66а-1298/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Сочи 24 ноября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Катанаевой А.С.,
судей Колпаковой А.В., Салтыкова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Московского городского суда административное дело № 3а-881/2020 (УИД № 23OS0000-01-2020-000384-13) по административному исковому заявлению Щербакова Евгения Александровича об оспаривании нормативного правового акта в части,
по апелляционной жалобе Щербакова Е.А. на решение Краснодарского краевого суда от 6 июля 2020 г., которым отказано в удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С., объяснения представителя административного истца Блинова Е.Е. (участвовал посредством видеоконференц-связи), заключение прокурора третьего отдела управления Главного гражданско-судебного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н., судебная коллегия
установила:
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. № 3043 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее также Перечень), в который включены расположенные по адресу: <адрес> нежилые помещения с кадастровыми номерами <данные изъяты> (пункт 66863), <данные изъяты> (пункт 66867), <данные изъяты> (пункт 66874).
Щербаков Е.А., собственник указанных объектов недвижимости, обратился в суд с заявлением о признании недействующими приведенных норм, полагая, что они не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Краснодарского краевого суда от 6 июля 2020 г. административный иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
На апелляционную жалобу поступили письменные возражения прокурора, участвующего в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Решение суда в указанной части не обжалуется.
В пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) федеральный законодатель указал, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 названного кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которое фактически используются для размещения перечисленных объектов.
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения названных объектов признается использование в этих целях не менее 20 процентов его общей площади (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно (подпункты 1 названных пунктов); предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно, то есть назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или фактически используется в перечисленных целях (подпункты 2 указанных пунктов).
В соответствии со статьей 1.1 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. № 620-КЗ «О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения перечисленных объектов.
Таким образом, оспариваемые пункты Перечня могут быть признаны соответствующими статье 378.2 НК РФ и статье 1.1 поименованного выше регионального закона, если спорное помещение находится в здании, подпадающем под условия, перечисленные в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ, либо соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 этой статьи.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 г. № 319, установлено, что в перечень объектов недвижимого имущества, на очередной налоговый период включаются здания (строения, сооружения) и помещения, вид фактического использования которых определен уполномоченным органом до 1 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции при его рассмотрении и разрешении, спорные помещения расположены в здании с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1841,4 кв.м. Согласно техническому паспорту, составленному ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное БТИ» по состоянию на 4 марта 2011 г., площадь находящихся в нем помещений с наименованием «торгово-офисные» составляет более 50 %.
Акт обследования здания в целях определения вида его фактического использования составлен по состоянию на 18 июня 2018 г.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 2 августа 2018 г. № 1663 установлен вид фактического использования здания с кадастровым номером <данные изъяты> «в целях размещения торговых объектов, а также в целях делового, административного или коммерческого назначения». Указанное здание включено в Перечень под пунктом 36373.
Таким образом, спорные помещения правомерно включены в оспариваемый Перечень в связи с нахождением в здании, подпадающем под условия, перечисленные в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно данным технического паспорта на здание, составленного ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 4 марта 2011 г., помещения административного истца № имеют назначения «торговое – офисное помещение», площадью 36,5, 36,5 и 31,9 соответственно.
Из данных технических паспортов на каждое помещение в отдельности, составленных Горяче-Ключевским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю на 4 марта 2011 г., наименование объектов учета – «технические и торговые помещения», где 100% площади каждого из помещений составляют помещения с назначениями «торговое – офисное помещение».
Сведений об изменении назначений данных нежилых помещений в материалах дела не содержится.
Таким образом, поскольку наименование и назначение названных объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, то включение их в оспариваемые пункты перечня полностью согласуется с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 6 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Щербакова Евгения Александровича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи