дело №
УИД 30RS0№-52
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июня 2024г. г. Астрахань
Кировский районный суд города Астрахани в составе:
председательствующего судьи ФИО18
при ведении протокола судебного заседание помощником судьи ФИО17
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенном по адресу: г.Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, д.43, гражданское дело № по исковому заявлению Петренко ФИО11 к администрации Кировского района г.Астрахани, Правительству Астраханской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,
установил:
Петренко Н.Д. обратилась в суд с иском о предоставлении жилого помещения, указав в обоснование своих требований, что <данные изъяты>, также просит взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В судебном заседании представитель Правительства Астраханской области и министерства социального развития и труда Астраханской области Вострикова Н.В. в иске Петренко Н.Д. просила отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Истец Петренко Н.Д. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Иные лица, привлеченные к участию в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств не заявлено.
В соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав представителя Правительства Астраханской области и министерства социального развития и труда Астраханской области Вострикову Н.В., исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства.
Согласно статье 20 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г. и вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990г., ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в генеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей (пункт 2 статьи 5).
Цель государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений (пункт 1 статьи 4). Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана помимо прочего на принципе законодательного обеспечения прав ребенка и ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка (пункт 2 статьи 4).
Согласно пункта 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случае болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей тли от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Вместе с тем статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет, что дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителя взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а так же в случаях; если единственный родитель или оба родителя неизвестны.
В указанном Федеральном законе указано, что данный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно абзацу 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находятся в возрасте до 18 лет, умерли оба родителя или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержки.
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце 1 пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Указанные нормы возлагают обязанность по обеспечению жилыми детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускают возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещена является Федеральный закон от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который определяет общие принципы, содержание и меры государстве поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также. которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии социальной поддержки.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения., которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленным законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Судом установлено, что Петренко (Давыдова) Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц - детей, оставшихся без попечения родителей. Давыдова Н.Д. ДД.ММ.ГГГГг. заключила брак с Петренко Р.В., сменила фамилию на Петренко Н.Д.
Мать Петренко (Давыдовой) Н.Д. - Давыдова ФИО12, решением Кировского районного суда г.Астрахани ДД.ММ.ГГГГг. лишена родительских прав, решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГг., сведения об отце Давыдова ФИО13 внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (<данные изъяты> №).
Распоряжением ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Камызякского района» от ДД.ММ.ГГГГг. № Давыдова (Петренко) Н.Д. признана оставшейся без попечения родителей, над ней установлена опека.
Распоряжением Министерства социального развития и труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГг. №-№ Давыдова (Петренко) Н.Д. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГг. Петренко Н.Д. объекты недвижимости в собственности не имеет.
С ДД.ММ.ГГГГг. Петренко Н.Д. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Согласно выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГг. данное жилое помещение, с кадастровым номером №, собственника не имеет, жилое помещение снято с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГг.
В ходе рассмотрения дела суду представлены доказательства, что Петренко Н.Д. относится к категории лиц, которые имеют право на получение мер социальной поддержки.
Судом установлено, что поскольку Петренко Н.Д. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, объектов недвижимости в собственности не имеет, до настоящего времени истец жильем не обеспечена, суд приходит к выводу, что Петренко Н.Д. имеет право пользоваться предусмотренными законодательством мерами социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Кроме того, истцом заявлены исковые требования о взыскании судебных расходов.
В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.
Поскольку Правительство Астраханской области не является самостоятельным юридическим лицом и собственных расчетных счетов не имеет, то расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. в пользу истца подлежат взысканию с Астраханской области в лице министерства финансов Астраханской области за счет средств бюджета Астраханской области. Доказательства несения истцом этих расходов в деле имеются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Петренко ФИО14 к администрации Кировского района г.Астрахани, Правительству Астраханской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, удовлетворить.
Обязать Правительство Астраханской области предоставить Петренко ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Взыскать с Астраханской области в лице министерства финансов Астраханской области за счет средств бюджета Астраханской области в пользу Петренко ФИО16 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Астраханский областной суд через Кировский районный суд г.Астрахани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись С.Ю.Айназарова