П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«17» января 2012 года г. Улан-Удэ
Мировой судья судебного участка №7 Железнодорожного района г. Улан-Удэ РБ Сагаева Б.В., рассмотревв открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, расположенной в <АДРЕС>,
-привлекающегося к административной ответственности по ст. 14.6 ч.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
В протоколе об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА> указано, что при рассмотрении обращения <ОБЕЗЛИЧИНО> от <ДАТА> по факту нарушения Республиканской службой по тарифам Республики Бурятии установленного порядка регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии было выявлено, что Республиканская служба по тарифам РБ приказом от <ДАТА> <НОМЕР> «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями» для сетей <ОБЕЗЛИЧИНО> были установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с <ОБЕЗЛИЧИНО> которые содержат величину ставки на оплату технологического расхода (потерь) равную нулю, что противоречит п. 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ <НОМЕР> от <ДАТА>, а также п. 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России <НОМЕР> от <ДАТА> Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия допущено нарушение установленного порядка регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Представитель Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее РСТ РБ) Синицына А.В. в судебном заседании просила прекратить производство по делу, мотивируя следующим. <ОБЕЗЛИЧИНО> правопреемником которого является <ОБЕЗЛИЧИНО> участвует в расчете единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия начиная с <ДАТА> В <ДАТА>, исходя из представленных <ОБЕЗЛИЧИНО> материалов и договоров со сбытовыми организациями <ОБЕЗЛИЧИНО> <ОБЕЗЛИЧИНО> произведена экспертная оценка НВВ для включения ее в единый (котловой) тариф по региональным электрическим сетям на <ДАТА>. В соответствии с п. 5 2 «Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утвержденных приказом ФСТ России от <ДАТА> <НОМЕР>, НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций, избыток (недостаток) финансовых средств по заключенным договорам учитывается для расчета индивидуальных тарифов между парами сетевых организаций. РСТ РБ в <ДАТА> были рассчитаны индивидуальные тарифы в соответствии с имеющимися договорными отношениями между филиалом <ОБЕЗЛИЧИНО> и <ОБЕЗЛИЧИНО> При установлении ставки на оплату потерь на плановый объем предусмотренный договором <ОБЕЗЛИЧИНО> получит убытки, а <ОБЕЗЛИЧИНО>Бурятэнерго» избыток средств, превышающий НВВ. <ОБЕЗЛИЧИНО> и <ОБЕЗЛИЧИНО> направили в адрес РСТ РБ согласование индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом <ОБЕЗЛИЧИНО> и <ОБЕЗЛИЧИНО> в котором затраты на плановые потери учтены в ставке по содержанию сетей, поэтому нулевая ставка по оплате потерь, ни коем образом не ущемляет интересы указанных сетевых организаций. Кроме того, <ДАТА> вступило в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия по делу <НОМЕР>. В соответствии с данным решением приложение <НОМЕР> к приказу РСТ РБ от <ДАТА> <НОМЕР> "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями" признано соответствующим федеральному закону от <ДАТА> <НОМЕР> «Об электроэнергетике», постановлению Правительства РФ от <ДАТА> <НОМЕР> «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».
Выслушав представителя РСТ РБ, изучив материалы дела, суд считает приходит к следующему.
В силу положений ст. 26.2ч.1 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Приказом региональной службы по тарифам Республики Бурятия от <ДАТА> <НОМЕР> «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на <ДАТА>» установлены и введены в действие с <ДАТА> индивидуальные тарифы на услуги по передаче электроэнергии для расчетов между сетевыми организациями Республики Бурятия.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определение полномочий органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от <ДАТА> <НОМЕР> "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
На основании статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА> <НОМЕР> утверждены Основы ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования) и «Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Правила государственного регулирования тарифов).
В соответствии с абзацем седьмым ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", п. 16, 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, с учетом ее затрат и необходимой валовой выручки.
Согласно пункту 16 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) нерасчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
В соответствии со статьей 4 Закона об электроэнергетике нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, в том числе утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков, утверждает существенные условия договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА> <НОМЕР> утверждены Правила оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности (далее -Постановление Правительства РФ <НОМЕР>).
Пунктом 9 Постановления Правительства РФ <НОМЕР> предусмотрено, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов необходимо с <ДАТА> пересмотреть установленные на <ДАТА> тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, с учетом подпункта "а", абзацев первого и второго подпункта "б" пункта б настоящего Постановления и исходя из увеличения среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков не более чем на 15 процентов. По согласованию с Федеральной службой по тарифам органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов вправе распространить действие решений о снижении указанных в настоящем пункте тарифов и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на правоотношения, возникшие с <ДАТА>
Как установлено в судебном заседании <ОБЕЗЛИЧИНО> согласованы индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, для взаиморасчетов между <ОБЕЗЛИЧИНО> и <ОБЕЗЛИЧИНО> установленных приказом РТС РБ от <ДАТА> <НОМЕР>. Общество согласовало расчет индивидуального тарифа, а также тарифно-балансовое решение при котором ставка на оплату технологических потерь составляет 0,0руб.
Исполнение РСТ РБ данного постановления повлекло снижение тарифов на услуги по передаче электрической энергии и пересмотр НВВ организаций, в связи с чем, <ДАТА> года Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия издан приказ « О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия». В связи сизменением единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в целях приведения в соответствие с законодательством индивидуальных тарифов РТС РБ принят приказ от <ДАТА> <НОМЕР> «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями».
Таким образом, основанием для вынесения Приказа от <ДАТА> <НОМЕР> «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями» явилось Постановление от <ДАТА> <НОМЕР> Правительства Российской Федерации, являющегося уполномоченным органом в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики, в том числе по утверждению правил оптового рынка.
Учитывая, что проект решения РСТ РБ о снижении тарифа на услуги по передаче электроэнергии согласован Федеральной службой но тарифам, судья приходит к выводу о соответствии приказа Закону об электроэнергетике, Постановлению Правительства РФ от 26.-2.2004 <НОМЕР>, Постановлению Правительства РФ от <ДАТА> <НОМЕР>.
Так приказом Федеральной службы по тарифам от <ДАТА> N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания), которые определяют порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от <ДАТА> N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Статья 4 "Об электроэнергетике" устанавливает, что нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти (пункт 1).
На основании пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 03.02.2005 № 29 (далее - Положение) РСТ РБ является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия, а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия. Пунктом 3.8 данного Положения установлено, что РСТ РБ устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Приказом <НОМЕР> от <ДАТА> установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями без указания конкретных потребителей, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от<ДАТА> в удовлетворении требований <ОБЕЗЛИЧИНО> отказано. Приложение <НОМЕР> к Приказу Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия <НОМЕР> от <ДАТА> « Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на <ДАТА>» признан соответствующим Федеральному закону от <ДАТА> г. <НОМЕР> « Об электроэнергетике», постановлению Правительства Российской Федерации от <ДАТА> <НОМЕР> «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в российской Федерации».
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии нарушений установленного порядка регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина РСТ РБ в совершении указанного правонарушения в суде не установлена.
В связи с этим судом не усматривается в действиях РСТ РБ состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 ч.2 КоАП РФ, производство по делу надлежит прекратить на основании п.2 ст. 24.5 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА> <НОМЕР> при рассмотрении дел об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст.1.5 КРФоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в отношении Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия на основании п.2 ст.24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Мировой судья Б.В.Сагаева