№ 16-297/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Владивосток 20 января 2021 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу Курбанова <данные изъяты> на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 38 города Нерюнгри Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – начальника правового управления администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» Курбанова Р.В.
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 38 города Нерюнгри Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – начальник правового управления администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» Курбанов Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Курбанов Р.В. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы Курбанова Р.В., материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 данного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона № 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона № 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона № 59-ФЗ).
В пунктах 1, 4 части 1 статьи 10 названного Федерального закона закреплено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Этот срок может быть продлен при условиях, названных в части 2 этой статьи.
Как усматривается из материалов дела, в январе 2020 года в прокуратуру г. Нерюнгри поступило коллективное обращение работников МБУК «Нерюнгринская цетрализованная библиотечная система» (далее - МБУК «НЦБС») ФИО3, ФИО4, ФИО5 по вопросу нарушений порядка назначения компенсационных и стимулирующих частей заработной платы.
Актом проверки муниципального образования «Нерюнгринский район» от ДД.ММ.ГГГГ, актом служебной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что нарушен порядок премирования работникам библиотеки по итогам работы за 9 месяцев 2019 года.
ДД.ММ.ГГГГ заведующий СА ИБО ФИО4 и заведующая ОКиО МБУК «НЦБС» ФИО5 обратились к главе муниципального образования «Нерюнгринский район» с заявлением о перерасчете и начислении премиальных выплат за выполнение особо важных и срочных работ в абсолютном размере за работу по реализации Национального проекта «Культура» Российской Федерации по созданию модельной библиотеки № <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО5 дан ответ (исх. №) за подписью первого заместителя главы района ФИО6, где исполнителем, в том числе являлся, начальник правового управления Нерюнгринской районной администрации ФИО1, о том, что ранее была проведена прокурорская проверка и выявленные нарушения устранены, рекомендовано обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.
Также из ответа муниципального образования «Нерюнгринский район» от ДД.ММ.ГГГГ адресованного заявителям, следует, что в соответствии с представлением прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ № должностное лицо МБУК НЦБС, допустившее нарушение трудового законодательства в части премирования работников учреждения, привлечено к дисциплинарной ответственности, заявителям разъяснено право на обращение в суд.
Однако вопрос о проведении перерасчета премиальных выплат работникам ФИО4 и ФИО5 был решен только в рамках проведения повторной проверки прокуратурой г. Нерюнгри в августе 2020 года.
Таким образом, Курбанов Р.В. являясь начальником правового направления Нерюнгринской районной администрации, не принял должных мер по обеспечению полного и всестороннего обращения граждан, направленных на защиту нарушенных прав, свобод и их законных интересов, поскольку достоверно зная о допущенных нарушениях трудового законодательства в отношении заявителей, к рассмотрению обращения от ДД.ММ.ГГГГ отнесся формально, не всесторонне и не своевременно.
Из пункта 3.4 должностной инструкции начальника правового управления муниципального образования «Нерюнгринский район», утвержденной главой МО «Нерюнгринский район» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что к должностным обязанностям Курбанова Р.В. относится организация своевременного рассмотрения материалов, обращений граждан, находящихся в производстве правового управления. Начальник правового управления имеет право получать от работников районной администрации документы, справки, расчеты и другие сведения, необходимые для выполнения должностных обязанностей (пункт 3.16 инструкции). В соответствии с пунктом 3.19 инструкции, начальник правового управления осуществляет взаимодействие со всеми структурными подразделениями МО «Нерюнгринский район», и в том числе с МКУ Управление культуры и искусства Нерюнгринского района.
По результатам проверки заместителем прокурора г. Нерюнгри ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Курбанова Р.В.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; должностной инструкцией начальника правового отдела Нерюнгринской районной администрации; жалобами ФИО4 и ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру; ответом на обращение граждан; письменными объяснениями Курбанова Р.В.; письменными объяснениями ФИО5, ФИО6, ФИО7, и другими материалами дела которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи Курбанов Р.В. признан виновным в совершении данного административного правонарушения.
Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) с выводами мирового судьи и принятым им решением полностью согласился.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Выводы судебных инстанций о наличии в действиях Курбанова Р.В. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются верными.
Утверждение Курбанова Р.В. об отсутствии состава административного правонарушения подлежит отклонению.
Вопреки доводам жалобы, Курбанов Р.В. являясь начальником правового управления администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» не надлежаще рассмотрел обращения граждан ФИО5 и ФИО4, поскольку своевременно необходимые и исчерпывающие меры приняты не были, он самоустранился от разрешения вопроса о премировании, не вникая в существо проблемы, не запросил необходимые документы и объяснения, не согласовал разрешение возникшей ситуации с другими структурными подразделениями и службами, не провел разбор с немедленным устранением нарушенных трудовых прав работников, ограничившись формальными отписками, что повлекло выплаты премии граждан только после повторной проверки прокуратуры г. Нерюнгри спустя значительнее время.
Кроме этого в приведенном ответе на обращение граждан от ДД.ММ.ГГГГ не указаны причины, по которым ФИО5 и ФИО4 не могут получить премию, рекомендовано обратиться за защитой нарушенного права в суд, Курбанов Р.В. мер к устранению нарушений не принял.
Аналогичные доводы обоснованно отвергнуты судебными инстанциями по мотивам, указанным в судебных актах, оснований не согласиться с которыми не имеется.
То обстоятельство, что после совершенного правонарушения были выплачены премии, не является основанием для прекращения производства по делу.
Поскольку с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, существенным образом нарушающего установленный законодательством Российской Федерации порядок рассмотрения обращений граждан должностным лицом, на которое возложено осуществление публично значимых функций, оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по настоящему делу не имеется.
Каких либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения, направлены на переоценку исследованных судебными инстанциями доказательств поскольку в ходе разбирательства по делу мировым судьей установлен факт не обеспечения объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении Курбанова Р.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Курбанову Р.В. по правилам, установленным статьями 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 5.59 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
п о с т а н о в и л:
постановление мирового судьи судебного участка № 38 города Нерюнгри Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении начальника правового управления администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» Курбанова <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Курбанова Р.В. – без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко