к делу № 2-2701/2024
УИД 61RS0023-01-2024-002885-80
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июля 2024 года г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Черныша О.Г., при секретаре Ушаковой Я.О., с участием представителей истца ФИО6, ФИО3, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Шахты, третьи лица: Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, НКО «Фонд капитального ремонта» об обязании заключить соглашение об изъятии жилого помещения с выплатой денежной компенсации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Шахтинский городской суд Ростовской области суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации г. Шахты от 01.03.2021 №, дом, в состав которого входит принадлежащая истцу квартира, признана аварийным, подлежащим сносу. Согласно п. 2.2.1 указанного выше Постановления, ответчик был обязан предъявить к собственникам квартир в указанном многоквартирном жилом доме требований о его сносе за счет их личных средств до 01.10.2023 требование было предъявлено, собственники своей обязанности не исполнили. Согласно п. 2.2.2 указанного Постановления, после истечения срока сноса дома, указанного в п. 2.2.1 Постановления ответчика в случае, если собственники не осуществляют снос дома своими силами, подготовить муниципальный правовой акт об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом, указанным в приложении к Постановлению и жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности. В нарушение своего же решения ответчик не выпустил в установленный его же Постановлением срок своего обязательства и не выпустил муниципальный правовой акт об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом, указанным в приложении к Постановлению и жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности до настоящего времени.
На основании изложенного, истец просил обязать Администрацию г.Шахты заключить с ней соглашение об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и выплатить денежную компенсацию за изымаемое жилое помещение, расходы по уплате услуг представителя в размере 50 000 руб.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о явке в суд извещена надлежащим образом, уполномочила доверенностью ФИО6 и ФИО3 на представление своих интересов в суде.
Представитель истца ФИО6, ФИО3 в судебное заседание явились, требования иска поддержали, просили обязать Администрацию <адрес> заключить с ней соглашение об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и выплатить денежную компенсацию за изымаемое жилое помещение. Требование о взыскании с ответчика расходов по уплате услуг представителя в размере 50 000 руб. не поддержали.
Представитель ответчика Администрации г.Шахты ФИО4, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила письменный отзыв на иск, в котором просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области в судебное заседание не явился, о явке в суд извещён надлежащим образом.
Представитель третьего лица НКО «Фонд капитального ремонта» в судебное заседание не явился, о явке в суд извещён надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Статьей 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Данным положением установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 г., выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (муниципальные нужды заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 названного Кодекса.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ (п. 2 ч. 6 ст. 16 закона).
На основании ч. 9 ст. 32 ЖК РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Как указано в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Согласно разъяснениям Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Судом установлено, что ФИО1 является собственником квартиры с кадастровым номером №, общей площадью 61,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи комнаты в коммунальной квартире (Без передаточного акта) номер П-1887 от ДД.ММ.ГГГГ, Договора купли-продаж № от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности истца зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за №.
Постановлением Администрации города Шахты № 530 от 01.03.2021 вышеуказанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу и включен в муниципальную программу г. Шахты «Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан». К собственникам дома предъявлены требования о сносе дома за счет собственных средств в срок до 01.04.2024.
Постановлением Администрации города Шахты от 27.12.2018 № 6745 утверждена муниципальная программа города Шахты «Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан», срок реализации которой 2019 - 2030 годы.
В связи с истечением срока для сноса аварийного дома по <адрес>, постановлением Администрации г. Шахты от 17.04.2024 № 1260, принятии решение «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, занятого многоквартирным жилым домом, признанным аварийным и подлежащим сносу.
В связи с заключением межведомственной комиссии г. Шахты №17 от 10.02.2021 по результатам обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, и заключением №444 от 28.12.2020, выполненному МУП г. Шахты «БТИ» о состоянии строительных конструкций имеют износ 72%.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
На основании вышеизложенного, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу в 2021 году, к собственникам дома предъявлены требования о сносе дома за счет собственных средств в срок 01.04.2024. На момент обследования жилого дома установлена опасность для жизни и здоровья граждан в связи с угрозой обрушения дома, в виду чего проживание в аварийном многоквартирном доме является недопустимым.
Таким образом, дальнейшая эксплуатация дома, состояние которого может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, не возможно.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что имеются обстоятельства для незамедлительного переселения из аварийного многоквартирного дома, а права граждан на безопасные условия проживания не могут быть поставлены в зависимость от сроков, установленных региональными или муниципальными программами, суд приходит к выводу о том, что правовым последствием признания дома аварийным и подлежащим сносу, а также изъятие помещений в нем для муниципальных нужд для собственника жилого помещения является выплата ему выкупной цены изымаемого жилого помещения, в связи с чем суд полагает возложить на Администрацию г. Шахты обязанность заключить с ФИО1 соглашение об изъятии жилого помещения.
В соответствии с подпунктом «л» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Изъятие жилого помещения у собственников путем выкупа представляет собой переход права собственности на него в государственную и муниципальную собственность, что соответственно, влечет за собой прекращение права собственности на жилое помещение за истцом и возникновения права на помещение у иного лица.
Суд приходит к выводу, что после получения выкупной цены жилого помещения право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, зарегистрированное право за ФИО1 подлежит прекращению с признанием за Муниципальным образованием «Город Шахты» право собственности на данное жилое помещение.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Администрации г. Шахты - удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Шахты ИНН 6155027630, ОГРН 1026102773751, дата регистрации 05.11.2002г.) заключить с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (паспорт гражданина РФ: серия №) соглашение об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> выплатой денежной компенсации за изымаемое жилое помещение.
После получения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (паспорт гражданина РФ: серия №) возмещения, прекратить ее право собственности на жилое помещение - квартиру с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, и признать право собственности муниципального образования «<адрес>» на изымаемое жилое помещение - квартиру с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шахтинский городской суд.
С мотивированным решением суда лица, участвующие в деле, могут быть ознакомлены через 5 дней.
Судья (подпись) О.Г. Черныш
Решение в окончательной форме изготовлено 24.07.2024.