Решение по делу № 33-1431/2021 от 31.03.2021

    судья Котешко Л.Л.      Дело №2-562/2020

        (первая инстанция)

                                                                          № 33-1431/2021

                                                                          (апелляционная инстанция)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 апреля 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи - Радовиля В.Л.,

судей                                   - Балацкого Е.В., Герасименко Е.В.,

при секретаре                       - Карпенко А.В.,

с участием:

прокурора                     - Берловой Е.В.,

истца                              - Лисица С.В.,

третьего лица                          - Лисица Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Гагаринского района г.Севастополя в интересах Лисица С. В. к Департамент капитального строительства г. Севастополя о понуждении предоставить жилое помещение,

по апелляционной жалобе    Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Гагаринского районного суда г.Севастополя от 01 февраля 2021 года,

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора - Лисица Н. А., Панченко (Лисица) А. С., заслушав доклад судьи Герасименко Е.В.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Гагаринского района г. Севастополя обратился в суд с иском в интересах Лисица С.В. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на состав семьи четыре человека.

Исковые требования мотивированы тем, что Лисица С.В. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в 1997 году как ветеран боевых действий. На момент присвоения Лисице С.В. статуса ветерана боевых действий, принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на территории г. Севастополя, действовало законодательство, нормы которого устанавливали для данной категории лиц дополнительную льготу в виде обеспечения жильем вне очереди. С целью обеспечения Лисицы С.В. жилым помещением жилищной комиссией г. Севастополя принято решения обратиться к Губернатору г. Севастополя с предложением о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма. В декабре 2014 года и.о. Губернатора г. Севастополя Лисице С.В. вручен сертификат на получение жилого помещения. Между тем, Лисица С.В. жильем до настоящего времени не обеспечен.

Решением Гагаринского районного суда г.Севастополя от 01 февраля 2021 года, исковые требования Прокурора Гагаринского района города Севастополя в защиту прав и законных интересов Лисицы С.В. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о понуждении предоставить жилое помещение удовлетворены. Суд обязал Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить Лисице С.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на состав семьи четыре человека. \

В апелляционной жалобе Департамент капитального строительства города Севастополя просят решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований, отказать. Указывает, что суд первой инстанции неправильно истолковал подлежащие применению положения федерального законодательства, не установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, пришел к ошибочному выводу об удовлетворении исковых требований.

Прокуратура Гагаринского района г.Севастополя просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание не явились представители ответчика Департамента капитального строительства г.Севастополя, третье лицо Панченко (Лисица) А.С. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, коллегия судей считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статья часть 1 статья 7, статья 18, части 1, 2 статьи 19).

Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан (социально незащищенных - прежде всего).

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев принятия граждан на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохранение за этими гражданами права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Снятие указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введений в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу.

При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (части 1, 2 статьи 9), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод (Определение от 18.01.2005 N 7-О).

Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона N 189-ФЗ не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 01.03.2005 принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

В соответствии с п. 1 постановления КЦ КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года № 59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории демократической республики Афганистан, и их семьям» военнослужащим, уволенным с действительной военной службы и признанным инвалидами I группы вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в боевых действиях либо при исполнении иных обязанностей воинской службы предоставляется право на первоочередное обеспечение жилой площадью вне очереди.

Таким образом, согласно нормам законодательства Украины, действующим на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, Лисица С.В. состоял на учете нуждающихся в жилье как ветеран боевых действий, и обладал правом на внеочередное обеспечение жильем.

Право на указанные льготы подтверждаются в настоящее время удостоверением, выданным Министерством Обороны Российской Федерации серии БК № 0415776 от 30 мая 2016 года, согласно которому он является ветераном боевых действий, согласно которому он имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В силу ст. 4 Закона города Севастополя от 05 мая 2015 года № 134-ЗС «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе» жилые помещения государственного жилищного фонда города Севастополя по договорам социального найма предоставляются гражданам решением исполнительного органа государственной власти города Севастополя, уполномоченного Правительством Севастополя.

Статьей 13 указанного Закона предусмотрено, что в целях рассмотрения споров, возникающих при ведении учета и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, уполномоченным органом формируется жилищная комиссия уполномоченного органа.

В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 08 сентября 2016 года № 840-1111 «Об утверждении Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя» уполномоченным органом в области жилищной политики является Департамент капитального строительства города Севастополя.

Абзацем 7 п. 3,1.2.7 данного Положения предусмотрено, что Департамент капитального строительства города Севастополя наделен полномочиями принимать решения о предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что уполномоченным органом приято решение о предоставлении Лисице С.В. жилого помещения по договору социального найма; указанное решение, обладающее силой распорядительного акта, принятое городской жилищной комиссией города Севастополя в пределах компетенции, в установленном законом порядке не отменено, в результате чего закрепило за Лисицей С.В. право на предоставление жилого помещения по договору социального найма; учитывая, что Лисица С.В., поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как семья из четырех человек, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязанность обеспечения жилым помещением Лисицы С.В. возложена на Департамент капитального строительства г. Севастополя без какой-либо очередности.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Лисица С.В. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии АБ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 167), а также удостоверением серии БК от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31).

Из материалов дела также следует, что семья Лисицы С.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на жилищном учете в льготной очереди. Однако, до настоящего времени жильем не обеспечена.

В этой связи и с целью реализации права истца на первоочередное получение жилого помещения жилищной комиссией г. Севастополя принято решение обратиться к Губернатору г. Севастополя с предложением о предоставлении Лисице С.В. жилого помещения по договору социального найма.

В 2014 году в рамках торжественных мероприятий исполняющим обязанности Губернатора г. Севастополя Меняйло С.И. Лисице С.В. был вручен сертификат на получение жилого помещения, а именно, на квартиру <адрес>

Между тем, указанное жилое помещение по договору социального найма Лисице С.В. и членам его семьи фактически передано не был. поскольку оно не включено в Реестр собственности г. Севастополя (л.д. 18).

Согласно ответу ГУПС «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ на указаннуюквартиру зарегистрировано право собственности на 1/2 доли заКоноваловым Д.Ю. и на 1/4 доли за Петренко А.А.

Согласно ответу Департамента капитального строительства г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23) в настоящее время рассматриваетсявопрос о предоставлении Лисице С.В. и членам его семьивышеуказанного жилого помещения.

Согласно ответу Департамента капитального строительства г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-25) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец стоит на учете в списке граждан, нуждающихся в жилыхпомещениях, под номером 1635, поэтому предоставление истцу жилья вприоритетном порядке законом не предусмотрено.

На момент присвоения Лисице С.В. статуса ветерана боевыхдействий, а также на момент принятия его на учет в качестве лица,нуждающегося в жилье, на территории города Севастополя действовалозаконодательство Украины, нормы которого устанавливают для ЛисицыС.В. дополнительную льготу на обеспечение жильем вне очереди.

Таким образом, согласно ранее достававшим нормам, в том числе на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и г.Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, Лисица С.В. состоял на учете нуждающихся в жилье как ветеран боевых действий, инвалид войны, и обладал правом на внеочередное обеспечение жильем.

Вместе с тем, Лисица С.В. жильем до настоящего времени не обеспечен.

Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что на момент присвоения Лисица С.В. статуса участника (ветерана) боевых действий и принятия на учет как нуждающегося в жилье на территории города Севастополя действовало законодательство Украины, нормы которого устанавливали для истца дополнительную льготу на обеспечение жильем вне очереди, истец Лисица С.В. имеет право быть обеспеченным благоустроенным жильем.

Таким образом, учитывая положения части 2 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ, предусматривающей сохранение права состоять на учете до получения жилых помещений за лицами принятыми на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, судебная коллегия полагает, что право на получение Лисица С.В. жилого помещения по договору социального найма вне очереди не утрачено.

Кроме того, суд первой инстанции принял во внимание решение городской жилищной комиссии о предоставлении Лисица С.В. жилого помещения от 2014 года, которое до настоящего времени не реализовано, жильем истец Лисица С.В. не обеспечен, на учете в качестве нуждающегося состоит с 1997 года.

Частью 1 стать 1 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно положениям статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, в том числе - из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей, а также, вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (пункты 2, 6).

По общему правилу гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 24 Устава города Севастополя Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя.

Губернатор города Севастополя на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов города Севастополя издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории города Севастополя (статья 27 Устава города Севастополя.

Согласно статье 4 Закона города Севастополя от 05 мая 2015 года №134-3C «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе» жилые помещения государственного жилищного фонда города Севастополя по договорам социального найма предоставляются гражданам решением исполнительного органа государственной власти города Севастополя, уполномоченного Правительством Севастополя.

Применительно к рассматриваемой правовой ситуации решение о предоставлении Лисица С.В. жилого помещения вне зависимости от его места в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий принято высшим должностным лицом города Севастополя (и.о. губернатором г.Севастополя Меняйло С.И.), такое решение не отменено, в установленном порядке не обжаловано и недействительным не признано. Соответственно такое решение подлежало и подлежит исполнению в настоящее время.

Нельзя признать обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что действующее законодательство не допускает предоставление Лисица С.В. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

С учетом конституционного принципа правовой определенности (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.1997 N 20-П, от 24.05.2001 N 8-П, от 19.06.2002 №11-П, от 23.04.2004 N 9-П, от 14.05.2013 N 9-П, определение от 04.12.2003 N415- О и др.) изменение правового регулирования не должно ухудшать правовые возможности Лисица С.В. реализовать право на получение жилого помещения во внеочередном порядке как ветеран боевых действий в качестве меры социальной поддержки в соответствии с гарантиями ранее действовавшего законодательства, поскольку истец обратился с заявлением о реализации указанного права в период действия прежнего правового регулирования и вправе рассчитывать на сохранение ранее предоставленных преимуществ в условиях изменяющегося законодательства.

С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Гагаринского районного суда г.Севастополя от 01 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента капитального строительства г. Севастополя без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

    Председательствующий:                    В.Л.Радовиль

    Судьи:                                Е.В.Герасименко

                                        Е.В.Балацкий

33-1431/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Лисица Сергей Васильевич
Прокуратура Гагаринского района г.Севастополя
Ответчики
Департамент капитального строительства г.Севастополя
Другие
Лисица Наталья Александровна
Панченко (Лисица) Анастасия Сергеевна
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Герасименко Елена Викторовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
31.03.2021Передача дела судье
22.04.2021Судебное заседание
13.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2021Передано в экспедицию
22.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее