Дело №2-630/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2019 года город Саратов
Фрунзенский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Шустовой И.Н.,
при секретаре Мажидовой Д.С.,
с участием истца Яковлева С.Ю., представителя истца Яковлева С.Ю. – Евсеева В.В., действующего на основании доверенности от 20.02.2019 года, представителя ответчика Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова – Мещеряковой А.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Яковлева ФИО8 к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г Саратова о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, признании принявшим наследство,
установил:
истец Яковлев С.Ю. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г Саратова (далее УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова) о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, признании принявшим наследство.
Мотивирует требования тем, что 15.04.2013 года умерла его мама Яковлева Л.М, 29.03.1938 года рождения.
В январе 2019 года истец обратился к ответчику с заявлением по вопросу выплаты пенсионных накоплений умершей матери и получил отказ, так как им пропущен срок.
Поскольку Яковлев С.Ю. не знал о пенсионных накоплениях своей матери, он полагает, что срок пропущен им по уважительной причине.
Считая свои права нарушенными, истец просит восстановить срок для обращения в ОПФР по Саратовской области УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова за выплатой средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица Яковлевой Л.М., вынести решение о признании наследника Яковлева С.Ю. принявшим наследство.
Истец Яковлев С.Ю. и его представитель по доверенности Евсеев В.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова по доверенности Мещерякова А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку истцом не доказана уважительность причины пропуска срока за обращением с заявлением о выплате пенсионных накоплений умершего застрахованного лица и, кроме того, у Яковлевой Л.М. отсутствуют средства пенсионных накоплений о которых заявляет истец.
Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, основываясь на конституционном принципе состязательности сторон и обязанности предоставления сторонами доказательств в обоснование заявленных требований и возражений, оценив доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Право оценки доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Согласно ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что 15.04.2013 года умерла Яковлева Л.М., 29.03.1938 года рождения, являющаяся матерью Яковлева С.Ю., что подтверждается свидетельством о смерти от 15.04.2013 года и свидетельством о рождении от 18.03.1993 года
24.10.2013 года Яковлев С.Ю. обратился к нотариусу нотариального округа г. Саратов Алдимировой Т.Н. с заявлением о принятии наследства после умершей Яковлевой Л.М.
14.11.2013 года и 28.11.2013 года Яковлеву С.Ю. выданы свидетельства о праве на наследство по закону после умершей Яковлевой Л.М.
В январе 2019 года Яковлев С.Ю. обратился в УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершей матери Яковлевой Л.М..
16.01.2019 года УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова отказало Яковлеву С.Ю. в удовлетворении заявления, поскольку им пропущен 6 месячный срок на обращение с данным заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии или до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений в соответствии с ч. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии заявления застрахованного лица о распоряжении средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, подлежащие выплате родственникам умершего застрахованного лица, указанным в ч. 7 настоящей статьи, распределяются между ними в равных долях.
Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой к страховщику, у которого формировались средства пенсионных накоплений на дату смерти застрахованного лица, в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего указанный срок.
Аналогичные нормы содержатся и в ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации".
Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» в случае, предусмотренном ч. 6 настоящей статьи, правопреемникам умершего застрахованного лица из числа лиц, указанных в заявлении застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица либо определенных в договоре об обязательном пенсионном страховании, осуществляется выплата этих средств.
В случае отсутствия указанного заявления застрахованного лица либо определения правопреемников в договоре об обязательном пенсионном страховании выплата осуществляется правопреемникам умершего застрахованного лица из числа родственников, к которым относятся его дети, в том числе усыновленные, супруга (супруг), родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности: в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супруге (супругу) и родителям (усыновителям); во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре законодательства и судебной практики за 3 квартал 2008 года (вопрос 3), восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока.
Следовательно, при рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность.
Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств. Как правило, такими причинами являются: болезнь, длительность командировки, ненадлежащее исполнение законными представителями правопреемников, не обладающих дееспособностью в полном объеме, возложенных на них законодательством функций и тому подобное.
Из анализа указанных выше норм следует, что наличие уважительных причин, являющихся основанием для восстановления срока обращения в пенсионный орган за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, должно быть обусловлено наступлением исключительных объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению правопреемника за выплатой, как-то болезнь, длительная командировка, необходимость ухода за тяжело больным членом семьи и т.п.
Между тем доказательств наличия объективных причин, препятствующих истцу в шестимесячный срок обратиться к ответчику с соответствующим заявлением, в материалы настоящего дела не представлено.
Доводы истца об отсутствии у него информации о наличии средств пенсионных накоплений умершей матери судя полагает несостоятельными, поскольку отсутствие у Яковлева С.Ю. соответствующих сведений не может быть расценено в качестве уважительных причин для восстановления пропущенного срока. При этом суд учитывает, что информация о правах на получение средств пенсионных накоплений в случае смерти застрахованного лица носит общедоступный характер, поэтому истец, обладая необходимой степенью грамотности, позволившей ему реализовать право на вступление в наследство путем обращения к нотариусу, мог беспрепятственно узнать о своих правах, связанных с выплатой средств пенсионных накоплений.
Ссылки истца на не извещение его ответчиком о наличии средств пенсионных накоплений и возможности их получения суд в данном конкретном деле также оцениваются как несостоятельные.
В соответствии с п. 9 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 711 и действующих с 1 января 2015 года, территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников по заявлению о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
При наличии информации о правопреемниках по закону территориальный орган Фонда принимает меры по их извещению.
Доказательства того, что УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова располагало информацией об истце как правопреемнике Яковлевой Л.М. по закону, в материалах дела отсутствуют. Согласно сообщения Государственного учреждения – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области от 08.04.2019 года Яковлева Л.М. при жизни с заявлением о распределении средств пенсионных накоплений в территориальные органы ПФР по Саратовской области не обращалась.
Учитывая, что истец обратился в суд с настоящим иском спустя более 5 лет после смерти матери, при этом не представил доказательств того, что срок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений был пропущен им по уважительным причинам, которые носили исключительный характер и были связаны с личностью правопреемника, у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска.
Кроме того, как следует из сообщения Государственного учреждения – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области от 08.04.2019 года по данным ПТК «Клиентская служба ПФР» в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица Яковлевой Л.М., отсутствуют средства пенсионных накоплений на финансирование накопительной пенсии.
Таким образом, требования истца о восстановлении срока для обращения в ОПФР по Саратовской области УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова за выплатой средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица Яковлевой Л.М. удовлетворению не подлежат.
Так же не подлежат удовлетворению требования истца о признании его принявшим наследство, поскольку из системного толкования ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 11,12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что защите подлежит лишь нарушенное право, а согласно имеющейся в материалах дела копии наследственного дела после умершей Яковлевой Л.М. следует, что Яковлев С.Ю. принял наследство в установленный законом срок.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
в удовлетворении исковых требований Яковлева ФИО9 к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г Саратова о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, признании принявшим наследство, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 12 апреля 2019 года.
Судья подпись И.Н. Шустова