Решение по делу № 2а-2617/2020 от 14.07.2020

№2-2617/2020

24RS0002-01-2020-003251-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

        23 октября 2020 года                                                     г.Ачинск Красноярского края.

Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Корявиной Т.Ю.,

с участием представителя административного истца помощника Ачинского городского прокурора Малиновской Р.А.,

     представителя ответчика главы Ястребовского сельсовета Ачинского района Тимошенко Е.Н.,

при секретаре Гордеевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ястребовского сельсовета Ачинского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Ястребовского сельсовета Ачинского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства об организации погребения и похоронного дела было установлено, что в нарушение п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории Ястребовского сельсовета Ачинского района не создана, порядок ее деятельности не определен. Отсутствие на территории сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению согласно гарантированному перечню услуг, предусмотренному законодательством, а также лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществлять погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение. В связи с чем, Ачинский городской прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Ястребовского сельсовета администрации Ачинского района Красноярского края по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, обязать администрацию Ястребовского сельского совета администрации Ачинского района Красноярского края создать на территории сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела (л.д.2-4).

Определением суда от 14 августа 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена индивидуальный предприниматель Самсонова П.Д. ( л.д. 36).

Определением суда от 25 августа 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Ачинского района ( л.д. 41).

Представитель административного истца – помощник Ачинского городского прокурора Малиновская Р.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, дополнительно суду пояснила, что по состоянию на момент рассмотрения дела специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории Ястребовского сельсовета Ачинского района не создана.

Представитель административного ответчика Ястребовского сельсовета администрации Ачинского района, глава сельсовета Тимошенко Е.Н. в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, в котором указала, что исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить конкретную организационно-правовую форму создания специализированной службы, уполномоченную выполнять функции, предусмотренные для таковой Законом о погребении. Таким образом, требования Ачинского городского прокурора, в части возложения на администрацию Ястребовского сельсовета обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела направлены на вмешательство и ограничение конституционных гарантий самостоятельности местного самоуправления. Просила принять во внимание, что согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а организация оказания таковых, то есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление таких услуг, а это возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности. Кроме того, Закон о погребении не дает законодательного определения понятия специализированная служба по вопросам похоронного дела и не устанавливает ее организационно-правовую форму, в связи с чем, можно сделать вывод о том, что специализированная служба – это статус, присваиваемый субъекту, в связи с выполнением функций по оказанию гражданам гарантированных законом ритуальных услуг. Исходя из изложенного, в случае возникновения необходимости, услуги по погребению могут осуществляться на основании муниципального контракта с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению. На территории Ястребовского сельсовета деятельность по погребению осуществляют ряд хозяйствующих субъектов, в том числе и специализированные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Ачинского муниципального района и муниципального образования город Ачинск. При необходимости и поступлении соответствующих обращений граждан, услуги по погребению могут быть оказаны в рамках муниципального контракта, который может быть заключен с данными организациями. В настоящее время администрацией Ястребовского сельсовета заключен муниципальный контракт на предоставление исполнителем гарантированного перечня услуг по погребению на территории Ястребовского сельсовета. При этом, отсутствие формально созданной специализированной службы по вопросам похоронного дела не может повлечь нарушение прав граждан и организаций на компенсацию в гарантированном размере расходов, понесенных на погребение. При таких обстоятельствах, бездействие администрации в части отсутствия созданной муниципальной специализированной службы не могут быть признаны противоречащими законодательству. Кроме того, в материалы дела не представлены доказательства, каким образом администрацией Ястребовского сельсовета нарушаются права неопределенного круга лиц (л.д. 13-17).

Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица Самсонова П.Д., представитель администрации Ачинского района, извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.42), в суд не явились. Согласно представленному письменному отзыву на исковое заявление представитель администрации Ачинского района, исполняющий главы Ачинского района Часовских В.Н. просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу заявленных требований указал, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения сельского поселения. Был определен исполнитель - индивидуальный предприниматель Самсонова П.Д. и заключен муниципальный контракт от 10.08.2020 на представление гарантированного перечня услуг по погребению на территории Ястребовского сельсовета Ачинского района Красноярского края.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает требования Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – Закон о погребении), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с названным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Закона о погребении).

Специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Закона о погребении).

Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (статья 12 Закона о погребении).

Из содержания части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают рядом полномочий, в частности, создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

На основании части 4 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Исходя из положений пункта 22 части 1, части 3 ст. 14 Федерального закона N 131, п. н) части 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 N 9-3724 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения сельских поселений.

Как установлено по делу, Ачинской городской прокуратурой в ходе проверки соблюдения требований законодательства об организации погребения и похоронного дела было установлено, что на территории Ястребовского сельсовета Ачинского района не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, не определен порядок ее деятельности.

По результатам проверки 29 ноября 2017 года Ачинским городским прокурором было внесено представление в адрес Главы Ястребовского сельсовета об устранении нарушений законодательства об организации погребения и похоронного дела, в частности по созданию на территории сельсовета специализированной службы по вопросам похоронного дела (л.д. 5-8).

В ответ на представление администрацией Ястребовского сельсовета сообщено о том, что специализированные организации и службы, осуществляющие деятельность по вопросам похоронного дела на территории Ястребовского сельсовета не зарегистрированы, администрацией сельсовета подана заявка на проведение открытого конкурса по вопросу предоставления гарантированного перечня услуг по погребению на территории Ястребовского сельсовета. Принято распоряжение № от 22.06.2020 « Об осуществлении закупки на право заключения муниципального контракта по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на территории Ястребовского сельсовета Ачинского района Красноярского края. По итогам проведения открытого конкурса на право заключения муниципального контракта по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на территории Ястребовского сельсовета будет определена специализированная служба(л.д.9).

Представителем ответчика в материалы дела представлен муниципальный контракт , заключенный между администрацией Ястребовского сельсовета и индивидуальным предпринимателем Самсоновой П.Д. от 10 августа 2020 года, предметом которого является предоставление индивидуальным предпринимателем гарантированного перечня услуг по погребению на территории Ястребовского сельсовета Ачинского района.

Между тем, согласно ст. 25 Закона о погребении, гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Статьей 29 указанного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном образовании специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона о погребении и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела (Кассационное определение Верховного Суда РФ от 01.06.2018 -КГПР18-3).

Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (пункт 1 статьи 18 Закона о погребении).

Закон о погребении не содержит понятия специализированной службы. Согласно пункту 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 (Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 1 января 2016 г. и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела) - это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.

Исходя из положений Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления вправе создавать специализированные службы в форме муниципальных предприятий, учреждений, межмуниципальных хозяйственных обществ, однако, из представленных материалов следует, что администрацией Преображенского сельского совета данное право не реализовано до настоящего времени.

Таким образом, представленный ответчиком муниципальный контракт с индивидуальным предпринимателем Самсоновой П.Д. не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку полномочия по организации ритуальных услуг отнесены к полномочиям Ястребовского сельсовета и заключение данного контракта не является основанием для освобождения административного ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей.

Непринятием административным ответчиком мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению противоречит вышеприведенным нормам Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", нарушаются права граждан на выбор между погребением, включающим в себя гарантированный перечень бесплатных услуг, и погребением за счет собственных средств, с последующим получением социального пособия.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым административное исковое заявление Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ястребовского сельсовета Ачинского района Красноярского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела удовлетворить.

Поскольку судом выносится решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом обстоятельств дела, суд считает необходимым установить срок исполнения судебного решения - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ачинского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ястребовского сельсовета Ачинского района Красноярского края по непринятию мер по созданию на территории Ястребовского сельсовета Ачинского района Красноярского края специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Обязать администрацию Ястребовского сельсовета Ачинского района Красноярского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории муниципального образования Ястребовский сельсовет Ачинского района Красноярского края специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья                                                                                                                    Т.Ю. Корявина.

Мотивированное решение составлено 30 октября 2020 года.

2а-2617/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Ачинский городской прокурор
Ответчики
администрация Ястребовского сельсовета
Другие
Тимошенко Елена Николаевна
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Корявина Татьяна Юрьевна
Дело на странице суда
achinsk.krk.sudrf.ru
14.07.2020Регистрация административного искового заявления
14.07.2020Передача материалов судье
17.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2020Подготовка дела (собеседование)
14.08.2020Рассмотрение дела начато с начала
14.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2020Судебное заседание
25.09.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
25.09.2020Подготовка дела (собеседование)
25.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2020Судебное заседание
30.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее