2а-689/2022 ... |
|
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Айкино |
7 июля 2022 года |
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Таскаевой М.Н.,
при секретаре Макаровой М.А.,
с участием административного истца Васильева А.А.,
представителя административных ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, заинтересованного лица ... А., действующей на основании доверенностей,
представителя административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, заинтересованного лица ... В., действующего на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Васильева А.А. к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания, ФКУ ИК-1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о признании незаконным бездействия, повлекшего нарушение условий содержания, присуждении компенсации за нарушение условий содержания,
установил:
Васильев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми (далее – ФКУ ИК-1), ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми (далее – ФКУ СИЗО-1), ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), повлекших нарушение условий содержания, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в размере 250000 рублей.
Суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица ... и выделил требования Васильева А.А. к ФКУ СИЗО-1, ФКУ ИК-1 в отдельное производство.
Требования Васильева А.А. к ФКУ ИК-1, ФСИН России мотивированы с учетом последующих уточнений отсутствием горячего водоснабжения в камерах отрядов № ... и №... ФКУ ИК-1, где он содержался в период с 11.09.2014 по 18.09.2014, с 02.10.2014 по 04.12.2014, а также отключением холодного водоснабжения (канализации) в ночное время суток.
Требования Васильева А.А. к ФКУ СИЗО-1, ФСИН России обоснованы отсутствием горячего водоснабжения в период его содержания в следственном изоляторе с 24.12.2013 по 11.09.2014, с 18.09.2014 по 02.10.2014, с 04.12.2014 по 03.11.2016.
Административными ответчиками ФКУ ИК-1, ФКУ СИЗО-1, ФСИН России иск Васильева А.А. не признан, поданы письменные возражения.
Административный истец Васильев А.А. в судебном заседании уточнил исковые требования, исключив из оспариваемого периода пребывание в карантинном отделении ФКУ ИК-1 с 03.11.2016 по 15.11.2016, согласившись с доводами ответчика о наличии в данный период горячего водоснабжения, на удовлетворении остальной части иска настаивал.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-1, ФСИН России, заинтересованного лица ... просила в удовлетворении иска отказать, указав, что горячее водоснабжение в отряды было подведено в 2019 году, в карантинном отделении в оспариваемый период горячее водоснабжение имелось.
Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-1, ФСИН России, заинтересованного лица ... просил в иске Васильеву А.А. отказать как по мотиву пропуска предусмотренного ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока, так и по существу согласно доводам письменных возражений.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация предусмотрен принцип уважения и охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечения законности применения средств их исправления, их правовой защиты и личной безопасности при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Указанной нормой права установлены особенности правового положения осужденных как лиц, подвергнутых уголовному наказанию: при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, но с учетом определенных изъятий и ограничений, что соответствует положениям 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение прав и свобод осужденных осуществляется в указанных интересах как нормами уголовного законодательства, в которых применительно к конкретному виду наказания определен объем лишений или ограничений прав и свобод для этих лиц, так и нормами уголовно-исполнительного законодательства на этапе исполнения наказания, а также иными федеральными законами.
При этом государство должно гарантировать лицу, содержащемуся под стражей, условия, совместимые с его человеческим достоинством, и что метод и способы исполнения меры лишения свободы не подвергают лицо страданиям и тяготам такой степени, что они превышают неизбежную степень страданий, присущих содержанию под стражей. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», пунктам 4, 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба исполнения наказаний входит в систему федеральных органов исполнительной власти и осуществляет публичные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапированию, конвоированию, а также контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Эти государственные полномочия в силу пункта 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации о 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет как непосредственно, так и через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с ч. 1 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном ст. 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
В соответствии со ст. ст. 1, 3 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.
Согласно п. 1 ст. 13 данного Закона учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической и социальной сферы.
Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией
Согласно статье 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В свою очередь, ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Указанные нормы введены в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и применяются с 27.01.2020, с учетом чего поданный Васильевым А.А. после указанной даты административный иск подлежит рассмотрению в порядке, установленном ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В условиях содержания лишенных свободы лиц с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых и санитарных условий (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).
В соответствии с п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии с ч.5 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно материалам дела, осужденный Васильев А.А., 09.06.2014 осужден Сыктывкарским городским судом Республики Коми к двум годам лишения свободы; 01.06.2016 вновь осужден Сыктывкарским городским судом Республики Коми к 6 годам 5 месяцам лишения свободы, путем частичного сложения наказаний - к 6 годам 7 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В период с 24.12.2013 по 11.09.2014, с 18.09.2014 по 02.10.2014, с 04.12.2014 по 03.11.2016 Васильев А.А. содержался в ФКУ ИК СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми; в период с 11.09.2014 по 18.09.2014, с 02.10.2014 по 04.12.2014 – в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
В соответствии с ч.1.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании бездействия организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Поскольку с декабря 2013 года и до настоящего времени Васильев А.А. непрерывно содержался под стражей и отбывает наказание в учреждениях системы исполнения наказаний, ФКУ СИЗО-1 входит в структуру ФСИН, вопреки доводам административных ответчиков, срок для предъявления настоящего искового заявления не является пропущенным.
В соответствии с п. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В силу положений статей 1, 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с действовавшей в периоды содержания Васильева А.А. в ФКУ СИЗО-1, ФКУ ИК-1 Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-дсп (далее - СП 17-02), здания ИУ и СУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» (п. 20.1).
Согласно пункту 20.5 Инструкции СП 17-02, подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
Согласно приложению А к Приказу № 130-дсп от 02.06.2003, данный нормативный акт разработан на основе стандартов, в том числе Приказа Минюста России от 28.05.2001 № 161 «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России (СП 15-01 Минюста России)», пункту 14.15 которого подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к умывальникам, в том числе в камерах.
В соответствии с п.1.1 СП 17-02 нормы настоящей Инструкции должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15.04.2016 № 245/пр утвержден и введен в действие с 04.07.2016 Свод правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования». Данный Свод правил зарегистрирован Росстандартом 24.05.2016 (СП 247.1325800.2016).
Согласно п.1.1 указанного Свода правил, он устанавливает нормы проектирования и распространяется на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов (СИЗО).
Пунктом 19.1 СП 247.1325800.2016 предусмотрено, что здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 («Внутренний водопровод и канализация зданий»), СП 31.13330 («Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»), СП 32.13330 («Канализация. Наружные сети и сооружения»), СП 118.13330 («Общественные здания и сооружения»).
Согласно п.19.5 указанного Свода правил СП 247.1325800.2016, подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе к умывальникам в камерах.
В соответствии с п. 19.2.1 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, (введен в действие с 21.04.2018), здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов.
Согласно п. 19.2.5, подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям ИУ, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.
Таким образом, вопреки доводам административных ответчиков, обеспечение помещений СИЗО, исправительных колоний горячим водоснабжением являлось и является обязательным, следовательно, неисполнение последними требований закона влечет нарушение прав подозреваемого, обвиняемого, осужденного на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности, что относится к нарушениям условий содержания в учреждениях системы ФСИН.
Судом установлено, что в периоды содержания Васильева А.А. в ФКУ СИЗО-1 (с 24.12.2013 по 11.09.2014, с 18.09.2014 по 02.10.2014, с 04.12.2014 по 03.11.2016), в ФКУ ИК-1 (с 11.09.2014 по 18.09.2014, с 02.10.2014 по 04.12.2014) горячая вода в камерах отсутствовала, что административными ответчиками не оспорено.
Горячее водоснабжение подведено в здание ФКУ ИК-1 только в 2019 году, при этом в карантинном отделении ФКУ ИК-1, где истец пребывал с 03.11.2016 по 15.11.2016, имелась горячая вода, с чем Васильев А.А. в судебном заседании согласился.
Доказательств обеспеченности камер ФКУ СИЗО-1 горячим водоснабжением в оспариваемый истцом период административным ответчиком не представлено.
Доводы административного ответчика ФКУ СИЗО-1 об отсутствии нарушений условий содержания административного истца со ссылкой на пункты 20, 22 и 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189, предписывающих обязательное оборудование системой горячего водоснабжения только камер режимного корпуса, предназначенных для содержания несовершеннолетних и женщин, а также на наличие в камерах водонагревательных приборов (электрочайники, электрокипятильники) судом отклоняются, поскольку отсутствие в Правилах требований об обязательном оборудовании системой горячего водоснабжения совершеннолетних лиц мужского пола и наличие электрических приборов в камерах, не свидетельствуют о полноценной возможности для удовлетворения гигиенических нужд осужденных и признания условий содержания этих лиц в отсутствие горячего водоснабжения надлежащими.
Из пояснений административных ответчиков следует, что подозреваемые и осужденные имели возможность еженедельно посещать баню, к которой подведена система горячего водоснабжения, необходимость в самостоятельной стирке белья у них отсутствовала, т.к. стирка осуществляется в банно-прачечном комплексе, после чего чистое белье выдавалось содержащимся в учреждениях лицам.
Отсутствие горячего водоснабжения в камерах ФКУ ИК-1, а также в ФКУ СИЗО-1, где содержался административный истец порядка 34 месяцев (суммарно), является нарушением условий его содержания и влечет для осуждённого определенный уровень страданий, который истец вынужден был претерпевать ввиду неудобств при выполнении ежедневных гигиенических помывочных процедур, подлежащий соответствующей компенсации в соответствии со ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, иск Васильева А.А. о признании ненадлежащими условий его содержания в ФКУ ИК-1, ФКУ СИЗО-1 в отсутствие горячего водоснабжения в камерах за периоды с 11.09.2014 по 18.09.2014, с 02.10.2014 по 04.12.2014 и с 24.12.2013 по 11.09.2014, с 18.09.2014 по 02.10.2014, с 04.12.2014 по 03.11.2016 соответственно и взыскании компенсации за нарушение ответчиками условий содержания является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Определяя размер компенсации за нарушение условий содержания осужденного, суд учитывает характер и продолжительность нарушения, которое не повлекло серьёзных последствий для истца, принцип разумности, возможность использования водонагревательных приборов, еженедельную помывку в бане, частично компенсировавших отсутствие горячего водоснабжения в камерах, полагая отвечающим требованиям разумности и справедливости сумму 32 000 рублей.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для признания ненадлежащими условий содержания в связи с отключением холодного водоснабжения (канализации) в ночное время суток.
Так, согласно ответу Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждении от 14.06.2022 № ..., данные доводы Васильева А.А. были предметом прокурорской проверки с привлечением специалиста ЦГСН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, в ходе которой было установлено, что подача холодного водоснабжения на объекты ФКУ ИК-1, в том числе общежития отрядов не ограничивалась.
Также, согласно справке главного энергетика ЭМГ ФКУ ИК-1, подача холодного водоснабжения в зданиях общежитий в течение суток не прекращается.
Таким образом, доводы Васильева А.А. об отключении холодного водоснабжения (канализации) в ночное время суток опровергаются материалами дела.
Письменные показания осужденных Б., Г., Д., Е., направленные Васильевым А.А. для приобщения к материалам дела, судом во внимание не принимаются, поскольку данные осужденные, согласно их объяснениям, отбывали наказание в колонии в иной, нежели заявленный в иске Васильевым А.А. период, кроме того, данные осужденные не предупреждались судом об ответственности по ст.307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложных показаний.
Ссылка административного истца на апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми № 33а-5970/2021 отклоняется, поскольку обстоятельства, установленные судами по иным делам, преюдициальными для разрешения настоящего дела не являются, кроме того, предметом судебной проверки в рамках административного дела № 33а-5970/2021 являлись условия содержания осужденного Ж. в ФКУ ИК-1 в период с 2018 по 2020 годы, что также не отнесено к заявленному Васильевым А.А. периоду.
С учетом положений части 4 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подпункта 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, компенсация за нарушение условий содержания Васильева А.А. подлежит взысканию с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания России.
Руководствуясь статьями 175-180, 227, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Васильева А.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным и нарушающим права осуждённого Васильева А.А. бездействие администрации ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившееся в необеспечении Васильева А.А. горячим водоснабжением в камере для отбывания наказания в период с 11 по 18 сентября 2014 года и с 2 октября по 4 декабря 2014 года.
Признать незаконным и нарушающим права осуждённого Васильева А.А. бездействие администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившееся в необеспечении Васильева А.А. горячим водоснабжением в камере в период с 24 декабря 2013 года по 11 сентября 2014 года, с 18 сентября по 2 октября 2014 года, с 4 декабря 2014 года по 03 ноября 2016 года.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Васильева А.А. компенсацию за нарушение условий содержания в размере 32 000 рублей.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В удовлетворении требований Васильева А.А. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконным бездействия, повлекшего нарушение условий содержания отключением холодной воды (канализации) в ночное время суток, взыскании компенсации отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.Н.Таскаева
...