Дело № 2-503/2021
УИД № 29RS0025-01-2021-001000-76
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 декабря 2021 года п. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Рогачевой А.М., при секретаре Демидкиной В.В.,
с участием старшего помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Череновское» о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
установил:
прокурор Устьянского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточнения исковых требований к администрации муниципального образования «Череновское» о возложении обязанности в срок до 1 августа 2022 г. обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества- колодцев, расположенных возле жилых домов по адресам: .... В обоснование требований указано, что в соответствии с п. 4 ч. 1, ч.ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 16 октября 2003 г. № 131-ФЗ вопросы местного значения, в том числе водоснабжения населения, на территориях сельских поселений отнесены к вопросам местного значения муниципальных районов. Обязанность по обеспечению проживающих на территории поселения граждан постоянным и бесперебойным водоснабжением надлежащего качества возлагается на органы местного самоуправления муниципального района. На территории Архангельской области Устьянского района МО «Череновское» имеются источники водоснабжения - колодцы, которые используются населением, в том числе для питьевых целей. Указанные колодцы не состоят на балансе ни администрации МО «Череновское», ни администрации МО «Устьянский муниципальный район», обследование воды в указанных колодцах на соответствие санитарно-гигиеническим нормативам не проводилось. Поскольку данные колодцы бесхозяйные, орган местного самоуправления Устьянского муниципального района не может использовать их для исполнения полномочий по организации водоснабжения населения. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, в отношении бесхозяйного имущества, расположенного на территориях поселений, городских округов, а в отношении бесхозяйного имущества, расположенного на межселенных территориях- по заявлению органа местного самоуправления муниципального района. Администрация МО «Череновское» является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества, расположенного на территории данного поселения. Непринятие администрацией МО «Череновское» мер в соответствии со своей компетенцией может повлечь неблагоприятные последствия для неопределенного круга лиц, в том числе нарушение конституционных прав граждан в области обеспечения безопасности их жизни и здоровья.
Старший помощник прокурора Летавина А.Ю. на судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что семь указанных в иске колодцев находятся на общественной территории муниципального образования «Череновское», используются населением, в том числе для питьевых целей, не состоят на балансе ни Устьянского муниципального района, ни поселения «Череновское», являются бесхозяйными, в отношении их не проводится исследование воды на соответствие сантарно-гигиеническим требованиям, отсутствует контроль за состоянием работоспособности колодцев, надлежащего их содержания и ремонта, что влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения.
Ответчик - администрация МО «Череновское» о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направила, возражений по иску не предоставила.
По определению суда на основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав старшего помощника прокурора Устьянского района, исследовав письменные доказательства и иные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст.ст. 41 и 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человек.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на территории МО «Череновское» Устьянского района Архангельской области возле жилых домов по адресам: в ... на землях общего пользования расположены источники нецентрализованного водоснабжения (колодцы), которые используются населением, в том числе и для питьевых целей.
Согласно предоставленному администрацией МО «Череновское» списку от 12 сентября 2020 г. указанные колодцы находятся на территории данного поселения, используются жителями населенных пунктов, ими же содержаться, требуют ремонта.
Согласно рапорту старшего УУП ОМВД России по Устьянскому району А.А. Жук от 24 декабря 2021 г. с фототаблицей, в ходе проведенного по запросу прокуратуры обследования территорий населенных пунктов МО «Череновское» установлено, что возле домов в ... свободном доступе находятся колодцы, по внешнему виду часто используемые населением.
По представленному фотоматериалу установлено, что указанные колодцы расположены вне земельных участков, находящихся во владении и пользовании граждан, организаций.
В силу ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Колодец является объектом недвижимого имущества, прочно связанного с землей так, что перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, т.е. отвечает признакам недвижимого имущества согласно ст. 130 ГК РФ.
Из уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и НАО от 15 декабря 2021 г., сведений на официальном интернет сайте Росреестра, следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанные колодцы отсутствуют.
Согласно информации администрации Устьянского муниципального района от 10.08.2021 № ... и реестру муниципальной собственности, вышеназванные колодцы, находящиеся на территории МО «Череновское» в реестре муниципальной собственности администрации Устьянского муниципального района не числятся, технической документации на данные объекты не имеется, также как и информации о том, кем осуществлялось строительство, установка данных объектов водоснабжения.
По информации администрации МО «Череновское» от 08.06.2021 ..., оформленных документов и сведений об имеющихся на территории поселения «Череновское» источниках водоснабжения в администрации поселения не имеется.
Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что сведения о правообладателях указанных колодцев отсутствуют.
В связи с тем, что собственник колодцев не определен, у кого-либо на балансе указанные колодцы не состоят, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о данных объектах отсутствуют, в реестре муниципальной собственности Устьянского муниципального района, либо МО «Череновское» не числятся, ни за кем не закреплены, никто не осуществляет контроль за их техническим состоянием, суд приходит к выводу о том, что указанные объекты являются бесхозяйными.
В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.
В силу п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии со п. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений, входящих в состав муниципального района, решаются органами местного самоуправления муниципального района, в том числе организация в границах поселения водоснабжения населения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в частности имущество, предназначенное для водоснабжения населения.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок).
В соответствии с п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей - органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что обращение с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества- колодцев, находящихся на территории сельского поселения «Череновское», относится к компетенции администрации МО «Череновское».
Согласно ст. 48 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ (ред. от 24.06.2021) «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» в границы муниципального образования «Устьянский муниципальный район» входит, в том числе, территория муниципального образования «Череновское», в границы муниципального образования «Череновское» входят, в том числе, территории деревни Кадыевская и поселка Квазеньга.
Учитывая вышеизложенное, отсутствие в муниципальной собственности указанных выше источников нецентрализованного водоснабжения (колодцев), бездействие администрации МО «Череновское» по постановке объектов недвижимого имущества - колодцев на учет в качестве бесхозяйных препятствует надлежащим образом органу местного самоуправления Устьянского муниципального района осуществлять свои полномочия по водоснабжению населения на территории п. Квазеньга и д. Кадыевская сельского поселения «Череновское» Устьянского района Архангельской области, что относится к социально значимым вопросам. Отсутствие собственника источников нецентрализованного водоснабжения не позволяет организовать надлежащее соблюдение санитарных норм и правил в сфере водоснабжения, что может привести к ухудшению качества питьевой воды и создает опасность распространения инфекционных заболеваний и угрозу жизни и здоровью населения.
Необращение ответчика в регистрирующий орган с заявлением о принятии данных объектов на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления своих обязанностей, и нарушении прав граждан, круг которых не определен, на безопасность, охрану жизни и здоровья, а также на благоприятную окружающую среду.
На основании вышеизложенного, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования прокурора о возложении на администрацию МО «Череновское» обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, - колодцев, расположенных возле жилых домов по адресам: ..., подлежат удовлетворению.
Прокурор просит установить срок исполнения решения суда о возложении данной обязанности - в срок до 1 августа 2022 г.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Учитывая, что на подготовку документов, необходимых в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» для постановки на учет объекта бесхозяйного имущества требуется время, суд полагает указанный прокурором срок для исполнения решения суда при сложившихся обстоятельствах разумным и способствующим реальному исполнению решения суда, поэтому устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено,- до 1 августа 2022 г.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Череновское» о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Череновское» обязанность в срок до 1 августа 2022 г. обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, - колодцев, расположенных возле жилых домов по адресам: ....
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.
Судья А.М. Рогачева
Мотивированное решение принято 12 января 2022 г.