Решение по делу № 33-3105/2020 от 07.10.2020

Дело №33-3105/2020                                              судья Свиридова О.С.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

02 декабря 2020 года                                                                      город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Селищева В.В.,

судей Фатеевой Л.В., Полосухиной Н.А.,

при секретаре Комкове С.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1164/2020 по иску Васильева И.В. к государственному учреждению Тульской области «Центр занятости населения Тульской области» о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве безработного, обязании поставить на учет в качестве безработного и производить выплаты пособия по безработице, по апелляционной жалобе представителя государственного учреждения Тульской области «Центр занятости населения Тульской области» на решение Советского районного суда г. Тулы от 3 июля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Фатеевой Л.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Васильев И.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Центр занятости населения Тульской области» (далее – ГУ ТО «ЦЗН ТО») о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве безработного, обязании поставить на учет в качестве безработного и производить выплаты пособия по безработице.

В обоснование заявленных требований указал на то, что до ДД.ММ.ГГГГ он состоял на регистрационном учете в квартире <адрес>, являясь собственником доли данной квартиры, которую в силу сложившихся жизненных обстоятельств был вынужден продать, в связи с чем в настоящее время он не имеет определенного места жительства, зарегистрирован временно у бывшей супруги по январь 2021 г. по адресу: <адрес>. В настоящее время он является безработным.

6 мая 2020 г. он обратился через информационный портал Госуслуги с заявлением о регистрации в качестве безработного, однако 29 мая 2020 г. ответчик отказал в удовлетворении данного заявления со ссылкой на отсутствие постоянной прописки.

Просил признать данный отказ незаконным, возложить на ГУ ТО «ЦЗН ТО» обязанность поставить его на учет с даты обращения, то есть с 6 мая 2020 г., и производить с указанной даты соответствующие выплаты. Также просил взыскать с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебное заседание суда первой инстанции истец Васильев И.В. не явился, был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании доводы искового заявления поддержал по изложенным в нем основаниям, пояснил, что адрес, указанный в свидетельстве о его регистрации по месту пребывания, является местом его преимущественного проживания.

Представитель ответчика ГУ ТО «ЦЗН ТО» по доверенности Казакова С.В. доводы искового заявления не признала, просила отказать в его удовлетворении, указав, что истец не отрицает отсутствие постоянного места жительства на территории Тульской области, в связи с чем осуществить регистрацию Васильева И.В. в качестве безработного не представляется возможным.

Представитель третьего лица Ленинского подразделения ГУ ТО «ЦЗН ТО», привлеченного судом к участию в деле на основании определения от 18 июня 2020 г., не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Решением Советского районного суда г. Тулы от 3 июля 2020 года исковые требования Васильева И.В. удовлетворены. Суд признал решение ГУ ТО «ЦЗН ТО», оформленное письмом от 22 мая 2020 г., незаконным и отменил. Обязал ГУ ТО «ЦЗН ТО» рассмотреть вопрос о постановке Васильева И.В. на учет в качестве безработного и назначении пособия на основании обращения от 6 мая 2020 г.

В апелляционной жалобе представитель ГУ ТО «ЦЗН ТО» просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика ГУ ТО «ЦЗН ТО» по доверенности Туманову Е.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Васильев И.В. на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>.

6 мая 2020 г. Васильев И.В. обратился в Ленинское подразделение ГУ ТО «ЦЗН ТО» через портал Государственных услуг Российской Федерации с заявлением о его регистрации в целях поиска подходящей работы, предоставив паспорт, трудовую книжку и документ об образовании, а ДД.ММ.ГГГГ – уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе, лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и свидетельство о регистрации по месту пребывания.

По результатам рассмотрения обращения истца ГУ ТО «ЦЗН ТО» в письме от ДД.ММ.ГГГГ разъяснило о невозможности признания Васильева И.В. безработным в связи с отсутствием постоянной регистрации, а также указало, что с 6 мая 2020 г. истец зарегистрирован в качестве ищущего работу и может воспользоваться банком вакансий в целях поиска подходящей работы на портале «Работа в России» в блоке «Резюме».

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации".

В статье 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абзац третий пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 данного закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

перечисленные в статье 2 названного закона (то есть занятые граждане).

Главой III Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа (пункт 2 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Порядок определения размеров пособия по безработице установлен статьей 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.

Пунктом 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы установлено, что постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: а) паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего; б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 6 октября 2015 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского", само по себе законодательное закрепление перечня документов, при представлении которых гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, должен быть признан безработным, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поскольку является элементом правового механизма социальной защиты от безработицы и в силу этого не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, закрепленного статьей 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ни как умаление государственных гарантий его реализации. Вместе с тем, формируя такой перечень, федеральный законодатель должен принимать во внимание целевое назначение включаемых в него документов и исходить из того, что их истребование от граждан может быть оправдано исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы (абзац второй пункта 3 названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации).

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что защита граждан от безработицы является одним из направлений государственной политики в сфере занятости населения. Названная цель реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на нейтрализацию негативных и нежелательных последствий, связанных с утратой гражданами работы, и социальную поддержку граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода). К числу таких мер относится пособие по безработице, которое выплачивается гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными. При этом безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости населения при представлении таким гражданином ряда документов.

Таким образом, истребование от гражданина, зарегистрированного в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, документов, при представлении которых он должен быть признан безработным, может быть обусловлено исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы.

Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

При рассмотрении настоящего дела по иску Васильева И.В., оспаривавшего правомерность фактического отказа Центра занятости населения г.Тулы в принятии его на учет в качестве безработного с предоставлением установленных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" мер социальной поддержки, включая выплату пособия по безработице, суд первой инстанции правильно применил к спорным отношениям приведенные выше правовые нормы об условиях и порядке признания гражданина безработным, учёл правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что истребование от граждан документов, указанных в пункте 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", в целях признания таких граждан безработными не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом Васильевым И.В. в ГУ ТО «ЦЗН ТО» был представлен необходимый для постановки его на учет в качестве безработного комплект документов.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Данное постановление вступило в силу со дня его официального опубликования (8 апреля 2020 г.) и действует по 31 декабря 2020 г.

Абзацем вторым пункта 1 Временных правил установлено, что в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Согласно пункту 2 данных Временных правил регистрация в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от их места жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.

Согласно ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Место пребывания – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Представленный истцом Васильевым И.В. в службу занятости документ подтверждает его регистрацию в жилом помещении по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Регистрация Васильева И.В. по указанному в свидетельстве от ДД.ММ.ГГГГ адресу произведена на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Указанный адрес является для Васильева И.В. местом преимущественного проживания. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Согласно представленного суду апелляционной инстанции ответа Федеральной кадастровой палаты по Тульской области, в отношении Васильева И.В. отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости ( л.д. 135).

Судебная коллегия полагает, что при данных, установленных по делу фактических обстоятельствах, отсутствие у Васильева И.В. постоянной регистрации на территории тульской области, при соблюдении им иных условий, установленных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", не может служить безусловным основанием для отказа в признании безработным и лишения его права на получение мер социальной поддержки, обусловленных таким статусом.

Иное толкование и применение норм права, при установленных обстоятельствах, указывало бы на формальный подход к рассмотрению настоящего дела, предметом которого являлся спор, связанный с реализацией гражданином установленных законом государственных гарантий социальной защиты от безработицы, что привело бы к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и прав Васильева И.В. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому статьей 8 Всеобщей декларации прав человека, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта и гражданских и политических правах, а также частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.

Изложенные в решении выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.10.2019г.№29-КГ19-6.

Доводы ГУ ТО «ЦЗН ТО», изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования и проверки в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также иное толкование норм права.

С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Советского районного суда г. Тулы от 3 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ ТО «ЦЗН ТО» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3105/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильев Игорь Викторович
Ответчики
ГУ ТО "ЦЗН ТО" Ленинское подразделение
ГУ Тульской области "ЦЗН г. Тулы"
Другие
Туманова Елена Анатольевна
Казакова Светлана Вячеславовна
Букетова Марина Викторовна
Суд
Тульский областной суд
Судья
Алдошина Валерия Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
21.10.2020Судебное заседание
18.11.2020Судебное заседание
02.12.2020Судебное заседание
04.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2020Передано в экспедицию
02.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее