Решение по делу № 33-3504/2021 от 26.08.2021

Дело № 33-3504/2021                Докладчик Фирсова И.В.

(1 инст. № 2-361/2021)                Судья Изохова Е.В.

УИД 33RS0002-01-2020-005304-04

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего            Яковлевой Д.В.,

судей                    Фирсовой И.В., Белоглазовой М.А.,

при секретаре                    Яблоковой О.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 23 сентября 2021 года дело по апелляционной жалобе МКУ «Благоустройство» на решение Октябрьского районного суда г. В. от 1 июля 2021 года, которым с МКУ «Благоустройство» взыскано:

в пользу Варакина В. В.ича, Голубевой И. Л., Крючкова В. В., Юсипова Р. А. - в возмещение материального ущерба 209 255 руб. (по 52 313 руб. 75 коп. в пользу каждого);

в пользу Голубевой И. Л. - возмещение расходов по уплате государственной пошлины в сумме 5 292 руб. 55 коп., расходов за получение сведений из ЕГРН в сумме 415 руб.;

в пользу Крючкова В. В. – возмещение расходов за изготовление справки о погоде в размере 2 284 руб. 80 коп.;

в пользу Варакина В. В.ича - возмещение расходов за проведение судебной экспертизы в сумме 50 000 руб.

Заслушав доклад судьи Фирсовой И.В., объяснения представителя МКУ «Благоустройство» - Крикун Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Варакин В.В., Голубева И.Л., Крючков В.В., Юсипов Р.А. обратились в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. В. (далее -УЖКХ администрации г. В.), МКУ «Благоустройство» о возмещении материального ущерба в размере 209 255 руб. (по 52 313 руб. 75 коп. в пользу каждого), возмещении расходов за изготовление справки о погоде в сумме 2 284 руб. 80 коп., расходов за получение сведений из ЕГРН в сумме 415 руб., почтовых расходов в сумме 90 руб., расходов по уплате государственной пошлины в сумме 5 820 руб. и расходов за проведение судебной экспертизы в сумме 50 000 руб.

В обоснование иска указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежит здание автовокзала пропускной способностью 200 человек со стоянкой отстоя автобусов по адресу: **** ****, ****-а. **** после 20 часов во время грозы на указанное нежилое здание упало дерево, росшее за границами участка на муниципальной земле. В результате падения дерева зданию причинены повреждения, также поврежден забор из металлических профилированных листов и произошел обрыв линии электропередачи, осуществляющей питание здания. В результате повреждений здания, ограждения и линии электропередач им причинены убытки на сумму 205 908 руб.

В судебное заседание Варакин В.В., Голубева И.Л., Крючков В.В. и Юсипов Р.А., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, представили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель истца Голубевой И.Л. - Татаркин А.В. уточненные исковые требования поддержал.

Представитель УЖКХ администрации г. В. - Шапошникова Т.В. иск не признала. Указала на отсутствие причинно-следственной связи между действиями УЖКХ и наступившими для истцов неблагоприятными последствиями. Полагала, что ответственность за содержание зеленых насаждений в соответствии с муниципальным заданием несет МКУ «Благоустройство».

Представитель МКУ «Благоустройство» - Крикун Е.В. в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований. Пояснила, что факт аварийности упавшего дерева не доказан. Упавшее дерево росло на земельном участке, который не принадлежал МКУ «Благоустройство» на каком-либо вещном праве.

Представители третьих лиц - Управления земельными ресурсами администрации г. В., Департамента имущественных и земельных отношений администрации ****, ООО «Войс Коммьюникэйшн» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

По делу принято указанное решение.

В апелляционной жалобе МКУ «Благоустройство» просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что при принятии решения суд допустил нарушение норм материального права, в частности, не применил положения п. 2 ст. 1064 ГК РФ и не учел, что ущерб истцам был причинен не действиями МКУ «Благоустройство», а в результате обстоятельств непреодолимой силы – порывов ветра со скоростью 15-20 м/с. Кроме того, суд не учёл, что упавшее дерево росло на земельном участке, не принадлежавшем МКУ «Благоустройство», и на момент падения находилось в удовлетворительном санитарном состоянии (т. 2 л.д. 212-214).

Варакин В.В., Голубева И.Л., Крючков В.В., Юсипов Р.А., представители УЖКХ администрации г. В., Управления земельными ресурсами администрации г. В., Департамента имущественных и земельных отношений администрации **** и ООО «Войс Коммьюникэйшн», извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст.ст. 1064, 1082 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред; удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

В силу положений п. 2 ст. 3.3 Федерального закона 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Полномочия по благоустройству таких территорий установлены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно ч. 1 ст. 16 которого утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа относятся, в том числе утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, к вопросам местного значения городского округа.

Согласно п. п. 3.1.4.1, 3.1.4.2 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации (утв. приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года № 153) одним из основных мероприятий по правильному содержанию городских зеленых насаждений является обрезка кроны. Санитарная обрезка кроны направлена на удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей, а также ветвей, направленных внутрь кроны или сближенных друг с другом. Обязательному удалению подлежат также побеги, отходящие от центрального ствола вверх под острым углом или вертикально (исключая пирамидальные формы), во избежание их обламывания и образования ран на стволе. Санитарную обрезку следует проводить ежегодно в течение всего вегетационного периода.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющий принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Установлено, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит здание автовокзала по адресу: ****, номер объекта **** (т. 1 л.д.32, 33, 34, 35).

**** во время грозы на принадлежащее истцам здание автовокзала упало дерево. Повреждения крыши здания, стены, забора из металлических профилированных листов, ограждающих территорию автовокзала, обрыв линии электропередачи, осуществляющей питание здания, зафиксированы в акте осмотра от ****, составленном В.В. Крючковым (собственником здания), ИФИО (арендатором части земельного участка по ****), и на фотоснимках с места происшествия (т. 1 л.д. 14-18).

По факту падения дерева на здание автовокзала УМВД России по г.В. была проведена соответствующая проверка на основании заявления фио от **** (КУСП **** – т. 1 л.д. 168-171).

Установив юридически значимые обстоятельства при разрешении настоящего спора, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами права, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для возложения на МКУ г.В. «Благоустройство» обязанности по возмещению причиненного истцам ущерба.

Определяя размер подлежащего возмещению ущерба, суд первой инстанции обосновано руководствовался заключением экспертов ООО «****» от **** ****, определившим стоимость материального ущерба в размере 209 255 руб.

Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером ****, на котором произрастало упавшее дерево, в реестре государственного имущества **** не значится. Согласно сведениям ЕГРН данные о правообладателе земельного участка отсутствуют. Данный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена (т. 1 л.д. 38-39).

Решением Совета народных депутатов города Владимира от 17 марта 2009 года № 60 утверждены Правила создания, содержания, охраны и учета зеленых насаждений на территории города Владимира.

В соответствии с п. 2.5 данных Правил административно-хозяйственное управление зеленым фондом осуществляется управлением жилищно-коммунального хозяйства города Владимира, к компетенции которого относятся: оформление сноса, пересадки, обрезки зеленых насаждений, оценка зеленых насаждений, контроль за проведением компенсационного озеленения; закрепление за гражданами и юридическими лицами, собственниками, пользователями и арендаторами озелененных территорий для охраны, содержания и ухода за зелеными насаждениями; координация деятельности муниципальных служб зеленого хозяйства и иных организаций независимо от формы собственности, осуществляющих свою деятельность в области создания, содержания и охраны зеленых насаждений; ведение паспортизации и реестра зеленых насаждений; выдача условий на освоение озелененных территорий при осуществлении градостроительной деятельности, согласование проектов размещения капитальных и не капитальных сооружений на озелененных территориях, согласование проектов озеленения; согласование правоустанавливающих документов на оборот участков озелененных территорий; организация работ по зеленому строительству и реконструкции зеленых насаждений.

Постановлением главы г. Владимира от 4 марта 2010 года № 666 «О закреплении объектов внешнего благоустройства на праве оперативного управления за МБУ «Благоустройство» объекты внешнего благоустройства изъяты из казны и закреплены на праве оперативного управления за МБУ «Благоустройство», в том числе и зеленые насаждения.

В целях надлежащего содержания объектов внешнего благоустройства, приказом начальника управления ЖКХ № 384-п от 28 декабря 2019 года «Об утверждении для МКУ «Благоустройство» муниципального задания на выполнение муниципальных работ и признании утратившими силу приказа начальника управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города от 19 февраля 2019 года № 44-п» утверждено для МКУ «Благоустройство» муниципальное задание на 2020 год, в соответствии с которым МКУ «Благоустройство» выполняет работы по содержанию зеленых насаждений на территории МО г. Владимир, по удалению сухих и аварийных деревьев.

МКУ г. Владимира «Благоустройство» как юридическое лицо, в силу положений ст. 48 ГК РФ, самостоятельно отвечает по своим гражданско-правовым обязательствам.

Таким образом, с учетом вышеприведенных правовых норм обязанность по содержанию зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером **** и принятие мер по недопущению ситуаций, связанных с их ненадлежащим содержанием, возложена на МКУ г.Владимира «Благоустройство».

Бездействие ответчика, выразившееся в несвоевременном выявлении аварийных, имеющих потенциальную опасность падения деревьев, повлекло за собой причинение имущественного вреда истцам.

Вопреки доводам апелляционной жалобы МКУ г. В. «Благоустройство» не представило допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих отсутствие своей вины в произошедшем падении дерева.

Доказательства, подтверждающие, что состояние дерева на момент падения являлось удовлетворительным и его падение могло произойти исключительно вследствие погодных условий, ответчиком не представлено, равно как и письменных доказательств, подтверждающих проведение ежегодных обследований зеленых насаждений, находящихся на территории данного муниципального образования.

Доводы апеллянта о том, что вред истцам был причинен в результате обстоятельств непреодолимой силы (порывов ветра скоростью 15-20 м/с), подлежат отклонению.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии с пунктом 2.3.1 «Опасные метеорологические явления», пунктом 2 «Природные чрезвычайные ситуации» приложения к приказу МЧС России от 8 июля 2004 года № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях», источником чрезвычайной ситуации природного характера является сильный ветер, скорость которого превышает 25 м/с и более.

Согласно справке Владимирского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды **** от ****, **** при прохождении атмосферного фронта южного циклона в городе В. в период с 20 час. 10 мин. до 22 час. 10 мин. наблюдались неблагоприятные метеорологические явления - гроза, сильный дождь (количество осадков 19 мм, 85% декадной нормы, сильный юго-западный ветер максимальными порывами 17 м/с (т. 1 л.д. 19).

Таким образом, **** максимальные порывы ветра не превышали 17 м/с, в связи с чем в рассматриваемой ситуации ветер не может быть признан источником чрезвычайной ситуации природного характера.

Размер причиненного истцам материального ущерба участвующими в деле лицами не оспаривается, оснований для проверки решения суда в полном объеме судебная коллегия не усматривает.

Судебные расходы обоснованно распределены судом первой инстанции в соответствии с положениями ст. ст. 98, 100 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном удовлетворении исковых требований повторяют правовую позицию ответчика по делу, являлись предметом оценки судом первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в том числе регулирующих порядок сбора, исследования и оценки доказательств, по материалам дела и доводам апелляционной жалобы не установлено.

Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. В. от 1 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МКУ «Благоустройство» – без удовлетворения.

Председательствующий                    Д.В. Яковлева

Судьи                                 И.В. Фирсова

М.А. Белоглазова

Справка: мотивированное апелляционное определение изготовлено ****.

33-3504/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Крючков Владимир Викторович
Юсипов Рифат Аскярович
Голубева Ирина Львовна
Варакин Владимир Владимирович
Ответчики
Муниципальное казенное учреждение города Владимира «Благоустройство»
Управление жилищно-коммунальное хозяйство администрации г. Владимира
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Владимирской области
ООО Войс Коммьюникэйшн
Управление земельными ресурсами Администрации г. Владимира
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Фирсова Ирина Вячеславовна
Дело на сайте суда
oblsud.wld.sudrf.ru
27.08.2021Передача дела судье
23.09.2021Судебное заседание
04.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2021Передано в экспедицию
23.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее