Решение по делу № 33-9517/2023 от 15.09.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело 33-9517/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Ратушная Л.А.

(2-360/2023) УИД 91RS0020-01-2023-000287-89

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    01 ноября 2023 года                                                                г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего-судьи Морозко О.Р.
судей Готовкиной Т.С.,Матвиенко Н.О.
при секретаре ФИО14

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдел установления пенсий с учетом специального стажа Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционным жалобам ФИО1 и представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Советского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>, в котором просила признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости и отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости, оформленного письмом Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> исх. 796/17-03-17 от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в специальный стаж, дающий право на назначение ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период отпуска по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста, периоды нахождения в командировках ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, нерабочих дней отдыха, установленных органами государственной власти Республики Крым: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионервожатой в ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя группы продленного дня средней школы им. В.И. ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя ясельного сада ФИО2 и обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицо, осуществлявшее педагогическую деятельность в учреждениях для детей более 25 лет, однако оспариваемым решением истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии ввиду отсутствия необходимой продолжительности льготного стажа и отсутствия права на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Также истцу стало известно о принятии Отделом Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым в 2020 году решения об отказе истцу в назначении досрочной пенсии по старости, которое ею не было получено. В специальный педагогический стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, не включены спорные периоды, в том числе, периоды работы на территории иностранного государства (Узбекистана) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием документального подтверждения обстоятельств, необходимых для досрочного назначения пенсии. Истец считает решения пенсионного органа незаконными, в связи с чем и обратилась в суд с данным иском.

Определением Советского районного суда Республики Крым от               ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, в связи с чем из числа ответчиков исключен отдел Пенсионного фонда РФ в <адрес>.

Решением Советского районного суда Республики Крым от                        ДД.ММ.ГГГГ, с учетом определения указанного суда об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ, иск ФИО1 удовлетворен частично. Решение отдела установления пенсий с учетом специального стажа Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении ФИО1 страховой пенсии по старости согласно        п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ признано незаконным и отменено. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить ФИО1 периоды нахождения в командировках: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,                ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,               ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, включить периоды нерабочих дней отдыха, установленных органами государственной власти Республики Крым: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,                  ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,                  ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,           ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,            ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,     ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,     ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, включить периоды нахождения в командировках: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,         ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,       с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с          ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включить периоды работы в должности пионервожатой в ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности воспитателя группы продленного дня СШ им. В.И. ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности воспитателя ясельного сада ФИО2 с           ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, истец и представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым подали апелляционные жалобы.

Истец в своей апелляционной жалобе просит решение суда изменить и постановить судебный акт, в котором удовлетворить ее исковые требования в части возложения обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в специальный стаж истца период отпуска по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Указывает, что принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части, суд неправильно применил нормы материального и процессуального права. Считает, что период отпуска по уходу за ребенком приходился на то время, когда на территории Республики Крым действовало законодательство Украины, которое гарантировало социальные льготы в виде включения данного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, и истец не могла предполагать изменение норм права.

Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в своей апелляционной жалобе просил решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы повторяют позицию пенсионного органа, изложенную в оспариваемом решении и возражении на иск.

Истец и ее представитель в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав судью–докладчика, пояснения истца и ее представителя, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ – Управление ПФР в <адрес> РК (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием необходимых 25 лет специального стажа. По предоставленным документам для определения права на досрочное назначение страховой пенсии зачету в стаж на соответствующих видах работ подлежат следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Не подлежат включению в страховой стаж следующие периоды: нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отпуск без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения в командировках ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; отпуск по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях».

Решением Отдела установления пенсий с учетом специального стажа Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого льготного стажа (л.д. 14-15).

Согласно указанному решению в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, учтены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением следующих периодов: отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; командировки ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; отпуск без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды, отраженные работодателем на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица без льготного кода особых условий труда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нерабочие (праздничные) дни отдыха, установленные органами государственной власти Республики Крым: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Также в расчет стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, не включен период работы на территории иностранного государства (Узбекистан) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием документального подтверждения обстоятельств, необходимых для досрочного назначения пенсии.

По расчету пенсионного органа на дату обращения с заявлением об установлении пенсии общий страховой стаж ФИО1 составил             33 года 04 месяца 06 дней, в том числе стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную пенсию – 23 года 05 месяцев 28 дней.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу на территории Республики Крым с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с частью второй этой же статьи Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения содержались в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2015.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от                16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января       1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до          1 января 1992 года.

В соответствии с п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. №1015 «Об утверждении правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой"). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").

В указанном Перечне должности старшей пионерской вожатой восьмилетней школы, старшей пионервожатой средней школы, педагога-организатора не поименованы.

В силу п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N1397 (далее - Положение №1397) в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывались, в том числе, работа по специальности в школах, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

При этом пунктом 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 предусмотрено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

С 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых не стала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых допускается только при условии работы в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. N1397, то есть до 1 января 1992 г., и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе работы в качестве штатных пионервожатых, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд, по мнению судебной коллегии, обоснованно пришел к выводу, что решение Отдела установления пенсий с учетом специального стажа Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, исходя из следующего.

Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, также указано на то, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Только при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.

Спорные периоды работы указаны в трудовой книжке серии ГТ-I , заполненной ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ истец назначена старшей пионервожатой СШ им. В.И. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена воспитателем группы продленного дня СШ им. В.И. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ освобождена от должности воспитателя продленного дня и назначена воспитателем я/сад ФИО8 <адрес>а, ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности по собственному желанию (л.д. 10-12).

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что периоды работы истца подтверждаются записями в трудовой книжке, которые содержат сведения о приеме на работу и увольнении с указанием соответствующих приказов работодателя, послужившие основанием к их внесению, записи внесены последовательно с соблюдением нумерации и заверены подписями специально уполномоченных лиц и оттисками печатей работодателей.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (действовавшего на период обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

<адрес> и Российская Федерация являются участниками данного соглашения.

В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 №2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 08.12.1991, то из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 08.12.1991, а после распада этих государств - до 13.03.1992.

Статья 11 данного Соглашения от 13.03.1992 г. предусматривает, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в указанное Соглашение от 13.03.1992 не вносилось.

В соответствии со ст. 10 Соглашения компетентные органы государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

В соответствии с пунктом 1 Письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 года N 1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта             1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 г. N99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (далее - Рекомендации N 99р).

Согласно пункту 5 данных Рекомендаций N 99р по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" (далее - Рекомендации от 22.06.2004 г. N 99р) для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Таким образом, в силу приведенных выше норм международного договора и пенсионного законодательства РФ при новом установлении пенсий территориальным органом Пенсионного фонда РФ необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников Соглашения, при этом периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ за пределами территории РФ (в данном случае в <адрес>) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от               13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от                        17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Таким образом, из положений ст. ст. 1, 6 Соглашения от 13.03.1992 г. и разъясняющих их применение подзаконных актов (п. 5 Рекомендаций N99р) следует, что реализация истцом права на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности на территории Российской Федерации производится в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом в соответствии с приведенными выше Рекомендациями N99р (пункт 5) поскольку спорные периоды работы истицы имели место до 01.01.2002 г. отсутствует необходимость подтверждения страхового стажа на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 г. путем предоставления справки компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.

Так, в спорные периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой СШ им. В.И. ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ по 1й.10.1989 в должности воспитателя группы продленного дня СШ им. В.И. ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя яслей/сада ФИО8 <адрес> действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым была предусмотрена должность воспитателя начальных, семилетних, восьмилетних и средних школ, независимо от их наименования и воспитателя детских садов и объединенных яслей-садов.

Также, должность воспитателя в школах всех наименований предусмотрена действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781. При этом, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.07.2005 №440 «Об установлении тождества отдельных наименований должностей» по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации установлено тождество наименование должностей «воспитатель группы продленного дня» наименованию должности «воспитатель», предусмотренному Списком №781.

Таким образом, должности, занимаемые истцом, и наименования учреждений в полной мере соответствовали указанным выше Спискам в юридически значимые периоды.

Согласно пункту 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258и, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета (пункт 13 Порядка).

Аналогичные разъяснения даны и в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором также разъяснено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N173-ФЗ).

В пункте 16 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Подтверждение полной занятости на работах с особыми условиями труда согласно действовавшему на тот период времени законодательству не требовалось, с учетом того, что до 1 января 1992 года деятельность предприятий носила стабильный характер, такая обязанность возникла у лиц, претендующих на досрочную пенсию за периоды работы, начиная с           1 января 1992 года.

Период работы подтвержден записями трудовой книжки.

Изложенное является основанием для безусловного включения в специальный стаж истца периодов работы до 1 января 1992 года, имевших место в период нахождения Республики Узбекистан в составе СССР, как подтвержденных трудовой книжкой и справками держателя трудового архива, частично подтверждающими периоды работы и начисление заработной платы, поскольку все необходимые сведения содержатся в трудовой книжке.

С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости включения в специальный стаж истца периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе периода работы в должности старшей пионервожатой, поскольку на спорные периоды, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, приходится не менее 2/3 стажа педагогической деятельности в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию.

При этом, высказав в мотивировочной части суждение о наличии оснований для удовлетворения требований истца в указанной части, суд первой инстанции в резолютивной части возложил на пенсионный орган обязанность по включению этих периодов в стаж, не указав на необходимость их включения в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное установление страховой пенсии по старости, то есть, по сути, не разрешил спор в данной части, в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене с возложением на ответчика обязанности включения указанных периодов в специальный стаж истца.

В свою очередь, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования о включении в стаж на соответствующих видах работ периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из следующего.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Из материалов дела следует, что ФИО1. находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, с учетом того, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком начался после ДД.ММ.ГГГГ – основания для включения такого периода в специальный стаж отсутствуют.

При этом, судебная коллегия отклоняет доводы апеллянта о том, что указанный период должен быть включен в специальный стаж с учетом положений законодательства Украины, действовавшего на территории Республики Крым в период нахождения истца в отпусках по уходу за детьми.

Так, статьей 181 Кодекса законов о труде Украины, действовавшего в период нахождения истца в указанном отпуске, было предусмотрено, что частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляются по заявлению женщины или лиц, указанных в части четвертой статьи 179 этого Кодекса, полностью или частями в пределах установленного срока и оформляются приказом (распоряжением) собственника или уполномоченного им органа. Время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (до шести лет – часть вторая статьи 179) засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.

Однако, указанный акт не содержит положений о включении спорных периодов в целях исчисления досрочной страховой пенсии по старости.

Частью 3 статьи 11 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено принципиальное положение, согласно которому размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в приведенной норме речь идет о сохранении уже назначенных и выплачивающихся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат. Однако ФИО1 не являлась по состоянию на указанную выше юридически значимую дату получателем пенсии по украинскому закону.

Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что согласно пункту 5 указанных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном статьей 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Тогда как согласно правовому регулированию периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком не являются периодами временной нетрудоспособности, ввиду чего не могут быть включены в специальный стаж, поскольку не предусмотрены перечнем периодов, подлежащих включению в стаж на соответствующих видах работ.

Также следует отметить, что предусмотренное ст. 181 Кодекса законов о труде Украины понятие стажа работы по специальности в аспекте трудового законодательства и специальный стаж на соответствующих видах работ в аспекте пенсионного законодательства не являются тождественными в силу разного по своей правовой природе предмета регулирования.

На основании вышеизложенного, решение суда в данной части правомерно и отмене не подлежит.

Относительно включения в специальный стаж курсов повышения квалификации судебная коллегия исходит из следующего.

Из приобщенной в материалы дела судом апелляционной инстанции справки МБОУ «Советская средняя школа с крымскотатарским языком обучения» <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 работает в указанном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. За этот период находилась в декретном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ – до трех лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком до трех лет; на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на время прохождения курсов повышения квалификации работника место сохранялось, среднемесячная зарплата выплачивалась, на курсы направлялась работодателем; командировки ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Обязанность по прохождению курсов повышения квалификации была предусмотрена абзацем 5 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», действовавшего до 01.09.2013, а после этой даты - ст. ст. 46, 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В связи с этим прохождение обучения на курсах повышения квалификации должно расцениваться как продолжение профессиональной деятельности истца и включаться в ее специальный стаж наравне с периодами непосредственного исполнения трудовых обязанностей.

При этом, довод ответчика о том, что указанные периоды не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ ввиду отсутствия информации о сохранении средней заработной платы, судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку предоставленной справкой подтверждается выплата заработной платы.

По тем же основаниям подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное установление страховой пенсии по старости и периоды командировок, поскольку они имеют целевое назначение, то есть непосредственно связаны с профессиональной деятельностью, в период командировок истец работала в должностях и в учреждениях, дающих право на досрочную страховую пенсию.

Вместе с тем, исходя из сведений о стаже ФИО1, предоставленных пенсионным органом по запросу суда апелляционной инстанции, периоды курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтены в специальный стаж истца, период курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ совпадает с периодом командировки, а командировки ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ не подтверждаются уточняющей справкой работодателя от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с чем решение суда в части включения указанных периодов в специальный стаж истца подлежит отмене с принятием в данной части нового решения о включении в специальный стаж истца необоснованно исключенных пенсионным органом из подсчета стажа истца периодов нахождения в командировках: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, тогда как иные спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках пенсионным органом в специальный стаж истца учтены, ввиду чего основания для удовлетворения этих требований отсутствуют.

Вывод суда первой инстанции в части зачета в специальный стаж нерабочих праздничных дней, коллегия судей считает правильным, поскольку издание нормативных правовых актов о нерабочих праздничных днях, исходя из особенностей и традиций того или иного субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному законодательству о нерабочих праздничных днях.

Государственным Советом Республики Крым 24.12.2014 был введен в действие Закон Республики Крым от 29 декабря 2014 года №55-ЗРК/2014 «О праздниках и памятных датах в Республике Крым».

Нерабочие праздничные дни, которые не были включены ответчиком в специальный стаж, были предусмотрены Указами Главы Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 29 декабря 2014 года №55-ЗРК/2014 «О праздниках и памятных датах в Республике Крым».

Периоды, не подлежащие включению в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, определены п. 9 Правил №516 от 11 июля 2002 года, который не предусматривает возможность исключения из специального (в данном случае педагогического) стажа нерабочих праздничных дней. Таким образом, действующее правовое регулирование не содержит запрета на включение указанных выше нерабочих праздничных дней в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с чем, нерабочие праздничные дни подлежат включению в специальный (педагогический) стаж истца.

Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с положениями части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября    2018 года N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Согласно предоставленного по запросу суда апелляционной инстанции предварительного расчета стажа истца с учетом спорных периодов, продолжительность специального стажа истца на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ составит 26 лет 7 месяцев 3 дня, ИПК – 85,194, необходимый льготный стаж выработан ДД.ММ.ГГГГ. Право на пенсию, с учетом повышения, предусмотренного п. 1.1 ст. 30 Закона №400-ФЗ возникнет с ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим основания для назначения истцу досрочной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют, решение суда в указанной части является законным и обоснованным.

Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционные жалобы не содержат. Их содержание по существу повторяет позицию истца и пенсионного органа в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части включения в страховой стаж ФИО1 периодов работы.

Принять в данной части новое решение.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить ФИО1 в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой СШ им. В.И. ФИО2; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя группы продленного дня СШ им. В.И. ФИО2; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя я/сада ФИО2; курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ;

периоды нахождения в командировках: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ;

нерабочие (праздничные) дни, установленные органами государственной власти Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части решение Советского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий О.Р. Морозко
Судьи Т.С. ГотовкинаН.О. Матвиенко

33-9517/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Аединова Лиля Джемалитдиновна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым
Отдел установления пенсии №2 Государственного Учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
15.09.2023Передача дела судье
01.11.2023Судебное заседание
25.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2023Передано в экспедицию
01.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее