№ 77-1450/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 25 августа 2020 года
Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чистяковой Н.И.,
судей Симаковой И.Н. и Фархутдиновой Н.М.
при секретаре Петровец А.А.
с участием прокурора Цидкиловой О.В.,
осужденного Евсеева В.В.,
адвоката Петрова А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Челябинской области Саломатова Е.Н. и кассационной жалобе осужденного Евсеева В.В. на приговор Коркинского городского суда Челябинской области от 21 января 2020 года и апелляционное постановление Челябинского областного суда от 12 марта 2020 года в отношении
Евсеева Владислава Владимировича, родившегося <данные изъяты>, судимого 21 марта 2019 года Коркинским городским судом Челябинской области по п. «г» ч. 3 ст. 158, ч. 1 ст. 158 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года и штрафом в размере 7000 рублей, постановлением того же суда от 2 сентября 2019 года условное осуждение отменено, направлен для отбывания наказания в исправительную колонию общего режима,
осужденного по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы, на основании ст. 70 УК РФ к вновь назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору от 21 марта 2019 года и окончательно назначено 2 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима,
наказание в виде штрафа в размере 7000 рублей, назначенного по приговору от 21 марта 2019 года, постановлено исполнять самостоятельно,
мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу,
срок отбывания наказания исчислен с 21 января 2020 года с зачетом в него времени содержания под стражей с 21 января 2020 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима. Кроме того, в срок отбывания наказания зачтено время содержания Евсеева В.В. под стражей по постановлению от 2 сентября 2019 года в период с 3 октября 2019 года по 20 января 2020 года.
Апелляционным постановлением приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Чистяковой Н.И., выступления прокурора Цидкиловой О.В., поддержавшей доводы кассационного представления, осужденного Евсеева В.В. и адвоката Петрова А.С., просивших изменить судебные решения по доводам жалобы, в удовлетворении представления отказать, судебная коллегия
установила:
Евсеев В.В. признан виновным в тайном хищении 23 июня 2019 года имущества <данные изъяты> на общую сумму 16500 рублей с причинением ей значительного ущерба.
Преступление совершено в г. Коркино Челябинской области при обстоятельствах, описанных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора Челябинской области <данные изъяты> просит отменить приговор в части зачета времени содержания Евсеева В.В. под стражей по постановлению от 2 сентября 2019 года с 3 октября 2019 года по 20 января 2020 года. В обоснование довода указывает на то, что приведенный период времени является отбытой частью наказания по приговору от 21 марта 2019 года, тогда как суд назначил наказание с применением ст. 70 УК РФ, то есть по правилам присоединения неотбытой части наказания по предыдущему приговору.
В кассационной жалобе осужденный Евсеев В.В. не соглашается с приговором в части назначенного ему окончательного наказания. Считает, что, исходя из срока назначенного наказания, суд применил принцип полного, а не частичного присоединения неотбытой части наказания по предыдущему приговору. Кроме того, при зачете в срок отбытия наказания периода с 3 октября 2019 года по 20 января 2020 года суд несправедливо не применил п. «б» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ.
В возражениях на кассационную жалобу заместитель прокурора Челябинской области Саломатов Е.Н., находя ее доводы необоснованными, просит оставить ее без удовлетворения.
Проверив материалы уголовного дела, выслушав выступления сторон, обсудив доводы кассационных представления и жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Уголовное дело рассмотрено в особом порядке, с соблюдением требований гл. 40 УПК РФ.
Из материалов дела видно, что осужденный Евсеев В.В. заявил ходатайство о рассмотрении дела по правилам главы 40 УПК РФ в порядке, установленном законом, при выполнении требований ст. 217 УПК РФ, после ознакомления с материалами уголовного дела в полном объеме и консультации с защитником. Данное ходатайство осужденный поддержал в судебном заседании, права, последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства ему разъяснены и понятны. Соблюдены все иные условия рассмотрения дела в особом порядке.
Евсеев В.В. в судебном заседании полностью признал вину в совершении преступления, за которое он осужден, и согласился с объемом предъявленного обвинения.
Признав, что обвинение, с которым согласился Евсеев В.В., подтверждается доказательствами, собранными по делу, суд в соответствии со ст.ст. 314-316 УПК РФ постановил обвинительный приговор и правильно квалифицировал его действия по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ как кража, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенная с причинением значительного ущерба гражданину.
При назначении Евсееву В.В. наказания суд первой инстанции выполнил требования ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ, учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности виновного, подробно приведенные в описательно-мотивировочной части приговора, влияние наказания на его исправление и условия жизни семьи, наличие обстоятельств, смягчающих наказание, которыми признал активное способствование раскрытию и расследованию преступления, наличие на иждивении малолетнего ребенка, отсутствие отягчающих обстоятельств.
Каких-либо обстоятельств, прямо предусмотренных уголовным законом в качестве смягчающих (ч. 1 ст. 61 УК РФ), но не учтенных судом, не установлено.
Срок наказания Евсееву В.В. назначен с соблюдением положений ч. 5 ст. 62, ч. 1 ст. 62 УК РФ.
Выводы суда об отсутствии оснований для применения положений ст.ст. 64, 73, 53.1 УК РФ надлежащим образом мотивированы, с ними следует согласиться.
Нарушений закона при назначении судом наказания в виде лишения свободы по совокупности приговоров, вопреки доводам жалобы, не допущено.
Постановлением от 2 сентября 2019 года Евсееву В.В. отменено условное осуждение по приговору от 21 марта 2019 года, он заключен под стражу 3 октября 2019 года (дата указана судом, согласно рапортам 4 октября 2019 года т. 1 л.д. 211, 212). Обжалуемый приговор постановлен 21 января 2020 года, мера пресечения по настоящему уголовному делу – подписка о невыезде и надлежащем поведении. Следовательно, неотбытая часть наказания по приговору от 21 марта 2019 года на момент вынесения обжалуемого приговора составила 1 год 2 месяца 13 дней.
Как следует из размера окончательного наказания, к наказанию, назначенному по последнему приговору, суд присоединил неотбытую часть наказания в виде лишения свободы по приговору от 21 мая 2019 года сроком 1 год.
Таким образом, из возможных 1 года 2 месяцев 13 дней лишения свободы суд присоединил 1 год лишения свободы, а значит, применил принцип частичного присоединения наказаний, а не полного, как утверждает осужденный.
Вид исправительного учреждения, где Евсееву В.В. надлежит отбывать наказание в виде лишения свободы, определен судом правильно, с учетом положений п. «б» ч. 1 ст. 58 УК РФ.
Вместе с тем судом нарушен уголовный закон при разрешении вопроса о зачете времени содержания под стражей в срок отбывания наказания. Доводы кассационного представления заслуживают внимания.
В силу положений ч. 1 ст. 70 УК РФ при назначении наказания по совокупности приговоров к наказанию, назначенному по последнему приговору суда, частично или полностью присоединяется неотбытая часть наказания по предыдущему приговору суда.
Срок отбывания окончательного наказания в виде лишения свободы согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 года № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», исчисляется со дня постановления последнего приговора. При этом производится зачет времени предварительного содержания под стражей по последнему делу в порядке меры пресечения или задержания.
Таким образом, правилами ст. 70 УК РФ не предусмотрен зачет в окончательное наказание по совокупности приговоров наказания, отбытого по первому приговору суда.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось правовых оснований для зачета в срок наказания, назначенного обжалуемым приговором, периода с 3 октября 2019 года по 20 января 2020 года, фактически являющегося отбытой частью наказания по приговору от 21 марта 2019 года.
Суд апелляционной инстанции, проверяя приговор по апелляционной жалобе осужденного при отсутствии апелляционного представления и апелляционной жалобы потерпевшей, не мог в силу ч. 1 ст. 389.24 УПК РФ устранить указанное нарушение, поскольку оно ухудшало положение Евсеева В.В.
Приведенные выше нарушения уголовного закона, допущенные судом первой инстанции, являются существенными, искажают саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, в связи с чем судебные решения подлежат изменению, а указание суда о зачете в срок наказания периода с 3 октября 2019 года по 20 января 2020 года - исключению из приговора. Предусмотренный ст. 401.6 УПК РФ срок не истек.
Кроме того, из приговора подлежит исключению указание на самостоятельное исполнение наказания в виде штрафа, назначенного приговором от 21 марта 2019 года, поскольку, как следует из резолютивной части приговора, окончательное наказание по совокупности приговоров (от 21 марта 2019 года и 21 января 2020 года) в соответствии со ст. 70 УК РФ назначено без штрафа.
Руководствуясь ст.ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Коркинского городского суда Челябинской области от 21 января 2020 года и апелляционное постановление Челябинского областного суда от 12 марта 2020 года в отношении Евсеева Владислава Владимировича изменить:
исключить указание о самостоятельном исполнении наказания в виде штрафа в размере 7000 рублей, назначенного по приговору от 21 марта 2019 года, и о зачете в срок отбывания наказания времени содержания Евсеева В.В. под стражей по постановлению от 2 сентября 2019 года в период с 3 октября 2019 года по 20 января 2020 года.
В остальной части те же приговор и апелляционное постановление оставить без изменения.
Кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи