Решение по делу № 2а-113/2021 от 14.05.2021

Дело № 2а-113/2021

Строка 3.201

УИД 75RS0009-01-2021-000191-67

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    с.Газимурский Завод                                                      7 июня 2021 года

    Газимуро - Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Цыбеновой Д.Б.,

при секретаре Алексеевой О.В.,

с участием административного истца – прокурора Газимуро-Заводского района Хамируева Д.В.,

          рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Газимуро-Заводского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Трубачевская основная общеобразовательная школа», администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» об обязании провести техническое обследование состояния зданий учреждения образования,

                        УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности детей в период образовательного процесса в деятельности МОУ «Трубачевская ООШ». Проведенной проверкой установлено, что эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий образовательного учреждения надлежащим образом не осуществляется. Обследование с использованием современных средств технической диагностики и привлечением специализированных организаций вопреки п.п. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» не проводилось. Неисполнение требований действующего законодательства в части осуществления эксплуатационного контроля используемых зданий, строений и сооружений, проведения оценки их технического состояния путем привлечения специализированной организации может повлечь существенное нарушение прав учащихся образовательной организации, причинить вред их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией РФ, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения. В связи с указанным, просит обязать МОУ «Трубачевская ООШ» в срок до 30.09.2021 года провести техническое обследование состояния зданий учреждения образования в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», при недостаточности средств у МОУ «Трубачевская ООШ» возложить на администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» обязанность профинансировать выполнение требований о проведении технического обследования состояния зданий МОУ «Трубачевская ООШ».

В судебном заседании административный истец – прокурор Газимуро-Заводского района Хамируев Д.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административных ответчиков МОУ «Трубачевская ООШ», Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административных ответчиков.

        Изучив материалы дела, заслушав пояснения административного истца, суд приходит к следующим выводам.

Конституцией Российской Федерации предусмотрены государственные гарантии права человека и гражданина на жизнь, здоровье и образование. Согласно статье 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование регламентируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с частью 4 статьи 5 указанного Закона в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания, в том числе органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

В соответствии с ч. 6 и 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Исходя из положений п. 8 и 10 ч. 1 ст. 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Статьей 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что эксплуатация зданий должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). Эксплуатация зданий должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В целях обеспечения безопасности зданий в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий проводится в период эксплуатации таких зданий путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации. Техническое обслуживание зданий проводится в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий. Под надлежащим техническим состоянием зданий понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации. Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания (части 6, 7, 8.9).

Требования к техническому обслуживанию зданий и сооружений установлены Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312.

Пунктом 3 Положения установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов, которые должны включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории. Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.

На основании статьи 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности. При этом безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36).

Межгосударственным стандартом ГОСТ 31937-2011. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, утвержденного приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 года № 1984-ст, предусмотрены общие правила проведения обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений.

Пунктом 4.1 ГОСТ 31937-2011указано, что обследование технического состояния зданий проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после ввода их в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет (п. 4.3).

Результаты обследования технического состояния зданий в виде соответствующих заключений должны содержать достаточные данные для принятия обоснованного решения по реализации целей проведения обследования (пункт 4.5).

Согласно п. 5.1.2. ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния).

В соответствии с п.п. 5.1.3., 5.1.19 ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: фундаменты, стены, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания. По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнение паспорта, если он был составлен ранее.

Из представленной прокурором района информации, техническое обследование зданий образовательного учреждения не проводилось. В рамках приемки образовательных учреждений к новому учебному году комиссия, действующая на основании Постановления администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район», проводит визуальный осмотр зданий образовательных организаций района (л.д.12).

Неисполнение требований действующего законодательства в части осуществления эксплуатационного контроля используемых зданий, строений и сооружений, проведения оценки их технического состояния путем привлечения специализированной организации, может повлечь существенное нарушение прав учащихся образовательного учреждения, причинить вред их жизни и здоровью, что в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения, в связи с чем административные исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Здание МОУ «Трубачевская ООШ», расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район».

Согласно нормам действующего законодательства на органы местного самоуправления возлагается ответственность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций. Поскольку здание МОУ «Трубачевская ООШ» как объект социальной инфраструктуры является муниципальной собственностью, то вопросы по обеспечению выделения финансовых средств на проведение технического обследования состояния зданий МОУ «Трубачевская ООШ» должны быть возложены на администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район».

Таким образом, на основании вышеизложенного, учитывая, что до настоящего времени техническое обследование состояния зданий образовательного учреждения не произведено, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Исходя из положений ст. 178 КАС РФ, а также необходимости временных и финансовых затрат, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда до 30 сентября 2021 года.

На основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор, обратившийся в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Как усматривается из иска, требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц, в связи с чем, размер подлежащей взысканию с административного ответчика государственной пошлины должен составлять 300 рублей, в соответствии с пп. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение удовлетворенных неимущественных административных исковых требований в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района удовлетворить в полном объеме.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Трубачевская основная общеобразовательная школа» провести техническое обследование состояния зданий учреждения образования в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в срок до 30 сентября 2021 года.

При недостаточности средств у МОУ «Трубачевская ООШ» возложить на администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» обязанность профинансировать выполнение требований о проведении технического обследования состояния зданий МОУ «Трубачевская ООШ» в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Трубачевская основная общеобразовательная школа» государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета «Газимуро-Заводский район».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Газимуро-Заводский районный суд.

Председательствующий                                           Цыбенова Д.Б.

Решение изготовлено в окончательной форме 7 июня 2021 года.

2а-113/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хамируев Денис Викторович
Ответчики
МОУ Трубачевская ООШ
Администрация МР Газимуро-Заводский район
Суд
Газимуро-Заводский районный суд Забайкальский края
Судья
Цыбенова Дарима Батоевна (Жалсапова)
Дело на сайте суда
gazzav.cht.sudrf.ru
14.05.2021Регистрация административного искового заявления
14.05.2021Передача материалов судье
17.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2021Судебное заседание
07.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее