61RS0006-01-2021-005159-28
Дело №2-3524/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2021 года г. Ростов-на-Дону
Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи НИКОНОРОВОЙ Е.В.
при секретаре Мелащенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кобелева Н.О. к Титовой О.А., 3-и лица: Кобелева Е.И., Качур А.Ю., Управление Росреестра по Ростовской области, Филиал «Южный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны РФ, нотариус Завадская М.В., о признании договора купли-продажи частично недействительным, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истец Кобелев Н.О. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 20.05.2015 года между Качур А.Ю. и его отцом – ФИО7 – заключен договор купли-продажи квартиры, общей площадью 66,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Истец зарегистрирован в данной квартире с 03.07.2015 года. Кобелев Н.О. указывает, что ДД.ММ.ГГГГ его отец умер, в связи с чем его бабушка – мать отца – Кобелева Е.И. передала ему и его матери завещание 2016 года, в котором отец завещал квартиру после своей смерти сыну. Также Кобелева Е.И. сообщила, что на приобретение данной квартиры ФИО7 была предоставлена субсидия как военнослужащему Минобороны РФ. Истец ссылается на то, что, как ему стало известно, на приобретение квартиры по адресу: <адрес> его отцу была предоставлена субсидия в размере 4148182 рублей 50 копеек на состав семьи из двух человек: сам ФИО7 и сын Кобелев Н.О. Однако как следует из договора, в нарушение закона квартира оформлена на имя ФИО7 Истец указывает, что о данном обстоятельстве ему не было известно, поскольку на момент совершения сделки он был несовершеннолетним, а отец никогда не говорил ему, за счет каких денежных средств приобретена квартира и каким образом оформлено право собственности. Поскольку родители Кобелева Н.О. с 15.12.2014 года были разведены, в июне 2016 года у ФИО7 образовалась новая семья. После смерти ФИО7 его новой супругой Титовой О.А. нотариусу предъявлено завещание, составленное его отцом незадолго до смерти в апреле 2021 года. По мнению истца, при заключении договора купли-продажи квартиры были нарушены ФЗ «О статусе военнослужащих» и ЖК Российской Федерации, в связи с чем соответствующая сделка является недействительной на основании п.1 ст.168 ГК Российской Федерации, поскольку совершена в нарушение прав несовершеннолетнего. На основании изложенного истец Кобелев Н.О. просит суд признать договор купли-продажи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Качур А.Ю. и ФИО7 частично недействительным; признать за ним право собственности на 1/2 часть <адрес>, уменьшив долю Кобелева О.В. до 1/2.
Определением судьи от 27.08.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечена нотариус Завадская М.В.
Истец Кобелев Н.О. в судебное заседание не явился, извещен о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 158).
Представитель истца Кобелева Н.О. – Панова Э.Л., действующая на основании доверенности и ордера, в судебном заседании отказалась давать пояснения по существу заявленных требований и самовольно покинула зал судебного заседания до стадии заслушивания пояснений сторон.
Ответчик Титова О.А., а также ее представитель Бычкова Е.Ю., действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении иска, ссылаясь в том числе на пропуск Кобелевым Н.О. срока исковой давности.
Третьи лица Кобелева Е.И., Качур А.Ю., нотариус Завадская М.В., а также представители третьих лиц Управления Росреестра по Ростовской области, Филиала «Южный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны РФ в судебное заседание не явились, извещены о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 153, 154). В отношении них дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК Российской Федерации.
Суд, выслушав ответчика Титову О.А. и ее представителя – Бычкову Е.Ю., исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу п.1 ст.8 ГК Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно п.1 ст.9 ГК Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
На основании абз.1 п.1 ст.421 ГК Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с п.п.3, 4 ст.1 ГК Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В силу абз.1 п.1 ст.10 ГК Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно п.2 ст.10 ГК Российской Федерации, в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
По смыслу приведенных выше положений действующего гражданского законодательства, добросовестность при осуществлении гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей предполагает поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующей ей.
При этом установление судом факта злоупотребления правом одной из сторон влечет принятие мер, обеспечивающих защиту интересов от недобросовестного поведения другой стороны.
По делу установлено, что истец Кобелев Н.О. является сыном ФИО7 и ФИО10 (свидетельство о рождении – л.д. 46).
16.01.2015 года брак между ФИО7 и ФИО10 прекращен на основании решения мирового судьи судебного участка № Аксайского судебного района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано свидетельство о расторжении брака (л.д. 49).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 заключил брак с Титовой О.А. (л.д. 82).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умер (свидетельство о смерти – л.д. 75).
На момент смерти ФИО7 являлся собственником квартиры № по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано 25.05.2015 года (л.д. 48).
Указанная квартира приобретена ФИО7 на основании договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств № от 20.05.2015 года, заключенного с Качур А.Ю.
По мнению истца Кобелева Н.О., указанный договор купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств № от 20.05.2015 года заключен с нарушением требований закона, в связи с чем соответствующая сделка является оспоримой на основании п.1 ст.168 ГК Российской Федерации, поскольку при ее совершении нарушены его права как несовершеннолетнего члена семьи ФИО7, притом что квартира приобретена ФИО7 за счет субсидии, предоставленной ему как военнослужащему на состав семьи из двух человек, однако право собственности на нее оформлено исключительно на ФИО7
В силу п.1 ст.166 ГК Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
На основании п.1 ст.168 ГК Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
На основании абз.1 п.1 ст.167 ГК Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно п.2 ст.167 ГК Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В ч.1 ст.56 ГПК Российской Федерации гражданский процессуальный закон возлагает на стороны бремя предоставления суду доказательств в подтверждение, как доводов обоснования, так и доводов опровержения исковых требований.
Согласно ст.55 ГПК Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Возражая против удовлетворения исковых требований Кобелева Н.О., ответчик Титова О.А. в ходе судебного разбирательства по делу заявила о пропуске истцом срока исковой давности, полагая, что, поскольку на момент заключения договора Кобелев Н.О. был практически совершеннолетним, срок исковой давности оспаривания соответствующей сделки подлежит исчислению с момента ее совершения.
Исходя из п.2 ст.181 ГК Российской Федерации срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
С настоящим исковым заявлением о признании договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств № от 20.05.2015 года, стороной которого Кобелев Н.О. не являлся, он обратился в суд 30.07.2021 года, то есть спустя 6 лет с момента заключения такого договора.
Однако как указывает истец, обстоятельства, с которыми он связывает нарушение своих прав, а именно, приобретение квартиры на основании оспариваемого договора за счет предоставленной субсидии, стали известны ему после смерти отца – в апреле 2021 года.
Данных, объективно свидетельствующих об обратном, в ходе судебного разбирательства по делу не установлено, в связи с чем суд отклоняет довод ответной стороны о пропуске Кобелевым Н.О. срока исковой давности предъявления настоящего иска.
Разрешая по существу исковые требования Кобелева Н.О., по мнению которого право собственности на спорную квартиру должно было быть зарегистрировано не только за ФИО7, но и за ним, поскольку данная квартира приобретена за счет предоставленной ФИО7 субсидии на состав семьи из двух человек, суд исходит из следующего.
В силу абз.1 п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
На основании абз.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим – гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более – по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ответу начальника Филиала «<данные изъяты> от 31.05.2021 года № решением №, принятым <данные изъяты> 20.03.2015 года, ФИО7 на состав семьи из двух человек: он, сын Кобелев Н.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 4148182 рублей 50 копеек. Денежные средства в полном объеме перечислены на банковский счет ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50).
Вместе с тем, само по себе то обстоятельство, что жилое помещение приобретено за счет предоставленной военнослужащему и членам его семьи субсидии, не свидетельствует о том, что такое жилое помещение подлежит регистрации в общую долевую собственность всех членов семьи.
Как установлено судом и не опровергнуто истцовой стороной, в данном случае субсидия была предоставлена ФИО7 как военнослужащему, в состав семьи которого был включен истец Кобелев Н.О. Непосредственно Кобелеву Н.О. как члену семьи военнослужащего ФИО7 субсидия не предоставлялась, тогда как ее размер был определен, в том числе, с учетом количественного состава семьи.
Вопреки доводам истца, положений о том, что приобретаемое за счет субсидии жилое помещение подлежит оформлению в общую долевую собственность всех членов семьи военнослужащего ни Федеральный закон от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ни Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.07.2014 года №510, не содержат.
Одновременно суд учитывает, что, как следует из п.1.5 договора, цена объекта недвижимости составила 3350000 рублей, что меньше размера выделенной ФИО7 субсидии.
Согласно п.п.2.1.2-2.1.3 договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств № от 20.05.2015 года, сумма в размере 2393000 рублей оплачена покупателем за счет собственных средств, а сумма в размере 957000 рублей – за счет средств ипотечного кредита (л.д. 41-45).
Указанное позволяет прийти к выводу о том, что цена договора, на основании которого приобретена квартира по адресу: <адрес>, лишь в части оплачена за счет предоставленной ФИО7 субсидии.
На данное обстоятельство в ходе судебного разбирательства по делу ссылалась также и ответчик Титова О.А., одновременно настаивающая на том, что исполнение кредитных обязательств по договору № от 20.05.2015 года осуществлялось ФИО7 в том числе после регистрации брака с ней.
В частности, в ходе судебного разбирательства по делу установлено, что 07.03.2017 года ФИО7 с <данные изъяты>» заключен кредитный договор № согласно которому ФИО7 предоставлен кредит в размере 918674 рублей 50 копеек, целевым назначением которого являлось погашение кредита, предоставленного залогодателю <данные изъяты> по кредитному договору № от 20.05.2015 года (л.д. 175). Поручителем при заключении данного кредитного договора выступала Титова О.А. (л.д. 176).
Оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК Российской Федерации в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к выводу о том, что заключение договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств № от 20.05.2015 года ФИО7 исключительно от своего имени, что впоследствии явилось основанием для регистрации права его индивидуальной собственности на приобретенное жилое помещение, нельзя признать нарушающим требования закона или иного правового акта.
Кроме того, вопреки доводам истцовой стороны, указанное выше обстоятельство оформления приобретенной ФИО7 квартиры в индивидуальную собственность, не привело к нарушению прав Кобелева Н.О., являвшегося на момент заключения договора несовершеннолетним, поскольку с 03.07.2015 года и до настоящего времени он зарегистрирован в соответствующем жилом помещении, что подтверждается поквартирной карточкой (л.д. 179).
При таких фактических обстоятельствах, установленных в ходе судебного разбирательства по делу, суд на основании приведенных требований закона приходит к выводу о том, что исковые требования Кобелева Н.О. удовлетворению не подлежат, поскольку необоснованны и опровергнуты достаточными доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░.░., 3-░ ░░░░: ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ «░░░░░» ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░)» ░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░6, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░