной власти Тверской области – Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области. В исковых требованиях не указано, в какой доле каждый из административных ответчиков должен исполнить соответствующие обязанности, а солидарными данные обязанности не являются. Поскольку ООПТ уже создана, следует руководствоваться лишь постановлением Правительства Тверской области от 12.04.2012 №162-пп «О Порядке изменения и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения». Министерство вправе самостоятельно реализовать инициативу изменения или упразднения ООПТ и осуществить подготовку необходимых материалов для изменения или упразднения ООПТ. Принятие Правительством Тверской области мер в пределах компетенции потребуется только в том случае, если в ходе установления и описания Министерством границ ООПТ будут установлены основания для изменения ООПТ. При отсутствии таких оснований сведения о границах ООПТ будут внесены Министерством в государственный кадастр недвижимости на основе решения малого совета Тверского областного совета народных депутатов от 01.04.1993 г. № 224. Исходя из закрепленных за административными ответчиками полномочий, к компетенции Правительства Тверской области относится принятие в установленном порядке на основании представленных Министерством материалов и документов постановления об утверждении границ и паспорта ООПТ, если потребуется изменение ООПТ. Поскольку таковые не поступали, со стороны Правительства Тверской области незаконное бездействие отсутствует. Кроме того, прокурором не заявлено требование о признании незаконным бездействия административных ответчиков, что не позволяет рассматривать дело в рамках КАС РФ и факт данного бездействия не доказан. В отсутствие соответствующих требований 18 административных исковых заявлений были оставлены без движения Центральным районным судом г. Твери. С учетом изложенного представитель данного административного ответчика просил суд прекратить производство по делу либо отказать административному истцу в удовлетворении требований к данному административному ответчику.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Арсеньева М.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, поддержав доводы отзыва на иск, в которых указано, что признаки бездействия по установлению границ ООПТ со стороны Министерства отсутствуют. На 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 г. на проведение комплексного экологического обследования и постановку на государственный кадастровый учет особо охраняемых природных территорий регионального значения Тверской области заложен определенный объем денежных средств. В 2018 г. Министерством заключены контракты на проведение комплексного экологического обследования 5 ООПТ, запланировано проведение аукциона на проведение кадастровых работ по оформлению ООПТ, обследование которых проведено в 2017 г. В 2019 г., исходя из доведенных лимитов, Министерство планирует провести обследование еще 26 ООПТ. На момент принятия решения исполнительного Комитета Калининского областного совета народных депутатов от 30.07.1986 г. № 273 документы, устанавливающие и описывающие границы указанной ООПТ отсутствовали. Названное решение издано до вступления в силу Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ, ни в архивных документах, ни в документах государственного фонда данных каких-либо сведений о границах ООПТ и ее расположении на местности не содержится. ООПТ не было создано в установленном порядке, фактически процесс ее создания был лишь начат путем объявления ее таковой, в связи с чем оснований полагать, что ООПТ создано, не имеется. В целях определения и установления границ ООПТ необходимо проведение комплексного экологического обследования, по результатам которого площадь может быть как больше, так и меньше площади, указанной в решении № 273. Также пояснила, что в соответствии с решениями судов требуется установить границы еще 140 ООПТ, в связи с чем просила в случае удовлетворения административных исковых требований увеличить срок исполнения решения суда до 18 месяцев.

Определениями суда, занесенными в протоколы судебных заседаний, к участию в деле в качестве административных заинтересованных лиц привлечены администрация Кушалинского сельского поселения Рамешковского района Тверской области, администрация Рамешковского района, Министерство лесного хозяйства Тверской области, Управление Росреестра по Тверской области, Рамешковский отдел лесного хозяйства ГКУ «Бежецкое лесничество», ГКУ «Государственная инспекция по охране объектов животного мира и окружающей среды Тверской области», которые, будучи надлежащим образом уведомленными, в судебное заседание не явились.

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судом явка сторон обязательной не признавалась, в связи с чем определено провести судебное заседание в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктами «в», «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ содержится легальное определение особо охраняемых природных территорий, под которыми понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ памятники природы – это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

Этот же Федеральный закон в ст. 2, разграничивая особо охраняемые природные территории на территории федерального, регионального и местного значения и предметы ведения между органами государственной власти различного уровня, относит особо охраняемые природные территории регионального значения к собственности субъектов Российской Федерации и ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предусматривает, что территории памятников природы могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения, и определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 6, 7).

Аналогичную норму содержит ст. 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, – особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации п. 2, 3 названной статьи).

Судом установлено, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об использовании и защите особо охраняемых природных территорий прокуратурой Рамешковского района Тверской области было установлено, что границы особо охраняемой природной территории памятника природы регионального значения «парк Толстиково» до настоящего времени не определены, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах данной ООПТ, что подтверждено сообщением государственного инспектора в области охраны окружающей среды ГКУ ТО «Государственная инспекция по охране объектов животного мира и окружающей среды Тверской области».

Согласно письму филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области от 18.10.2018 г. сведения о границах особо охраняемой природной территории «парк Толстиково», расположенной в Рамешковском районе Тверской области, в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Данная ООПТ была признана таковой на основании решением исполнительного комитета Калининского областного совета народных депутатов от 30.07.1986 № 273 «О признании природных объектов государственными памятниками природы местного значения и усилении их охраны», приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 13.01.2015 № 2-кв «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий регионального значения» она включена в перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Тверской области.

Согласно ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В настоящее время отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением содержащихся в нем сведений, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

С 01.01.2017 г. государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в нем; государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, что следует из Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».

Согласно п. 4 указанного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества; реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий; реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.

Статья 32 названного закона закрепляет обязанность органов государственной власти направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении положения об особо охраняемой природной территории; об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведения Красной книги субъекта Российской Федерации; осуществления регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Согласно ст. 1 Закона Тверской области от 02.08.2011 N 44-ЗО «О Правительстве Тверской области» Правительство Тверской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Тверской области, наделенным общей компетенцией.

В соответствии со ст. 13 Закона Тверской области от 02.08.2011 N 44-ЗО Правительство Тверской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, природопользования и землепользования, обеспечивает разработку схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Тверской области и утверждает ее; создает (образует) особо охраняемые природные территории регионального значения и обеспечивает их охрану, обеспечивает организацию регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;.

В силу положений Закона Тверской области от 08 декабря 2010 года N 108-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области» и Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года N 90-пп, установление и описание границ особо охраняемых природных территорий относится к компетенции Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.

Как следует из п. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 2 постановления Правительства Тверской области от 10.02.2015 № 64-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 12 апреля 2012 года № 163-пп» установление и описание границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, созданных до дня вступления в силу Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», осуществляется нормативным правовым актом Правительства Тверской области на основании материалов комплексного экологического обследования территории с положительным заключением государственной экологической экспертизы проекта постановления Правительства Тверской области, устанавливающего и описывающего границы территории, с учетом заключения комиссии при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в Тверской области и решения Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о возможности установления и описания границ территории.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в нарушение выше проанализированных положений закона границы указанной в иске особо охраняемой природной территории регионального значения в установленном законом порядке не установлены, не описаны, текстовое и графическое описания местоположения их границ, их охранной зоны и перечень координат характерных точек границ в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, не направлены и не может согласить с доводами представителя Правительства Тверской области о правовой цели заявленного прокурором иска и несоответствии предмета иска его основанию.

Изложенное с учетом компетенции административных ответчиков свидетельствует о допущенном ими незаконном бездействии по неисполнению обязанностей, возложить которые на них решением суда требует прокурор, которое может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Правомерность данного бездействия с учетом ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ доказывается административными ответчиками. Доказательств соответствия такого бездействия нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, суду не представлено.

С доводами об отсутствии со стороны Правительства Тверской области незаконного бездействия, поскольку никаких документов от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области об утверждении границ и паспорта особо охраняемой природной территории не поступало, суд согласиться не может, поскольку указанные обстоятельства не являются для Правительства Тверской области основанием для невыполнения возложенных на него законом обязанностей в сфере защиты особо охраняемых природных территорий.

Указание на возможность возложения на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области лишь обязанностей по описанию ранее установленных границ ООПТ и отсутствие оснований полагать, что ООПТ создана, не соответствует материалам дела, поскольку в перечне особо охраняемых природных территорий регионального значения, являющемся приложением к приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 13.01.2015 № 2-кв указано только место расположения ООПТ – Рамешковский район. Не содержится указаний на границы ООПТ ни в кадастровом отчете по ООПТ памятник природы регионального значения «парк Толстиково», ни в решении исполнительного комитета Калининского областного совета народных депутатов от 30.07.1986 № 273.

С доводом о том, что настоящее дело не подлежит рассмотрению в порядке ст. 1, 218 КАС РФ суд согласиться не может, поскольку они основаны на неверном толковании приведенных выше положений закона и, по сути, сводятся к несогласию с наличием у Правительства Тверской области обязанности по установлению и описанию границ указанной в административном исковом заявлении особо охраняемой природной территории.

Ссылки представителя Правительства Тверской области на судебные акты, состоявшиеся по другим административным делам, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований по настоящему делу, поскольку судом учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных в ходе их рассмотрения.

Отсутствие в исковых требованиях указаний на доли, в которых доле каждый из административных ответчиков должен выполнить возложенные на них обязанности, также не свидетельствует о необоснованности требований прокурора, поскольку вопросы, относящиеся к компетенции каждого из административных ответчиков, прописаны в нормативных правовых актах, регламентирующих их деятельность в сфере защиты особо охраняемых природных территорий.

Отсутствие финансирования на проведение соответствующих работ для исполнения решения суда, рано как и необходимость установления границ других ООПТ не свидетельствует о законности бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области. Само по себе отсутствие денежных средств не является обстоятельством, освобождающим названный исполнительный орган от исполнения обязательств.

Доводы относительно того, что площадь особо охраняемой природной территории после проведения комплекса мероприятий, направленных на установление и описание границ памятника природы может оказаться как больше, так и меньше указанной в решении исполнительного комитета Калининского областного совета народных депутатов от 30.07.1986 № 273, суд находит необоснованными, поскольку указание в названном решении площади особо охраняемой природной территории регионального значения не препятствует ее изменению как в большую, так и в меньшую сторону в соответствии с нормами действующего законодательства, при соблюдении установленного порядка.

Вопрос исполнения решения суда в сроки, запрашиваемые прокурором, выходит за рамки рассматриваемых правоотношений и подлежит разрешению на соответствующей стадии административного судопроизводства.

С учетом изложенного, установив, что обязанность, возложенная на упомянутые органы исполнительной власти в силу закона, не исполнена, а непринятие мер к установлению границ памятника природы, внесению соответствующих сведений в ЕГРН и введению ограничений прав на землю, на которых он расположен, может привести к невосполнимой утрате «парка Толстиково» и, как следствие, нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд полагает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению с учетом компетенции каждого из административных ответчиков, указанной в нормативных правовых актах, регламентирующих их деятельность.

При решении вопроса о своевременности обращения суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение в суд, предусмотренный положениями ст. 219 КАС РФ, не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Требования административного искового заявления прокурора Рамешковского района Тверской области к Правительству Тверской области и Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области удовлетворить.

Обязать Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в пределах компетенции каждого из административных ответчиков в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать и провести работы по установлению границ особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «парк Толстиково», расположенного в Рамешковском районе Тверской области с подготовкой карты (плана) землеустройства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы в Заволжский районный суд г. Твери.

Председательствующий                                  Д.А. Иванов

В окончательной форме решение принято 24.10.2018 г.

Судья                                             Д.А. Иванов

2а-2113/2018 ~ М-1796/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Рамешковского района Тверской области Горячев В.А.
Ответчики
Министерство природных ресурсов Тверской области
Правительство Тверской области
Другие
Администрация Рамешковского района Тверской области
Управление Росреестра Тверской области
Администрация Кушалинского с/п Рамешковского района Тверской области
Рамешковский отдел лесного хозяйства ГКУ «Бежецкое лесничество»
ГКУ «Государственная инспекция по охране объектов животного мира и окружающей среды Тверской области»
Министерство лесного хозяйства Тверской области
Суд
Заволжский районный суд г. Твери
Судья
Иванов Д.А.
25.07.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
25.07.2018[Адм.] Передача материалов судье
25.07.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
25.07.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2018[Адм.] Судебное заседание
21.09.2018[Адм.] Судебное заседание
19.10.2018[Адм.] Судебное заседание
24.10.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2020[Адм.] Дело оформлено
27.01.2020[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее