РљРћРџРРЇ
Мотивированное решение изготовлено 03 июня 2019 года
Гражданское дело в„– 2-824/2019 РЈРР”: 66RS001001-2019-000857-52
Р— Рђ Рћ Р§ Рќ Рћ Р• Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
29 мая 2019 года город Нижний Тагил
Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Щукиной Е.В.,
при секретаре Бородиной Т.А.,
с участием помощника Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Тюрина С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Шистка В.П. о возложении обязанности устранить нарушения требований экологического законодательства,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ, действуя РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, обратился СЃ РёСЃРєРѕРј Рє РРџ Шиста Р’.Рџ. Рё РїСЂРѕСЃРёС‚ обязать его устранить нарушения экологического Рё санитарного законодательства, допущенные РІ С…РѕРґРµ предпринимательской деятельности, путем возложения обязанности РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 01 сентября 2019 РіРѕРґР° произвести работу РїРѕ отнесению коммунальных отходов Рє конкретному классу опасности, разработать Рё получить паспорта РЅР° указанные отходы; завести РІ соответствии СЃ требованиями Приказа РњРёРЅРїСЂРёСЂРѕРґС‹ Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 01 сентября 2011 РіРѕРґР° в„– 721 «Об утверждении РџРѕСЂСЏРґРєР° учета РІ области обращения СЃ отходами» следующие учетные документы: - данные учета отходов, принятых индивидуальным предпринимателем; - данные учета отходов, переданных РѕС‚ индивидуального предпринимателя; - данные учета РІ области обращения СЃ отходами Сѓ индивидуального предпринимателя.
Рсковые требования обоснованы следующим. Прокуратурой РїРѕ обращению граждан проведена проверка законодательства РѕР± обращении СЃ отходами РІ деятельности организаций Рё индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги шиномонтажа РЅР° территории Рі. РќРёР¶РЅРёР№ Тагил. Необходимость РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕР№ проверки была обусловлена повышенным вниманием общественности, уделяемым РІ настоящее время вопросам обращения СЃ отходами. Так, 19 февраля 2019 прокуратурой совместно СЃРѕ специалистами Министерства природных ресурсов Рё экологии Свердловской области проведена выездная проверка деятельности РРџ Шистка Р’.Рџ. РїСЂРё осмотре территории установлено, что РІ результате деятельности РїРѕ оказанию услуг шиномонтажа образуются Рё накапливаются твердые коммунальные отходы. Р’ нарушение требований законодательства Сѓ РРџ Шистка Р’.Рџ. РІ отношении коммунальных отходов отсутствуют паспорта РЅР° отходы I - IV класса опасности, материалы, обосновывающие отнесение отходов I - V класса опасности Рє конкретному классу опасности. РРџ Шистка Р’.Рџ. РЅРµ выполняет обязанность РїРѕ ведению РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных РґСЂСѓРіРёРј лицам или полученных РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… лиц, Р° также размещенных отходов. Таким образом, РРџ Шистка Р’.Рџ. РЅРµ РІ полной мере исполняются экологические Рё санитарно-эпидемиологические требования РїСЂРё обращении СЃ отходами производства Рё потребления.
В судебном заседании помощник Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Тюрин С.Е. поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, просил удовлетворить в полном объеме, дала суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Ответчик РРџ Шистка Р’.Рџ. РІ судебное заседание РЅРµ явился, направил письменный отзыв РЅР° РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление, РІ котором указал, что СЃ заявленными требованиями РЅРµ согласен. Ответчиком надлежащим образом исполнены предусмотренные СЃС‚. 14 Федерального закона РѕС‚ 24 РёСЋРЅСЏ 1998 РіРѕРґР° в„– 89-ФЗ «Об отходах производства Рё потребления» обязанности РїРѕ отнесению отходов Рє конкретному классу опасности, Р° также РїРѕ составлению паспортов отходов. РРџ Шистка Р’.Рџ. надлежащим образом оформлены паспорта РЅР° отходы I - IV классы опасности. Указанные документы были предоставлены РІ Нижнетагильскую межрайонную природоохранную прокуратуру СЃ сопроводительным РїРёСЃСЊРјРѕРј. Ответчиком, надлежащим образом выполнены предусмотренные законодательством обязанности, возникающие РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ образованием РїСЂРё осуществлении РёРј деятельности твердых коммунальных отходов. Ответчиком заключен 01 января 2019 РіРѕРґР° РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РЅР° оказание услуг РїРѕ обращению СЃ твердыми коммунальными отходами. РљСЂРѕРјРµ того, РІ отношении твердых коммунальных отходов невозможно провести работы РїРѕ отнесению РёС… Рє конкретному классу опасности. Также ответчик РЅРµ является субъектом обязанным вести учет РІ области обращения СЃ отходами. Ответчиком деятельность РїРѕ обращению СЃ отходами РЅРµ осуществляется, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем предусмотренные СЃС‚. 19 Федерального закона «Об отходах производства Рё потребления» обязанности РїРѕ ведению учета отходов РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть возложены РЅР° него.
В соответствии с ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом мнения представителя истца, суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщившего об уважительности причин неявки и не просившего о рассмотрении дела в свое отсутствие, в порядке заочного производства.
Заслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Шистка В.П. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе, свидетельством о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
РРџ Шистка Р’.Рџ. осуществляет предпринимательскую деятельность, оказывая услуги шиномонтажа, что РЅРµ оспаривается сторонами.
Как установлено РІ судебном заседании, РРџ Шистка Р’.Рџ. осуществляет СЃРІРѕСЋ деятельность РІ нежилом здании РїРѕ адресу: (место расположения обезличено).
В ходе выездной проверки 04 марта 2019 года, проведенной прокуратурой совместно со специалистом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, установлено, что при осмотре территории установлено, что в результате деятельности по оказанию услуг шиномонтажа образуются и накапливаются отходы. На момент проведения осмотра на площадки за зданием осуществлялось накопление отходов, визуально относящихся к шинам пневматическим автомобильным отработанным; к отходам минеральных масел моторных; к отходам коммунальным, подобным коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению. Не отнесение отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности (в том числе отходов коммунальных, подобных коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению) является нарушением требований к обращению с отходами I - V классов опасности. Не выполнения в установленном порядке учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов является нарушением ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89 -ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Минприроды от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».
Данный факт ответчиком не оспаривается и подтверждается справкой по результатам участия в проверки от 04 марта 2019 года
Судом установлено, что при деятельности шиномонтажа образуются отходы: покрышки пневматических шин с металлическим и тканевым кордом отработанные; шины пневматические автомобильные отработанные; отходы минеральных и синтетических масел; фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные; фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные; обтирочный материал, загрязнённый нефтью или нефтепродуктами, в связи с чем, ответчик должен проводить инвентаризацию отходов производства и потребления, подтверждать отнесение отходов, образующихся в результате деятельности шиномонтажа, к конкретному классу опасности, а на отходы I-IV класса опасности составлять в установленном порядке паспорта опасных отходов.
РРџ Шистка Р’.Рџ. осуществлено отнесение отходов Рє конкретному классу опасности Рё составлены паспорта отходов I - IV классов опасности.
Также СЃСѓРґ учитывает, что Сѓ РРџ Шиста Р’.Рџ. заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РЅР° оказание услуг РїРѕ обращению СЃ твердыми коммунальными отходами СЃ РћРћРћ «Компания «РРФЕЙ» РѕС‚ 01 января 2019 РіРѕРґР°.
В соответствии с ч. ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с п. 2.3 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 30 апреля 2003 года № 80, класс опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем.
Р’ нарушение требований законодательства Сѓ РРџ Шистка Р’.Рџ. РІ отношении коммунальных отходов отсутствуют материалы, обосновывающие отнесение отходов V класса опасности Рє конкретному классу опасности.
Согласно ч. 1 ст. 19 «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами.
В силу пункта 1 Порядка учета в области обращения с отходами устанавливаются требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
Толкование положений статьей 1, 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пункта 1 Порядка учета в области обращения с отходами, в их совокупности свидетельствует о наличии у юридических лиц, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления, обязанности вести учет отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, представлять соответствующую отчетность в орган, осуществляющий сбор и обработку соответствующей информации.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другими лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
В пункте 6 Порядка указано, что данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде.
Пунктом 20 Порядка предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно ч. 1 и 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Р’ нарушение вышеуказанных требований РРџ Шистка Р’.Рџ. РЅРµ выполняет обязанность РїРѕ ведению РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных РґСЂСѓРіРёРј лицам или полученных РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… лиц, Р° также размещенных отходов.
Так, ответчиком не представлены документы, которые могли бы подтвердить учет ответчиком образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, образующихся в ходе осуществления деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, никаких доказательств, которые могли бы с достоверностью свидетельствовать об отсутствии установленных нарушений действующего законодательства, в нарушение положений указанной нормы, стороной ответчика в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ответчик не доказал факт работы по отнесению коммунальных отходов к конкретному классу опасности, а также отсутствие коммунальных отходов от своей деятельности. Также ответчик не представил в суд журналы по учету отходов, принятых индивидуальным предпринимателем; по учету отходов, переданных от индивидуального предпринимателя; по учету в области обращения с отходами у индивидуального предпринимателя, в силу чего требования прокурора в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Прокурор просит установить ответчику срок для устранения выявленных нарушений экологического и природоохранного законодательства до 01 сентября 2019 года. Ответчик не представил возражения относительно данного срока, в силу чего суд соглашается с прокурором и считает возможным установить ответчику такой срок для устранения нарушений природоохранного и экологического законодательства.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
В ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, в том числе при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Неисполнение ответчиком требований действующего экологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления оказывает негативное воздействие на здоровье человека, препятствует поддержанию и восстановлению благоприятного состояния окружающей среды и сохранению биологического разнообразия, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Р’ соответствии СЃ С‡. 1 СЃС‚. 103 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации СЃ РРџ Шистка Р’.Рџ.подлежит взысканию РІ РґРѕС…РѕРґ местного бюджета государственная пошлина, РѕС‚ уплаты которой РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ, действующий РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, РїСЂРё предъявлении исковых требований был освобожден.
Суд полагает, что с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198, 233, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, действующего РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, Рє индивидуальному предпринимателю Шистка Р’.Рџ. Рѕ возложении обязанности устранить нарушения требований экологического законодательства удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Шистка В.П. в срок до 01 сентября 2019 года произвести работу по отнесению коммунальных отходов к конкретному классу опасности, разработать и получить паспорта на указанные отходы.
Обязать индивидуального предпринимателя Шистка В.П. на постоянной основе вести учет в области обращения с отходами, в том числе в срок до 01 сентября 2019 года завести в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» следующие учетные документы:
- данные учета отходов, принятых индивидуальным предпринимателем;
- данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя;
- данные учета в области обращения с отходами у индивидуального предпринимателя.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Шистка В.П. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.
Разъяснить ответчику, что государственную пошлину ему необходимо уплатить в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда, и копию квитанции направить в суд, вынесший решение.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае если такое заявление подано, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья подпись Е.В. Щукина
Копия верна.
Судья Е.В. Щукина