№2-2949/2021
44RS0001-01-2021-005031-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2021 года
Свердловский районный суд г.Костромы в составе:
председательствующего судьи Ковунева А.В., при секретаре Кузнецовой А.Д., с участием представителя прокуратуры ФИО2 представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костромы в интересах ФИО1 к Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами в необходимом объеме по медицинским показаниям, взыскании затраченных денежных средств на приобретение лекарственных препаратов,
у с т а н о в и л:
:Прокурор г.Костромы обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском в интересах ФИО1 В обоснование заявленных требований указано, что Прокуратурой города Костромы проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан по обращению ФИО1 ФИО1 <дата> года рождения, является "..." и страдает заболеваниями "диагноз" и нуждается в приеме лекарственных препаратов «Аторвастотин» 20 мг № 30 1 т. 1 р.в день, «Омник» 0,4 мг № 30 1 к. 1 раз в день. В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N Федерального закона от 17 июля 1999 г "О государственной социальной помощи" отдельные категории граждан, в том числе инвалиды имеют право обратиться за предоставлением набора социальных услуг, включающего обеспечение необходимыми лекарственными препаратами по рецептам на лекарственные препараты за счет средств федерального бюджета. Таким образом, ФИО1 имеет право на бесплатное обеспечение лекарственным средством «Аторвастотин», «Омник» в необходимом количестве. Вместе с тем проверка показала, что в необходимом объеме ФИО1 вышеуказанными препаратами не обеспечивается, что подтверждается ответом Департамента здравоохранения Костромской области от <дата> №. В связи с необеспечением медицинскими препаратами, ФИО1 самостоятельно приобретен «Аторвастотин» за счет собственных денежных средств <дата> в количестве 1 упаковки на сумму 732 руб., «Омник» <дата> на сумму 677 руб., <дата> на сумму 673 руб. Всего на сумму 2082 руб. На основании изложенного прокурор просил суд взыскать с департамента здравоохранения Костромской области в пользу ФИО1 денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата «Аторвастотин», «Омник» в сумме 2082 руб.; обязать департамент здравоохранения обеспечить ФИО1 лекарственными препаратами «Аторвастотин», «Омник» в необходимом объеме по медицинским показаниям.
В ходе рассмотрения дела исковые требования уточнены, со ссылкой на тот факт, что дополнительные затраты ФИО1 на приобретение лекарственных средств «Омник», а именно <дата> составили 712,50 руб., прокурор просил взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу ФИО1 денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата «Аторвастотин», «Омник» в сумме 2794,50 руб.; обязать департамент здравоохранения обеспечить ФИО1 лекарственными препаратами «Аторвастотин», «Омник» в необходимом объеме по медицинским показаниям.
В судебном заседании прокурор ФИО2 исковые требования поддержала, в ходе рассмотрения дела пояснила, что ФИО1 имеет "...", что следует из самого ответа Департамента здравоохранения Костромской области, сохраняет право на получение государственной гарантии в части лекарственного обеспечения, имеет заболевания. Истец не обеспечивался препаратами и покупал их самостоятельно в заявленные периоды, а именно в ноябре 2020 года и июне-июле 2021 года. На вопросы представителя ответчика относительно цели покупки истцом <дата> препарата «Омник», если он обеспечивается им ежемесячно, пояснила, что <дата> препарат закончился, поэтому пришлось покупать данный препарат самостоятельно.
Истец ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебном заседании не участвует, ранее пояснял, что каждый месяц он должен получать указанные препараты, но в начале или в середине месяца он записывается на приём ко врачу, и ему выдают только те препараты, которые есть, а по тем препаратам, которых нет в наличии, ему говорят обращаться в Департамент здравоохранения Костромской области, но они ему отвечают, что препараты не закупили, в связи с чем приобретал за собственные денежные средства, о чем представил платежные документы.
Представитель ответчика от Департамента здравоохранения Костромской области ФИО3 исковые требования не признала, полагала, что истец обеспечивался лекарственными препаратами ежемесячно, о чём свидетельствует счёт пациента, не отрицала факт, что гражданин должен принимать препараты каждый день. По периодам необеспечения его лекарственными препаратами пояснила, что он их получил на две недели позже, так как производилась закупка этих лекарственных средств, а у ФИО1 оставался запас.
Третье лицо ОГБУЗ «Костромской областной госпиталь ветеранов войн» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебном заседание своего представителя не направили, представили документы по запросу суда, характеризующие каким образом обеспечивался лекарственными препаратами в 2020, 2021 году истец.
Выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).
В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст.76)
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 указанного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
В соответствии с ч.2 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).
В соответствии с Положением о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 года № 546 (далее – Положение), департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативному правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области.
В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения к полномочиям департамента в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится: организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Согласно п. 59 Положения департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций.
Приказом департамента здравоохранения Костромской области от 20.12.2018 года № 695 утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении (далее – Порядок).
В соответствии с п.п. 1.3.6, 1.5, 2.1 Порядка под региональными льготниками понимаются жители Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.078.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств областного бюджета имеют региональные льготники, включенные в Регистр региональных льготников, а также федеральные льготники (при невозможности обеспечения их за счет средств федерального бюджета).
Медицинская организация, к которой федеральный и региональный льготник прикреплен для получения амбулаторно-поликлинической помощи, осуществляет выписывание рецептов.Выписывание рецептов в медицинской организации осуществляется лечащим врачом (фельдшером) на основании справочника лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, который формируется департаментом на основании государственных контрактов, заключенных поставщиками (п. 2.4 Порядка).
Согласно п. 2.7 Порядка отпуск лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания федеральным и региональным льготникам осуществляет уполномоченная медицинская организация (определяемая ежегодно на основании заключения государственных контрактов) через собственные и/или привлечение на договорной основе аптечные организации (пункты отпуска).
Уполномоченная фармацевтическая организация обеспечивает наличие в аптечной организации (пунктах отпуска) необходимого ассортимента и количества лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания в соответствии заявкам медицинской организации и разнарядками департамента.
Судом установлено, что ФИО1 <дата> обратился в прокуратуру г.Костромы для защиты его интересов в суде, взыскании денежных средств с Депаратмента здравоохранения Костромской области, в связи с произведенными им затратами на лекарственные препараты «Аторвастотин», «Омник» в сумме 2082 руб., которыми он должен обеспечиваться бесплатно.
Согласно справке № ФИО1, <дата> г.р. установлена "...".
Согласно ответа Департамента здравоохранения Костромской области от <дата> № по вопросу льготного лекарственного обеспечения ФИО1 прокурору сообщили следующее. ФИО1, <дата>.р., проживающий по адресу: <адрес>. Имеет "..." и сохранил право на получение государственной социальной гарантии в части лекарственного обеспечения. Заболевания "диагноз". Обеспечивается по федеральной и региональной программам льготного лекарственного обеспечения. По данным единой региональной информационной системы за истекший период 2021 года ФИО1 обеспечен лекарственными препаратами по программам льготного лекарственного обеспечения на общую сумму 27068,94 руб. По данным единой региональной информационной системы ФИО1 обеспечивается лекарственным препаратом «Аторвастатин» ежемесячно в соответствии с назначением лечащего врача, в том числе <дата> обеспечен в количестве одной упаковки для обеспечения лечения на период одного месяца. Данный препарат закуплен департаментом здравоохранения, и в настоящее время имеется на уполномоченном складе и уполномоченных аптеках. По данным единой региональной информационной системы ФИО1 обеспечивается лекарственным препаратом «Омник» (мнн-«Тамсулозин») ежемесячно, в том числе обеспечен препаратом <дата> в количестве одной упаковки для обеспечения лечения на период одного месяца. Лекарственный препарат «Омник» (мнн-«Тамсулозин») в мае-июне текущего года проходил процедуру закупки по федеральной программе льготного лекарственного обеспечения. В настоящее время контракт на поставку препарата «Тамсулозин» (мнн-«Тамсулозин») Ориентировочный срок поставку препарата на уполномоченный склад - первая декада июля текущего года. Специалист, ответственный за выписку льготных рецептов, уведомлен о необходимости выписки льготного рецепта на получение препарата.
Таким образом, необходимость обеспечения ФИО1, <дата> г.р., лекарственными препаратами «Аторвастотин», «Омник» в соответствии с назначением лечащего врача, как следует из данного ответа Департамента здравоохранения Костромской области, а так же их процессуальной позиции по делу, не оспаривалась, как и сам факт, что данный препараты по назначению врача он должен принимать в связи с медицинским показаниями ежедневно.
Как указывает представитель ответчика, с заявленными требованиями они не согласны поскольку полагают, что обеспечение было в доставочном количестве.
Исходя из счета на пациента, который был представлен в материалы дела Департаментом здравоохранения Костромской области и ОГБУЗ «Костромской областной госпиталь ветеранов войн», ФИО1 получила препараты:
«Аторвастатин» в 2020,2021 годах: <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>,<дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>;
«Омник» в 2020,2021 годах: <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>,<дата>,<дата>,<дата>, <дата>, <дата>.
Как указывает сторона истица, поскольку обеспечение бесплатными препаратами происходило в недостаточном количестве, ФИО1 был вынужден приобретать препараты самостоятельно, <дата> - «Аторвастатин» на сумму 732 руб., <дата>, на сумму 677 руб., <дата> на сумму 673 руб., <дата> на сумму 712 руб. - «Омник», что подтверждается оригиналами соответствующих чеков представленных в материалы дела.
Как пояснила, опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4, врач-терапевт ОГБУЗ «Костромской областной госпиталь ветеранов войн», ФИО1 числиться за данным медицинским учреждением, препараты по назначению получает в учреждении, хотя и не является инвалидом войн, но ранее он обследовался в их госпитале, его оставили в виде исключения. В спорные периоды 2020 году ФИО1 получал лекарственные препараты «Аторвастатин», «Омник»: <дата>, <дата>, в 2021 году «Омник» в спорные периоды в июне и июле ему не выдавался, но предлагался его аналог, он его не получил, отказался, все сведения по получению им лекарственных препаратов имеются в карте. «Аторвастатин» ему назначила она лично, «Омник» - уролог, по медицинским показаниям и по стандартам оказания помощи прием препаратов должен был быть ежедневным, но если он сделает перерыв, ему хуже не будет. С учетом его нынешних медицинских показателей, ему возможно изменить тактику лечения для чего необходимо обследование, от которого истец отказывается. На получение лекарств он записывается всегда сам, дату она ему следующую не назначает. Кроме того, полагает, что с учетом выдаваемых ранее препаратов, у истица всегда есть запас, поэтому необходимости приобретать что-либо не было за свой счет, он всегда лекарством обеспечен.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд исходит из того, что ФИО1 вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственного обеспечения, так как лекарственные препараты, назначенные истцу, необходимы ему по медицинским показаниям, однако в период с <дата> с <дата> препаратами«Аторвастатин»,«Омник» он обеспечен не был, а равно с <дата> препаратом «Омник», что объективно подтверждается данными из счета пациента, а так же копией карты гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг, по учету отпуска лекарственных средств.
Как пояснил свидетель - лечащий врач ФИО1, а так же сам истец, и не оспаривалось ответчиком, что препараты «Аторвастатин», «Омник» в связи с назначенным лечением истицу надлежит принимать ежедневно, выдача осуществляется упаковками 30 таблеток, в связи с чем необеспечение ФИО1 в промежутке <дата> с <дата>, а так же в июне и июле 2021 года необходимым ему по медицинским показаниям препаратами повлекло необходимость самостоятельной покупки данных лекарственных препаратов истцом.
Что соответственно свидетельствует о невыполнении Департаментом здравоохранения Костромской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами, а так же о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь, в результате чего ФИО1 был лишен возможности использовать предоставленное ему право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, необходимыми ему по жизненным показаниям.
На данные выводы суда не может повлиять позиция ответчика, что с учетом пояснений свидетеля, обеспечение было надлежащим образом, и необходимости изменения схемы лечения, а так же в отношении того факта, что истицу предлагался аналог лекарственного препарата «Омник» в июне, июле 2021 года, поскольку сведений об изменении тактики лечения, назначений медицинских препаратов, которым ФИО1 подлежит обеспечению в связи с его заболеваниями в материалах дела не имеется, а равно отсутствуют сведения и доказательства того, что истицу предлагался аналог медицинского препарата и истец по тем или иным причинам мотивировано от него отказался. Доводы о том, что истец отказывается при прохождения обследования для изменения схемы лечения, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку право на бесплатное получение, как жизненно необходимого лекарственного препарата предоставлено истцу Федеральным законом «Об основах здоровья граждан в РФ», а также Постановлением Правительства РФ N 890 от 30.07.1994 года. Обязанность своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ пунктом 4 указанного Постановления.
Не обеспечение истца назначенным ему лекарственными препаратами свидетельствует о лишении его возможности использовать предоставленное ему ФЗ «О государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами. Не принятие ответчиком соответствующих мер ставит под угрозу его жизнь и здоровье, что является основанием для возложения на ответчика обязанности обеспечить ФИО1 лекарственными препаратами «Аторвастотин», «Омник» по медицинским показаниям в полном объеме.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2).
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Вследствие невыполнения департаментом здравоохранения Костромской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственными препаратами ФИО1 причинен ущерб в сумме 2794,50 руб. в связи с самостоятельной закупкой необходимого препаратов, что подтверждается представленными в материалы дела кассовыми и товарными чеками, который подлежит возмещению ответчиком в пользу истца.
В связи с изложенным исковые требования прокурора г. Костромы в интересах ФИО1 к Департаменту здравоохранения Костромской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора г. Костромы в интересах ФИО1 к Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами в необходимом объеме по медицинским показаниям, взыскании затраченных денежных средств на приобретение лекарственных препаратов удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения <адрес> обеспечивать ФИО1, <дата> г.р., лекарственными препаратами «Аторвастотин», «Омник» в необходимом объеме по медицинским показаниям.
Взыскать с Департамента здравоохранения <адрес> в пользу ФИО1, <дата> г.р., денежные средства, затраченные на приобретение лекарственных препаратов «Аторвастотин», «Омник» в сумме 2794 рубля 50 копеек.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья А.В.Ковунев
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 06.10.2021 года.