Решение по делу № 2-824/2019 от 29.03.2019

КОПИЯ

Мотивированное решение изготовлено 03 июня 2019 года

Гражданское дело № 2-824/2019 УИД: 66RS001001-2019-000857-52

Р— Рђ Рћ Р§ Рќ Рћ Р•     Р  Р• РЁ Р• Рќ И Р•

Именем Российской Федерации

29 мая 2019 РіРѕРґР°       РіРѕСЂРѕРґ РќРёР¶РЅРёР№ Тагил

           

Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Щукиной Е.В.,

при секретаре Бородиной Т.А.,

с участием помощника Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Тюрина С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Шистка В.П. о возложении обязанности устранить нарушения требований экологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к ИП Шиста В.П. и просит обязать его устранить нарушения экологического и санитарного законодательства, допущенные в ходе предпринимательской деятельности, путем возложения обязанности в срок до 01 сентября 2019 года произвести работу по отнесению коммунальных отходов к конкретному классу опасности, разработать и получить паспорта на указанные отходы; завести в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» следующие учетные документы: - данные учета отходов, принятых индивидуальным предпринимателем; - данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя; - данные учета в области обращения с отходами у индивидуального предпринимателя.

Исковые требования обоснованы следующим. Прокуратурой по обращению граждан проведена проверка законодательства об обращении с отходами в деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги шиномонтажа на территории г. Нижний Тагил. Необходимость прокурорской проверки была обусловлена повышенным вниманием общественности, уделяемым в настоящее время вопросам обращения с отходами. Так, 19 февраля 2019 прокуратурой совместно со специалистами Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области проведена выездная проверка деятельности ИП Шистка В.П. при осмотре территории установлено, что в результате деятельности по оказанию услуг шиномонтажа образуются и накапливаются твердые коммунальные отходы. В нарушение требований законодательства у ИП Шистка В.П. в отношении коммунальных отходов отсутствуют паспорта на отходы I - IV класса опасности, материалы, обосновывающие отнесение отходов I - V класса опасности к конкретному классу опасности. ИП Шистка В.П. не выполняет обязанность по ведению в установленном порядке учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Таким образом, ИП Шистка В.П. не в полной мере исполняются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления.

В судебном заседании помощник Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Тюрин С.Е. поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, просил удовлетворить в полном объеме, дала суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ИП Шистка В.П. в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что с заявленными требованиями не согласен. Ответчиком надлежащим образом исполнены предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанности по отнесению отходов к конкретному классу опасности, а также по составлению паспортов отходов. ИП Шистка В.П. надлежащим образом оформлены паспорта на отходы I - IV классы опасности. Указанные документы были предоставлены в Нижнетагильскую межрайонную природоохранную прокуратуру с сопроводительным письмом. Ответчиком, надлежащим образом выполнены предусмотренные законодательством обязанности, возникающие в связи с образованием при осуществлении им деятельности твердых коммунальных отходов. Ответчиком заключен 01 января 2019 года договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Кроме того, в отношении твердых коммунальных отходов невозможно провести работы по отнесению их к конкретному классу опасности. Также ответчик не является субъектом обязанным вести учет в области обращения с отходами. Ответчиком деятельность по обращению с отходами не осуществляется, в связи с чем предусмотренные ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» обязанности по ведению учета отходов не могут быть возложены на него.

В соответствии с ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом мнения представителя истца, суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщившего об уважительности причин неявки и не просившего о рассмотрении дела в свое отсутствие, в порядке заочного производства.

Заслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что Шистка В.П. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе, свидетельством о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

ИП Шистка В.П. осуществляет предпринимательскую деятельность, оказывая услуги шиномонтажа, что не оспаривается сторонами.

Как установлено в судебном заседании, ИП Шистка В.П. осуществляет свою деятельность в нежилом здании по адресу: (место расположения обезличено).

В ходе выездной проверки 04 марта 2019 года, проведенной прокуратурой совместно со специалистом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, установлено, что при осмотре территории установлено, что в результате деятельности по оказанию услуг шиномонтажа образуются и накапливаются отходы. На момент проведения осмотра на площадки за зданием осуществлялось накопление отходов, визуально относящихся к шинам пневматическим автомобильным отработанным; к отходам минеральных масел моторных; к отходам коммунальным, подобным коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению. Не отнесение отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности (в том числе отходов коммунальных, подобных коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению) является нарушением требований к обращению с отходами I - V классов опасности. Не выполнения в установленном порядке учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов является нарушением ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89 -ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Минприроды от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».

Данный факт ответчиком не оспаривается и подтверждается справкой по результатам участия в проверки от 04 марта 2019 года

Судом установлено, что при деятельности шиномонтажа образуются отходы: покрышки пневматических шин с металлическим и тканевым кордом отработанные; шины пневматические автомобильные отработанные; отходы минеральных и синтетических масел; фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные; фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные; обтирочный материал, загрязнённый нефтью или нефтепродуктами, в связи с чем, ответчик должен проводить инвентаризацию отходов производства и потребления, подтверждать отнесение отходов, образующихся в результате деятельности шиномонтажа, к конкретному классу опасности, а на отходы I-IV класса опасности составлять в установленном порядке паспорта опасных отходов.

ИП Шистка В.П. осуществлено отнесение отходов к конкретному классу опасности и составлены паспорта отходов I - IV классов опасности.

Также суд учитывает, что у ИП Шиста В.П. заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО «Компания «РИФЕЙ» от 01 января 2019 года.

В соответствии с ч. ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с п. 2.3 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 30 апреля 2003 года № 80, класс опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем.

В нарушение требований законодательства у ИП Шистка В.П. в отношении коммунальных отходов отсутствуют материалы, обосновывающие отнесение отходов V класса опасности к конкретному классу опасности.

Согласно ч. 1 ст. 19 «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами.

В силу пункта 1 Порядка учета в области обращения с отходами устанавливаются требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Толкование положений статьей 1, 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пункта 1 Порядка учета в области обращения с отходами, в их совокупности свидетельствует о наличии у юридических лиц, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления, обязанности вести учет отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, представлять соответствующую отчетность в орган, осуществляющий сбор и обработку соответствующей информации.

В соответствии с пунктом 5 Порядка, учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другими лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

В пункте 6 Порядка указано, что данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде.

Пунктом 20 Порядка предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно ч. 1 и 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В нарушение вышеуказанных требований ИП Шистка В.П. не выполняет обязанность по ведению в установленном порядке учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Так, ответчиком не представлены документы, которые могли бы подтвердить учет ответчиком образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, образующихся в ходе осуществления деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, никаких доказательств, которые могли бы с достоверностью свидетельствовать об отсутствии установленных нарушений действующего законодательства, в нарушение положений указанной нормы, стороной ответчика в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ответчик не доказал факт работы по отнесению коммунальных отходов к конкретному классу опасности, а также отсутствие коммунальных отходов от своей деятельности. Также ответчик не представил в суд журналы по учету отходов, принятых индивидуальным предпринимателем; по учету отходов, переданных от индивидуального предпринимателя; по учету в области обращения с отходами у индивидуального предпринимателя, в силу чего требования прокурора в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Прокурор просит установить ответчику срок для устранения выявленных нарушений экологического и природоохранного законодательства до 01 сентября 2019 года. Ответчик не представил возражения относительно данного срока, в силу чего суд соглашается с прокурором и считает возможным установить ответчику такой срок для устранения нарушений природоохранного и экологического законодательства.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

В ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, в том числе при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Неисполнение ответчиком требований действующего экологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления оказывает негативное воздействие на здоровье человека, препятствует поддержанию и восстановлению благоприятного состояния окружающей среды и сохранению биологического разнообразия, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ИП Шистка В.П.подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, от уплаты которой прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, при предъявлении исковых требований был освобожден.

Суд полагает, что с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-198, 233, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Шистка В.П. о возложении обязанности устранить нарушения требований экологического законодательства удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Шистка В.П. в срок до 01 сентября 2019 года произвести работу по отнесению коммунальных отходов к конкретному классу опасности, разработать и получить паспорта на указанные отходы.

Обязать индивидуального предпринимателя Шистка В.П. на постоянной основе вести учет в области обращения с отходами, в том числе в срок до 01 сентября 2019 года завести в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» следующие учетные документы:

- данные учета отходов, принятых индивидуальным предпринимателем;

- данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя;

- данные учета в области обращения с отходами у индивидуального предпринимателя.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Шистка В.П. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.

Разъяснить ответчику, что государственную пошлину ему необходимо уплатить в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда, и копию квитанции направить в суд, вынесший решение.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае если такое заявление подано, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

РЎСѓРґСЊСЏ     РїРѕРґРїРёСЃСЊ Р•.Р’. Щукина

Копия верна.

РЎСѓРґСЊСЏ          Р•.Р’. Щукина

2-824/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор
ИП Шистка Виктор Петрович
Суд
Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила
Дело на сайте суда
tagilstroevsky.svd.sudrf.ru
29.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2019Передача материалов судье
03.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2019Судебное заседание
29.05.2019Судебное заседание
27.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Судебное заседание
12.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее