Решение по делу № 2-852/2023 (2-4622/2022;) от 12.12.2022

    УИД:

    Дело № 2-852/2023

                                                          РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июня 2023 года

Кировский районный суд г.Перми в составе

председательствующего судьи Поносовой И.В.,

при секретаре Сергеевой М.С.,

с участием истца Евдокимовой Н.Н., представителя ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю-Евдокимовой Ю.Р., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евдокимовой Н.Н., Дудоноговой В.Я. к Администрации города Перми, Департаменту земельных отношений администрации города Перми, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о возложении обязанности, возмещении имущественного ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Евдокимова Н.Н., Дудоногова В.Я. обратились в суд с иском, с учетом уточнений? к администрации города Перми, Департаменту земельных отношений администрации города Перми, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о возложении обязанности по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , о восстановлении ранее имевшихся сведений на земельный участок с кадастровым номером путем изменения его статуса с «архивный» на «ранее учтенный», о «прикреплении» МКД <адрес> к земельному участку с кадастровым номером о возложении обязанности по ознакомлению с реестровым делом земельного участка с кадастровым номером , о возмещении имущественного ущерба, причиненного собственникам общедолевой собственности многоквартирного дома в результате изъятия земельного участка, в натуре с изменением конфигурации участка за счет городских земель, прилегающих к земельному участку с кадастровым номером

В обоснование иска указано, что собственниками многоквартирного жилого дома по <адрес> принято решение об установлении забора или иных ограничений земельного участка. 15.02.2021 собственник Г. обратилась в МФЦ за выпиской по земельному участку, расположенном под многоквартирным домом по <адрес>. В ответ на заявление 17.02.2021 в МФЦ выданы два документа - развернутая выписка по земельному участку , площадью 10 514 кв.м и информационный лист, что под домом сформирован ещё один участок с кадастровым номером . Г. обратилась с запросом в Управление Росреестра по Пермскому краю о предоставлении выписки по указанному земельному участку. 24.03.2021 года получила выписку по указанному земельному участку (), из которой следовало, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 17 382,9 кв.м поставлен на учет 15.06.1994 г. Впоследствии сотрудник Росреестра разъяснил, что земельный участок носит декларативный характер, имеет только почтовый адрес, статус участка «ранее учтенный», указанный участок к МКД <адрес> отношения не имеет, так как дом с номером по <адрес> закреплен за участком

Ранее 11 июля 1991 года исполнительный комитет городского Совета народных депутатов принял решение отвести УПО «Галоген» под строительство жилого дома с кафе по <адрес> земельный участок площадью 1,8 га за счет части земель производственного жилищно - ремонтного управления и городских земель. 13 ноября 1991 года в адрес Галогена был выдан государственный акт , закрепляющий за указанным землепользователем право бессрочного и бесплатного пользования земельным участком по <адрес> площадью 1,76 гектаров земли в границах согласно плану землепользования. В 1992 году жилой дом по адресу <адрес> сдан в эксплуатацию без кафе. На момент ввода МКД <адрес> дом построен, как самостоятельный объект недвижимости. Началась приватизация жилого фонда, с даты первой регистрации приватизации жилой недвижимости на дату 14.06.1994 года в МКД <адрес> было приватизировано 59 квартир (15.06.1994 года - дата постановки на кадастровый учет земельного участка ), до конца 1998 года было приватизировано 111 квартир из 300. 15.06.1994 года в соответствии с действующими в РФ правилами учета земельных участков, градостроительными нормами, Земельным кодексом РФ земельный участок под многоквартирным жилым домом по <адрес> площадью 17 382,9 кв.м поставлен на учет с кадастровым номером Земельный участок сформирован с учетом градостроительного проекта застройки микрорайона «», в подтверждение имеются: проект межевания микрорайона «<адрес>» 1990 года; государственный акт года; план земельного участка под МКД <адрес>; акт об отводе красных линий; сведения о координатах характерных (поворотных) точек на дату 1995 года. Таким образом, дата постановки на кадастровый учет земельного участка под МКД Липатова 22, завершила процесс организации, установления границ земельного участка под указанным многоквартирным жилым домом.

Постановлением администрации города от 24.11.1994 акционерному обществу открытого типа «Галоген» было разрешено передать жилые здания, объекты социально-культурного и коммунально - бытового назначения в муниципальную собственность. В списке передаваемых объектов был указан и жилой дом по <адрес>. В соответствии с п.8 указанного Постановления общедомовое имущество МКД <адрес> в состав которого входит и земельный участок с кадастровым номером , должно было поступить в оперативное управление вновь созданному муниципальному предприятию «Ремонтно - эксплуатационное предприятие». В соответствии с п.5 Постановления от 24.11.1994 г., «Ремонтно - эксплуатационное предприятие» должно было быть создано на базе ЖКО акционерного общества открытого типа «Галоген». Согласно вышеуказанному постановлению собственником земельного участка с кадастровым номером стал муниципалитет, как учредитель, а РЭМП-Урал стал организацией (предприятием) оперативно управляющей указанным участком.

На дату 01 марта 2005 года по адресу: <адрес> было поставлено на учет 3 земельных участка:

-     - под многоквартирный дом (в проекте с кафе), дата постановки на учет 15.06.1994, площадь участка 17 382,9 кв.м., имеется план (схема) участка, координаты земельного участка, основание «под многоквартирный жилой дом», более 100 квартир приватизировано. На участке расположено капитальное строение в виде отдельно стоящего жилого многоквартирного дома, сданного в эксплуатацию в 1992 году.

-     - статус «временный», дата постановки на учет 22.08.1996 г. в соответствии с договором аренды, площадь участка 1995 кв.м., основание - «под кафе». Участок , полностью (100%) входит (накладывается) в состав земельного участка

-     - дата постановки на учет 15.02.2005 г., площадь участка 9 314 кв.м, временный, основание «по описанию», землепользователь муниципальное предприятие РЭМП-Урал, который полностью накладывается, входит в состав земельного участка

Истцы полагают, что начиная с 01 марта 2005 года в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 189-ФЗ, земельный участок с кадастровым номером перешел в общедолевую собственность собственников жилой недвижимости многоквартирного дома по <адрес>. Договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами после вступления в действие ФЗ № 189 между администрацией города Перми и арендаторами указанных выше участков должны быть прекращены. Предприятия РЭМП-Урал, ООО «Дар», ООО «Алмаз-Прикамье» по вопросам предоставления в аренду земельных участков к собственникам жилых помещений МКД Липатова 22 - физическим лицам не обращались.

В настоящий момент на земельном участке возведен высотный 17-этажный многоквартирный жилой дом, который введен в эксплуатацию в июне 2022 года, участок ЗУ 8 перешел в общедолевую собственность собственников помещений в МКД. На земельном участке возведен 6-ти этажный многоквартирный жилой дом по <адрес>, истцы считают нового собственника земельного участка ООО «Специализированный застройщик Магистральная, 86а» добросовестным приобретателем. Кроме того, часть земельного участка ЗУ 29, расположенного по <адрес>, площадью 552 кв.м., смежного с участком ЗУ 4, накладывается (пересекает) на ЗУ4.

Из землеустроительных дел следует, что с собственниками жилых помещений МКД <адрес> границы участков , цена реализации участков не согласовывались. Важным свидетельством нарушения прав собственников жилых помещений является тот факт, что оба дела согласованы и одобрены ФКП Росреестра, администрацией г. Перми после 01.03.2005, т.е. после даты вступления в силу ЖК РФ и ФЗ №189. Истцы полагают, что администрацией города Перми, департаментами администрации города Перми, ФКП Росреестр не были соблюдены:

- порядок прикрепления многоквартирного дома по <адрес> к земельному участку при постановке указанного участка на кадастровый учет;

- порядок перехода права собственности на земельный участок в общедолевую собственность с 01 марта 2005 года;

- установленный законом порядок расторжения администрацией города Перми договоров аренды, заключенных с РЭМП-Уралом, ООО «Дар», ООО «Алмаз – Прикамье» до 01 марта 2005 года;

Кроме того, ответчики превысили свои полномочия в части предоставления в аренду земельных участков под многоквартирным домом Липатова 22 после 01 марта 2005 года, их изъятия из общедолевой собственности собственников МКД.

Истцы считают ошибкой прикрепление многоквартирного дома по <адрес>, кадастровый , к земельному участку с кадастровым номером присвоение статуса «архивный» земельному участку с кадастровым номером , а также не предоставление сведений о земельном участке с кадастровым номером в адрес собственников МКД.

Определением суда в протокольной форме к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Публично-правовая компания «Роскадастр».

Истец Евдокимова Н.Н. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам, изложенным в иске.

Истец Дудоногова В.Я. ходатайствовала о рассмотрении иска без ее участия.

Представитель ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что в ЕГРН содержится запись в отношении земельного участка с кадастровым номером , разрешенное использование - под многоэтажный жилой дом, площадь - 10514 кв.м., расположенного по <адрес>. Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 16.02.2005    как ранее учтенный. Согласно сведениям ЕГРН на указанном земельном участке находится здание с кадастровым номером , назначение здания - многоквартирный жилой дом, количество этажей - 10, год завершения строительства - 1992, указанный жилой дом поставлен на государственный кадастровый учет 30.05.2012 как ранее учтенный.

Земельный участок с кадастровым номером был сформирован под жилой дом с кадастровым номером до введения в действие ЖК РФ, поставлен на государственный кадастровый учет 16.02.2005. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства в 2017 году на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 14.03.2017, представленного лицом, уполномоченным общим собранием, проведенным в форме заочного голосования собственниками помещений по <адрес> от 03.03.2016 и межевого плана от 13.03.2017. Согласно представленного межевого плана местоположение границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером определены в соответствии с материалами, полученных по результатам землеустройства. В отношении данного земельного участка зарегистрированы права общей долевой собственности собственников помещений многоквартирном доме по <адрес>. Поскольку права на указанный земельный участок зарегистрированы и в настоящее время являются актуальными, снятие указанного земельного участка с государственного кадастрового учета не может быть осуществлено, следовательно, требование о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером является необоснованным.

Вопреки доводам истца, в ЕГРН имеются сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилой дом, декларированная площадь - 17382.9 кв.м., сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. Однако указанный земельный участок имеет статус «архивный», поставлен на государственный кадастровый учет 07.12.2006 как ранее учтенный, снят с государственного кадастрового учета 31.05.2021 на основании п. 12 Порядка ведения ЕГРН. Границы указанного земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Истец ранее обращался в Управление по вопросам межевания и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , об основаниях снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером а также установления связей земельного участка с МКД. В результате рассмотрения обращения Управлением проанализирована техническая и иная документация в отношении МКД, земельных участков с кадастровыми номерами , было установлено, что именно земельный участок с кадастровым номером был сформирован под соответствующий МКД. При этом земельный участок с кадастровым номером имеет статус «архивный», сведения о нем не могут быть восстановлены в ЕГРН, так как соответствующий порядок действующим законодательством не предусмотрен. Правообладатели помещений МКД <адрес> не уполномочены на предъявление соответствующих требований, поскольку не являются и никогда не являлись правообладателями земельного участка с кадастровым номером , соответственно, последние не являются заинтересованными липами, права и интересы которых могут быть нарушены. Права истцов как собственников помещений МКД зарегистрированы в отношении сформированного под МКД земельного участка с кадастровым номером . Кроме того, вывод о наложении границ указанных земельных участков является необоснованным, поскольку в отношении земельного участка с кадастровым номером границы не были установлены надлежащим образом. Более того, процедура «прикрепления» объекта недвижимого имущества к земельному участку осуществляется в установленном законом заявительном порядке с учетом необходимых документов при определении границ земельного участка. Считает требования истцов об обязании восстановить в ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером , прикреплении МКД к указанному земельном участку, незаконными и необоснованными. По требованию о возмещении имущественного ущерба, причиненного собственникам общедолевой собственности МКД в результате изъятия земельных участков, представитель указала, что изъятие земельного участка с кадастровым номером для государственных или муниципальных нужд не осуществлялось, какой-либо имущественный ущерб собственникам МКД не причинен, возмещению не подлежит. По требованиям об обязании Управления ознакомить собственников помещений с реестровым делом земельного участка с кадастровым номером указала, что требования заявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку сведения, содержащиеся в ЕГРН, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются публично-правовой компанией, в настоящее время на территории Пермского края полномочиями по предоставлению сведений из ЕГРН наделен филиал публично-правовой компании Роскадастр по Пермскому краю.

Кроме того, указала, что истцами выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку Управление Росреестра по Пермскому краю как орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в силу ст. 4 Закона № 218-ФЗ не является участником материально-правовых отношений по поводу принадлежности имущества, не претендует на принадлежность ему спорного имущества, не оспаривает чьих-либо прав на имущество. Регистрирующий орган является участником отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выполняет от имени государства «фиксацию» принадлежности имущества. Нарушения процедуры регистрации, т.е. нарушение исполнения регистрирующим органом своих обязанностей и корреспондирующих им прав заявителей могут быть установлены только в производстве по делам из публичных правоотношений в порядке гл. 22 КАС РФ (при оспаривании действий (бездействий) регистрирующего органа). Именно в таких делах предметом рассмотрения может являться вопрос о законности, правомерности действий регистрирующего органа.

Представитель ответчика администрации города Перми в судебном заседании участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на иск, в котором указал, что истцами избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, кроме того, администрация города Перми является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия собственника земельных участков, находящихся в собственности города Перми и участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Департамент земельных отношений администрации города Перми. По существу требований дополнил, что постановлением администрации города Перми от 12.10.2009 № 681 утвержден проект межевания территории <адрес>. Публичные слушания были назначены постановлением Главы города Перми от 15.11.2007 № 158, которое опубликовано в установленном порядке. Таким образом, граждане извещены надлежащим образом о предстоящих публичных слушаниях по планировке территории. При проведении публичных слушаний по документации всем участникам были обеспечены равные возможности для выражения своего мнения. Во исполнение требований п. 10 ст. 46 ГрК РФ по результатам проведения публичных слушаний было составлено заключение о результатах публичных слушаний, опубликованное в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 21.03.2008 № 20. Таким образом, постановление администрации города Перми от 12.10.2009 № 681 принято в соответствии с действующим законодательством. Указанное постановление в настоящее время является действующим, не отменено, в установленном порядке не оспорено, недействительным (незаконным) не признано. В удовлетворении заявленных требований просит отказать в полном объеме.

Представитель ответчика департамента земельных отношений администрации города Перми в судебном заседании участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на иск, в котором изложены аналогичные доводы.

Представитель третьего лица департамента градостроительства администрации города Перми в судебном заседании участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление с аналогичными доводами, дополнив, что проект межевания территории, утвержденный постановлением администрации города Перми от 12.10.2009 № 681, выполнен с целью сохранения лесопарковой зоны. Указанным проектом межевания территории было предложено частичное изменение границ ранее сформированного земельного участка с кадастровым номером по <адрес>, площадью 13064,42 кв.м за счет городской земли под существующий жилой дом с учетом привязки к красным линиям и существующей застройке. Однако данное проектное решение проекта межевания территории не было реализовано. В соответствии со сведениями справочно-информационного сервиса «Публичная кадастровая карта России» границы земельного участка с кадастровым номером установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Кроме того, в архиве департамента имеется копия постановления администрации города Перми от    12.02.1998 года № 243 «О предоставлении земельных участков ремонтно-эксплуатационному предприятию «Урал» под жилые дома в <адрес>», согласно которому земельный участок площадью 9488,09 кв.м по <адрес> был предоставлен в аренду на 15 лет под жилые дома за счет городских земель ремонтно-эксплуатационному предприятию «Урал».

Представитель третьего лица публично-правовой компании Роскадастр по Пермскому краю в судебном заседании участия не принимал, представил отзыв на иск, указав, что полномочия и функции, осуществляемые ППК Роскадастр, определены ст. 3.1 Закона № 218-ФЗ, уставом ППК Роскадастр, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2022 г. № 1359. С 01.01.2023 ФГБУ «ФКП Росреестра» реорганизовано путем присоединения к ППК Роскадастр, территориальным органом ППК Роскадастр на территории Пермского края является филиал ППК «Роскадастр» по Пермскому краю. По существу заявленных требований указал, что в сведениях ЕГРН содержится актуальная информация о земельном участке с кадастровым номером , статус - ранее учтенный, расположенный по <адрес>, площадь 10514 кв.м, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о местоположении границ имеются. Данные сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости, а затем в ЕГРН, из базы данных Единого государственного реестра земель. Согласно базе данных ЕГРЗ земельный участок с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учет 16.02.2005 на основании описания земельного участка от 03.02.2005 с площадью 9314,3 кв.м. При постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером в кадастр недвижимости были внесены сведения о местоположении границ земельного участка, однако согласно базе данных ЕГРЗ, при этом площадь участка не была уточнена в установленном законом порядке. В составе описания земельного участка от 03.02.2005 имеется информация о значениях координат характерных точек границ земельного участка, однако данные координаты были определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения, такие сведения подлежали уточнению и установлению границ земельного участка в порядке, предусмотренном действующим земельным законодательством. 17.03.2017 по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости, межевого плана от 13.03.2017, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером , проведена процедура государственного кадастрового учета изменений земельного участка, местоположение границ земельного участка уточнено, площадь земельного участка увеличилась с 9314,3 кв.м до 10514 кв.м. С момента внесения в государственный кадастр недвижимости 17.03.2017 сведений о местоположение границ земельного участка с кадастровым номером по настоящее время, какие-либо учетные процедуры в отношении местоположения границ, площади земельного участка не производились.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в ГКН, а затем в ЕГРН, из базы данных ЕГРЗ. Согласно базе данных ЕГРЗ земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 07.12.2006 на основании оценочной описи земельных участков от 27.11.2005 с площадью 17382,9 кв.м, сведения о местоположении границ отсутствовали. На сегодняшний день запись о земельном участке с кадастровым номером в ЕГРН имеет статус «архивная», участок снят с кадастрового учета 31.05.2021. Указанный статус присвоен в результате корректировки сведений государственным регистратором Управления Росреестра по Пермскому краю. Кроме того, в ЕГРН имеется отметка о том, что земельный участок с кадастровым номером является дублирующим земельный участок с кадастровым номером . Данная отметка внесена в ЕГРН при снятия его с кадастрового учета. С момента внесения в кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером по дату снятия его с кадастрового учета какие-либо учетные процедуры в отношении местоположения границ, площади земельного участка не производились.

Суд заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ч.1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия. Законом может быть предусмотрено также право иных лиц обращаться с заявлением о внесении соответствующей записи в государственный реестр. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином. При возникновении спора в отношении зарегистрированного права лицо, которое знало или должно было знать о недостоверности данных государственного реестра, не вправе ссылаться на соответствующие данные. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации прав на имущество, уклонением от государственной регистрации, внесением в государственный реестр незаконных или недостоверных данных о праве либо нарушением предусмотренного законом порядка государственной регистрации прав на имущество, по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на имущество, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно ст. 289 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290).

В силу ст. 290 Гражданского кодекса РФ собственникам помещений, машино-мест в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения многоквартирного дома, несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование многоквартирного дома, расположенное за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, машино-места в многоквартирном доме, а также земельный участок, указанный в пункте 2 статьи 287.6 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в т.ч. земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 66 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).

В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Пунктами 1, 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен МКД, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Судом установлено и из материалов дела следует, что истцы Евдокимова Н.Н., Дудоногова В.Я. являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по <адрес> (т.1 л.д. 152, л.д.148).

В ЕГРН содержится актуальная информация об объекте недвижимости – земельном участке с кадастровым номером , статус — ранее учтенный; адрес (местоположение): <адрес>, площадь 10514 кв.м, тип площади «уточненная», границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Из представленных документов следует, что решением исполнительного комитета городского Совета народных депутатов от 11 июля 1991 года решено отвести УПО «Галоген» под строительство жилого дома по <адрес> земельный участок площадью 1,8 га за счет части земель производственного жилищно - ремонтного управления и городских земель (т.1 л.д. 93).

13 ноября 1991 года УПО «Галоген» выдан государственный акт на право пользования землей , на право бессрочного и бесплатного пользования земельным участком по <адрес> площадью 1,76 гектаров земли в границах согласно плану землепользования (т.1 л.д. 95-97).

В 1992 году многоквартирный дом по адресу <адрес> сдан в эксплуатацию.

Постановлением администрации города Перми от 12.02.1998 № 243 принято решение об изъятии у ОАО «Галоген» земельного участка площадью 18 000 кв.м. по <адрес> и передаче его в состав городских земель, кроме того, принято решение о предоставлении в аренду на 15 лет ремонтно-эксплуатационному муниципальному предприятию «Урал» за счет городских земель земельного участка площадью 9488,09 кв.м. по <адрес> (т.1 л.д. 101).

03 марта 2016 проведено общее собрание собственников помещений по <адрес> по вопросу проведения межевания земельного участка под домом, выбора лица, ответственного за проведение межевания (т.2 л.д. 238).

По результатам проведенного межевания представителем многоквартирного дома Ж., уполномоченного собственниками помещений многоквартирного дома, 14.03.2017 подано заявление об изменении площади земельного участка с кадастровым номером и (или) изменении описания местоположения его границ (т.2 л.д. 237).

Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости, а затем в ЕГРН, из базы данных Единого государственного реестра земель, согласно которому участок был поставлен на кадастровый учет 16.02.2005 на основании Описания земельного участка от 03.02.2005 с площадью 9314,3 кв.м.

Впоследствии 17.03.2017 по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости, межевого плана от 13.03.2017, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером проведена процедура государственного кадастрового учета изменений земельного участка, местоположение границ земельного участка уточнено, площадь земельного участка увеличилась с 9314,3 кв.м до 10514 кв.м.

После указанной даты какие-либо учетные процедуры в отношении местоположения границ, площади земельного участка не производились.

Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истцы указали на нарушение ответчиками их права на земельный участок путем незаконного осуществления кадастрового учета в отношении земельного участка , фактически изменив площадь земельного участка под МКД, поскольку на государственном кадастровом учете состоял объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером , площадью 17 382,9 кв.м., дата постановки на кадастровый учет – 15.06.1994, местоположение установлено относительно ориентира: <адрес> (т.1 л.д. 156-157).

При этом судом установлено, что на основании межевого плана от 14.03.2017 осуществлен кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , в ГКН внесены сведения о границах и площади данного земельного участка.

В ЕГРН имеется запись об объекте недвижимости - земельный участок с кадастровым номером , категория земель - категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилой дом, декларированная площадь - 17382.9 кв.м., участок был поставлен на государственный кадастровый учет 07.12.2006 как ранее учтенный, снят с государственного кадастрового учета 31.05.2021, запись имеет статус «архивный». С момента внесения в кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером по дату снятия его с кадастрового учета, т.е. по 31.05.2021,    какие-либо учетные процедуры в отношении местоположения границ, площади земельного участка не производились.

Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с пунктом 12 которого статус "актуальная" присваивается записи, содержащей актуальные сведения о характеристиках объекта недвижимости на любой текущий момент времени, при принятии решения об осуществлении кадастрового учета и внесении таких сведений в кадастр недвижимости; статус "архивная" присваивается неактуальной на любой текущий момент времени записи о характеристиках объекта недвижимости в связи со снятием с учета объекта недвижимости.

В соответствии с п.1, п.2 ст.14 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона);

Следовательно, основанием для кадастрового учета (постановки на учет объекта недвижимости, учета его изменений, учета его части, учета адреса правообладателя или снятия объекта недвижимости с учета) является решение об осуществлении кадастрового учета, принимаемое органом кадастрового учета по заявлению самих собственников МКД.

Земельный участок с кадастровым номером был сформирован под многоквартирный дом по <адрес> фактические границы и площадь указанного земельного участка были учтены в установленном законом порядке, начиная с 2017 года на основании межевых работ, проведенных собственниками помещений многоквартирного дома.

Наличие в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером , площадью 17 382,9 кв.м. не свидетельствует о том, что данный земельный участок был сформирован под многоквартирный дом.

В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации указаны способы защиты гражданских прав.

По смыслу названных норм, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов заинтересованных лиц. При этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес, действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению. Управомоченное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенных прав, который определяется спецификой охраняемого права и характером нарушения.

Надлежащим способом считается такой способ защиты прав и законных интересов, который сам по себе способен привести к восстановлению нарушенных прав и отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости.

В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Истцами избран способ защиты прав, который не может обеспечить их восстановление.

Фактически заявленные требования истцов направлены на изменение границ земельного участка в виде увеличения площади спорного земельного участка, что указывает на наличие спора о границах земельного участка, а не к внесению изменений в реестровую запись и не о наличии кадастровой ошибки.

Также действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не предусмотрена возможность восстановления в кадастре недвижимости ЕГРН (ранее в ГКН) сведений о земельных участках, которые были аннулированы и исключены из ГКН.

По мнению суда, удовлетворение заявленных исковых требований приведет к изменению смежных существующих земельных участков, сведения о котором внесены в ЕГРН. В рассматриваемом случае приоритетным является соблюдение баланса интересов всех собственников смежных земельных участков.

Кроме того, исковые требования предъявлены к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю. В то же время деятельность Управления, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», гражданско-правовой спор между истцами и Управлением отсутствует. Правовых притязаний на обозначенный в исковом заявлении объект недвижимого имущества Управление не имеет. По своей сути возложение обязанности на Управление Росреестра предполагает отказ или уклонение государственного органа в совершении каких-либо действий, следовательно, предъявление требований о возложении обязанностей по совершению действий допускается только как способ устранения доказанного нарушения прав заявителя действиями государственного органа.

Требования о возложении обязанности на государственный орган и признании его действий, решений, бездействия незаконными могут быть предъявлены только в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

Требования истцов о возложении обязанности по ознакомлению с реестровым делом земельного участка с кадастровым номером удовлетворению также не подлежат как производные от первоначальных требований.

По требованиям о взыскании имущественного ущерба, причиненного собственникам общедолевой собственности многоквартирного дома, в результате изъятия земельного участка в натуре с изменением конфигурации участка за счет городских земель суд приходит к следующему.

В силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу истцами не представлено.

В материалах дела отсутствует также доказательства изъятия земельного участка в установленном законом порядке.

В этой связи каких-либо оснований для возмещения имущественного ущерба, причиненного в результате изъятия земельного участка, входящего в состав общего имущества, как о том просят истцы, не имеется.

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

     РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Евдокимовой Н.Н., Дудоноговой В.Я. к Администрации города Перми, Департаменту земельных отношений администрации города Перми, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о возложении обязанности по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером о восстановлении ранее имевшихся сведений на земельный участок с кадастровым номером путем изменения его статуса с «архивный» на «ранее учтенный», о «прикреплении» МКД <адрес> к земельному участку с кадастровым номером , о возложении обязанности по ознакомлению с реестровым делом земельного участка с кадастровым номером , о возмещении имущественного ущерба, отказать.

Решение суда в течение одного месяца с момента принятия судом в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.

Судья                                        И.В.Поносова

Мотивированное решение изготовлено 03.07.2023

2-852/2023 (2-4622/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Дудоногова Вера Яновна
Евдокимова Надежда Николаевна
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Администрация города Перми
Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Другие
Едвокимова Юлия Руслановна
Департамент градостроительства и архитектуры г. Перми
Публично правовая компания "Роскадастр"
Суд
Кировский районный суд г. Перми
Судья
Поносова Ирина Владимировна
Дело на странице суда
kirov.perm.sudrf.ru
12.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2022Передача материалов судье
19.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.02.2023Предварительное судебное заседание
16.03.2023Предварительное судебное заседание
16.03.2023Предварительное судебное заседание
23.03.2023Предварительное судебное заседание
23.03.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.05.2023Предварительное судебное заседание
29.05.2023Предварительное судебное заседание
06.06.2023Судебное заседание
03.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее