Решение по делу № 2-2173/2017 от 19.05.2017

Дело № 2-2173/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 сентября 2017 года г. Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополь в составе:

председательствующего Богаевской Т.С.

секретаря Зверевой И.А.

с участием представителя истца Тушинцева О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя к Родионовой Татьяне Михайловне об истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании отсутствующим права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя обратился в суд с иском к Родионовой Т.М. о признании отсутствующим право собственности ответчика на земельный участок по адресу <адрес> ( далее по тексту спорный земельный участок), об истребовании указанного участка из незаконного владения ответчика в собственность субъекта РФ г. Севастополя, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах указанного земельного участка.

Свои требования мотивировал тем, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации № 1002-р от 07.12.2009 г. ОК ЖСТИЗ «<данные изъяты>» дано согласие на разработку проекта отвода земельного участка площадью 16,3 га, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки.

Распоряжением № 1207-р от 06.04.2010 Севастопольской городской государственной администрацией утвержден комплексный проект землеустройства и переданы в собственность членам ОК ЖСТИЗ «<данные изъяты>» для строительства и обслуживания кварталов индивидуальной жилищной застройки земельные участки в районе <данные изъяты> общей площадью 16 га (далее - Распоряжение СГГА от 06.04.2010 №1207-р).

На основании указанного распоряжения в собственность ответчика передан земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый ). В качестве основания возникновения права на спорный земельный участок ответчиком предоставлены в Севреестр Распоряжение СГГА от 06.04.2010 № 1207-р и протокол общего собрания членов ОК ЖСТИЗ «<данные изъяты>» от 10.02.2014 об определении площадей земельных участков членов кооператива.

Распоряжение СГГА № 1207 от 06.04.2010 не содержит в себе сведений о передаче в собственность ответчику земельного участка площадью именно <данные изъяты> га. В приложении к данному распоряжению также не указаны площади земельных участков, передаваемых в собственность каждому члену ОК ЖСТИЗ «<данные изъяты>».

Исходя из требований ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права является недвижимой вещью, имеющей индивидуально определенные характеристики, к которым относится местоположение и площадь.

Таким образом, решение органов власти г. Севастополя о передаче в собственность ответчика земельного участка по указанному адресу площадью именно <данные изъяты> га отсутствует.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Спорные правоотношения возникли в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины, соответственно, к данным правоотношениям в части законности приобретения ответчиком права на земельный участок применяются нормы материального права Украины.

Согласно положениям ст.ст. 81, 116 Земельного кодекса Украины в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности, по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, либо по результату аукциона.

В соответствии со ст. 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка, где указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.

К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.

Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставлении его в собственность.

Согласно ст. 9 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на дату издания распоряжения) к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории отнесены полномочия по распоряжению землями территориальной громады города, а также по передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии с п. 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.

В соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114, спорный земельный участок площадью <данные изъяты> га по <адрес> в границах населенного пункта – города Севастополя, следовательно соответствующим органом уполномоченным на распоряжение землями в черте города являлся Севастопольский городской Совет.

По информации ГКУ «Архив города Севастополя» и Севреестра Родионова Т.М., а также иные члены ОК ЖСТИЗ «<данные изъяты>» в порядке, предусмотренном ст.ст. 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины, в органы исполнительной власти либо местного самоуправления г. Севастополя с ходатайствами о предоставлении в собственность земельных участков не обращались, а проектная, техническая и иная землеустроительная документация, предшествующая изданию распоряжения СГГА № 1207-р от 06.04.2010, отсутствует.

Таким образом, Севастопольская городская государственная администрация, принимая распоряжение № 1207-р от 06.04.2010 о передаче в собственность членам ОК ЖСТИЗ «<данные изъяты>» земельных участков, вышла за пределы установленных действующим законодательством полномочий по распоряжению землями населенного пункта г. Севастополя.

Приобретение права собственности ответчика на спорный земельный участок произошло в нарушение установленного порядка, предусмотренного ст.ст. 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины, а именно: без волеизъявления гражданина члена кооператива в установленном законом порядке, без принятия уполномоченным органом власти г. Севастополя решения о даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, а также решения об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и о передаче его в собственность ответчику. В связи с вышеизложенным, просит признать отсутствующим право собственности ответчика на спорный земельный участок, истребовать в пользу города федерального значения Севастополя из незаконного владения ответчика спорный земельный участок, исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границах спорного земельного участка.

В судебном заседании представитель истца, действующий по доверенности Тушинцев О.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по вышеуказанным основаниям.

Ответчик Родионова Т.М. представитель Управления государственной регистрации права и кадастра, Правительства г. Севастополя в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания с использованием средств и способов, предусмотренных ст. 113 ГПК РФ, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает гражданское дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, чтоответчику Родионовой Т.М. передан в собственность спорный земельный участок на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от06.04.2010 г.№-1207-р и списка членов ОК «ЖСТИЗ «<данные изъяты>» от 10.02.2014 г., вид разрешенного использования для дачного строительства, общая площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый. Что подтверждается представленной по запросу суда выпиской из ЕГРН и копией реестрового дела на земельный участок, расположенный по адресу <данные изъяты>

В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины, то к данным правоотношениям в части законности приобретения ответчиком спорного земельного участка в собственность применяются нормы материального права Украины.

Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.

Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины, гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.

Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.

К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.

Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Из статьи 9 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент принятия распоряжения) следовало, что к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия относительно распоряжения землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.

Также согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.

Как установлено судом, спорный земельный участок находится в пределах <адрес>.

Таким образом, исходя из анализа указанных правовых норм, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, полномочия относительно распоряжения земельных участков, находящихся в границах города Севастополя, относились к компетенции Севастопольского городского Совета. Действия же по оформлению права собственности на спорный земельный участок совершеныответчиком на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации №1207-р от 06 апреля 2010 года.

Кроме того, в органы исполнительной власти либо местного самоуправления г. Севастополя с ходатайствами о предоставлении в собственность земельных участков члены ОК ЖСТИЗ «Опушка» не обращались, уполномоченным органом Севастопольским городским Советом, разрешение на разработку соответствующего проекта землеустройства по отводу земельного участка не выдавалось, решений об утверждении разработанной технической документации спорного земельного участка и о передаче его в собственность ответчика не принималось, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Таким образом, приобретение права собственности ответчиком на спорный земельный участок, противоречило положениям ст. 116, 118 Земельного кодекса Украины.

Исходя из анализа указанных правовых норм, с учетом ликвидации органа - Севастопольского городского Совета (без правопреемства), уполномоченного по распоряжению землями, находящимися в пределах населенных пунктов до вступления Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации, с учетом того, что полномочиями по распоряжению земельными участками на территории города федерального значения Севастополя обладает постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя, суд приходит к выводу о том, что Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, которому переданы полномочия по осуществлению от имени г. Севастополя управления владения и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Севастополя является надлежащим истцом по делу.

При установленных по делу обстоятельствах, а также положений статей 301 и 302 Гражданского кодекса РФ, принимая во внимание, что спорный земельный участок выбыл из собственности города Севастополя в отсутствие соответствующего решения уполномоченного органа, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований об истребовании спорного земельного участка из владения ответчика.

Согласно статье 23 Федерального Конституционного Закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" на территории города федерального значения Севастополя с 18 марта 2014 года действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Согласно статье 60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Распоряжение СГГА № 1207-р от 06.04.2010 года принято не уполномоченным органом, в нарушение требований земельного законодательства Украины, правовые основания приобретения ответчиком права собственности на земельный участок отсутствуют.

Проанализировав представленные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований Департамента о признании права собственности Родионовой Т.М. на спорный земельный участок отсутствующим, исходя из следующего. Согласно позиции высших судов Российской Федерации оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения. При этом предъявление иска о признании права отсутствующим возможно, если нарушенное право не может быть защищено путем признания права или путем истребования имущества из чужого незаконного владения. В данном случае истцом наряду с требованием то признании права отсутствующим одновременно заявлено и требование об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения в связи с чем требование о признании права отсутствующим является излишне заявленным и не подлежит удовлетворению.

Суд не находит также оснований для удовлетворения иска в части исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о границах спорного земельного участка поскольку доказательств внесения сведений о границах спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости в установленном порядке суду не представлены.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197, 268 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя к Родионовой Татьяне Михайловне удовлетворить частично.

Истребовать в пользу города федерального значения Севастополя из незаконного владения Родионовой Татьяны Михайловны земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> га, кадастровый .

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Родионовой Татьяны Михайловны в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 6 сентября 2017 года.

Председательствующий Богаевская Т.С.

2-2173/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Ответчики
Родионова Т.М.
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Богаевская Т.С.
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
19.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2017Передача материалов судье
22.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2017Судебное заседание
11.08.2017Судебное заседание
01.09.2017Судебное заседание
06.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее