в„– 2Р°-2359/2021
РЈРР” 13RS0025-01-2021-004893-49
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
20 декабря 2021г. г.Саранск
Октябрьский районный СЃСѓРґ Рі.Саранска Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Р.Рќ.Фомкиной, СЃ участием РІ судебном заседании РІ качестве секретаря судебного заседания Рў.Р’.РќРёРєРѕРЅРѕРІРѕР№,
представителя административного ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏВ» Сыркина Рќ.Р.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Рвашкина Рльи Владимировича Рє Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏВ» Рѕ признании незаконным решения призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рѕ призыве РЅР° военную службу,
установил:
административный истец обратился с административным исковым заявлением, указав, что в рамках осеннего призыва 2021г. в отношении административного истца было принято решение о призыве на военную службу и выдана повестка на отправку на 14 декабря 2021г. Во время мероприятий по призыву предъявлял жалобы на повышенное артериальное давление. Считает, что надлежащего исследования состояния здоровья проведено не было, решение призывной комиссии выносилось исключительно строясь на мнении врачей специалистов, без обследования в медицинских учреждениях.
На основании изложенного и со ссылкой на требования статей 26, пункта 7 статьи 28, пункта 4 статьи 29 Федерального закона от 28 марта 1998г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» просит признать незаконным решение призывной комиссии протокол №21 от 29 октября 2021г. о призыве на военную службу.
Р’ судебное заседание административный истец Рвашкин Р.Р’. РЅРµ явился, представил заявление СЃ РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№ рассмотреть дело РІ его отсутствие, требования, изложенные РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявление РїСЂРѕСЃРёР» удовлетворить.
Р’ судебном заседании представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏВ» Сыркин Рќ.Р. исковые требования РЅРµ признал, РїСЂРѕСЃРёР» отказать РІ удовлетворении РёСЃРєР°, Рѕ чем представил письменные возражения.
Суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В силу статьи 5.1 указанного Закона, граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе, Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями, В - ограниченно годен к военной службе, Г - временно не годен к военной службе, Д - не годен к военной службе.
Граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование.
Статьей 28 названного Федерального закона определены обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии; в частности, пунктом 1 установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности. Пунктом 7 названной статьи регламентированы вопросы обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј Рё следует РёР· материалов дела Рвашкин Р.Р’. <дата> РіРѕРґР° рождения состоит РЅР° РІРѕРёРЅСЃРєРѕРј учете РІ Военном комиссариате Рі.Саранск СЃ 17 февраля 2015Рі. Согласно выписке РёР· дела протоколов заседаний призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рі.Саранск протокол в„–29 РѕС‚ 11 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2016Рі. Рвашкину Р.Р’. установлена категория годности Рђ, РїРї. 2, СЃ предоставлением отсрочки РѕС‚ призыва РЅР° военную службу РґРѕ 2021Рі. РїРѕ подпункту «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона РѕС‚ 28 марта 1998 Рі. в„–53-ФЗ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ обучением РїРѕ очной форме обучения.
РР· РєРѕРїРёРё личного дела призывника Рвашкина Р.Р’. следует, что 18 октября 2021Рі. РІ отношении административного истца было проведено медицинское освидетельствование, РїРѕ результатам которого врач-терапевт СЃ учетом жалоб призывника РЅР° <...>, пришел Рє заключению РѕР± обследовании РІ условиях ГБУЗ Р Рњ «Поликлиника в„–4В» СЃ СЏРІРєРѕР№ РЅР° повторное освидетельствование 29 октября 2021Рі. Было проведено медицинское обследование, проведена эхокардиография, заключение приобщено Рє личному делу призывника.
29 октября 2021 РіРѕРґР° после обследования РІ ГБУЗ Р Рњ «Поликлиника в„–4В», Рвашкиным Р.Р’. пройдено медицинское освидетельствование, РіРґРµ РѕРЅ был освидетельствован всеми врачами специалистами. Врач-терапевт после проведенного обследования выставила Рвашкину Р.Р’. категорию годности, Рѕ чем был составлен лист медицинского освидетельствования.
РџРѕ результатам медицинского освидетельствования, ему была определена категория годности «А-2В» (годен Рє военной службе). РџСЂРё проведении Рвашкину Р.Р’. медицинского освидетельствования были учтены РІСЃРµ его жалобы РЅР° состояние Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Рё РІСЃРµ медицинские документы, которые находятся РІ личном деле призывника. Вместе СЃ тем, РІ личном деле призывника отсутствуют документы, свидетельствующие Рѕ наличии Сѓ административного истца заболевания В«<...>В».
Рвашкин Р.Р’. был направлен РЅР° заседание призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё. Решением призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рі. Саранск РѕС‚ 29 октября 2021Рі. РѕРЅ призван РЅР° военную службу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
К обязанностям призывной комиссии не относится определение и вынесение медицинского заключения о годности к военной службе гражданина по состоянию здоровья.
Согласно пункту 2 статьи 5.1 указанного Закона, заключение о годности гражданина к военной службе дает врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан по результатам медицинского освидетельствования.
В соответствии с пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
При несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, порядок его оспаривания предусмотрен путем заявления о несогласии с заключением о годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования в призывную комиссию субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования (пункт 2 статьи 29 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и путем производства независимой военно-врачебной экспертизы.
Р’ соответствии СЃ пунктом 1 приложения в„–31 Рє Рнструкции РїРѕ подготовке Рё проведению мероприятий, связанных СЃ призывом РЅР° военную службу граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РЅРµ пребывающих РІ запасе, утвержденной Приказом Министра РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 02 октября 2007 Рі. в„–400 «О мерах РїРѕ реализации Постановления Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 11 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2006Рі. в„–663В», предусмотрено, что граждане, вызываемые РЅР° медицинское освидетельствование Рё заседание призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, обязаны лично прибыть РІ военный комиссариат (РЅР° призывной РїСѓРЅРєС‚), имея РїСЂРё себе, РІ том числе медицинские документы Рѕ состоянии Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ.
После изучения всех жалоб, анамнеза, результатов клинико-инструментальных методов исследования, оценки состояния Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ призывника, Р° также медицинских заключений РёР· учреждений, входящих РІ перечень (реестр) учреждений, предназначенных для обследования (лечения) граждан, подлежащих призыву, Рё РІ строгом соответствии СЃ Расписанием болезней, утвержденным Постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„–565, вынесено заключение Рѕ категории годности Рє военной службе Рвашкина Р.Р’.
РџСЂРё таких обстоятельствах, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что призывная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ Рі. Саранск выполнила возложенную законом обязанность РїРѕ организации медицинского освидетельствования Рвашкина Р.Р’., РІ целях исключения возникших сомнений направила его РЅР° дополнительное медицинское освидетельствование, РїСЂРё этом Рвашкин Р.Р’. каких-либо медицинских документов, подтверждающих наличие заболевания, препятствующего призыву Рё прохождению военной службы РЅРµ представил, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем решение призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рі. Саранск принято РІ соответствии СЃ установленным РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј Рё РїСЂРё наличии Рє тому оснований, СЃ учетом всей совокупности медицинских данных Рѕ состоянии Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ административного истца, категории годности Рє военной службе.
РљСЂРѕРјРµ того, Рвашкин Р.Р’. был вправе провести независимую военно-врачебную экспертизу РІ соответствии СЃ Постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 04 июля 2013Рі. в„–565, РїРѕ его заявлению, РІ выбранном РёРј экспертном учреждении, Рё Р·Р° счет собственных средств, однако СЃРІРѕРёРј правом административный истец РЅРµ воспользовался.
Рвашкиным Р.Р’. РЅРµ были представлены доказательства, дающие основания для установления РёРЅРѕР№ категории годности Рё которые Р±С‹ опровергали правомерность оспариваемого решения. Административный истец обязан был представить СЃСѓРґСѓ РїСЂРё подаче РёСЃРєР° доказательства, подтверждающие нарушение его прав, чего Рвашкиным Р.Р’. также РЅРµ выполнено. Р’ соответствии СЃ вышеуказанными положениями действующего законодательства право определять категорию годности Рє военной службе, принадлежит исключительно органам военно-врачебной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё.
Рвашкин Р.Р’. медицинского освидетельствования РІ независимой военно-врачебной экспертизе СЃ целью опровержения заключения Р’Р’Рљ РЅРµ РїСЂРѕС…РѕРґРёР». Таким образом, административным истцом РЅРµ были представлены доказательства, которые Р±С‹ свидетельствовали Рѕ наличии Сѓ него заболеваний, дающих основания для установления РёРЅРѕР№ категории годности. Жалобы призывника РЅР° <...> РїСЂРё отсутствии данных медицинского заключения РЅРµ являются достаточным основанием для признания гражданина негодным Рє военной службе. РџРѕ мнению СЃСѓРґР°, административный истец РЅРµ лишен возможности представить РІ призывную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ необходимые результаты исследований РїСЂРё прохождении медицинского освидетельствования РІ период очередного призыва, Р° также - обращения РІ организацию, производящую независимую военно-врачебную экспертизу, для подтверждения права РЅР° освобождение РѕС‚ призыва РЅР° военную службу Рё подтверждения категории годности Рє военной службе.
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного, оценивая достаточность Рё взаимную СЃРІСЏР·СЊ представленных сторонами доказательств РІ РёС… совокупности, разрешая дело РїРѕ представленным доказательствам, РІ пределах заявленных административными истцом требований Рё РїРѕ указанным РёРј основаниям, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации,
решил:
административные исковые требования Рвашкина Рльи Владимировича Рє Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏВ» Рѕ признании незаконным решения призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рѕ призыве РЅР° военную службу, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ - Р.Рќ.Фомкина
Мотивированное решение составлено 20 декабря 2021г.