Судья Кирдяпина Н.Г. Дело № 33-9945/2019
А-2.048
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июля 2019 года город Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.
судей Сучковой Е.Г., Беляковой Н.В.
с участием прокурора Андреевой А.Г.
при секретаре Полынкиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сучковой Е.Г.
гражданское дело по иску Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Арской Людмилы Жонгазызовны, к краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Боготольский психоневрологический интернат» о взыскании недоначисленной заработной платы,
по апелляционной жалобе представителя третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края – Садовской Е.Ю.,
на решение Боготольского районного суда Красноярского края от 24 апреля 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Арской Людмилы Жонгазызовны, к краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Боготольский психоневрологический интернат» о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворить.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Боготольский психоневрологический интернат» в пользу Арской Людмилы Жонгазызовны сумму недоначисленной заработной платы в размере 26 144,82 руб., в том числе: за апрель 2018 г. в сумме 3 355,77 руб., май 2018 г. в сумме 6 291,76 руб., июнь 2018 г. в сумме 6 127,53 руб., июль 2018 г. в сумме 6 293,07 руб., август 2018 г. в сумме 4 076,69 руб.
Решение суда в части взыскания заработной платы за три месяца в сумме 16 497,29 руб., в том числе: за июнь 2018 г. в сумме 6 127,53 руб., июль 2018 г. в сумме 6 293,07 руб., август 2018 г. в сумме 4 076,69 руб. в пользу Арской Людмилы Жонгазызовны подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Боготольский психоневрологический интернат» в бюджет муниципального образования город Боготол государственную пошлину в размере 984,34 руб.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Боготольский межрайонный прокурор в интересах Арской Л.Ж. обратился в суд с иском к КГБУ СО «Боготольский психоневрологический интернат» о взыскании недоначисленной заработной платы.
Требования мотивированы тем, что Арская Л.Ж. работает по трудовому договору в КГБУ СО «Боготольский психоневрологический интернат» в должности <данные изъяты>. Ее заработная плата составляла менее минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, следовательно, ответчиком нарушены нормы трудового законодательства. При исчислении размера заработной платы работодателем не были соблюдены правила начисления районного коэффициента и северной надбавки (надбавки за работу в районе с особыми климатическими условиями), что привело к нарушению прав Арской Л.Ж. на оплату труда в полном объеме. В связи чем, прокурор просил суд взыскать с КГБУ СО «Боготольский психоневрологический интернат» сумму недоначисленной Арской Л.Ж. заработной платы за апрель - август 2018 года в размере 26 144,82 руб., в том числе: за апрель 2018 года в сумме 3 355,77 руб., май 2018 года в сумме 6 291,76 руб., июнь 2018 года в сумме 6 127,53 руб., июль 2018 года в сумме 6 293,07 руб., август 2018 года в сумме 4 076,69 руб.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края Садовская Е.Ю. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, неправильным определением фактических обстоятельств дела, ссылаясь на исчисление ответчиком размера заработной платы истца в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также указывая на необходимость обложения взыскиваемой с ответчика суммы заработной платы налогом в размере 13%.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник Боготольского межрайонного прокурора Литвинова А.Ю. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобе без удовлетворения.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, заслушав прокурора Андрееву А.Г., полагавшую решение суда первой инстанции законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения принятого судом решения.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 N 794 введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 N 311-п "Об установлении районного коэффициента" установлен единый районный коэффициент 1,3 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края.
В разъяснении Министерства труда Российской Федерации от 11.09.1995 N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11.09.1995 г. N 49, указано, что на территории Красноярского края, относящегося к южным районам Восточной Сибири, применяется 30-процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока.
Пунктом 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 г. N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлено, что минимальный размер оплаты труда с 01.01.2018 года составляет 9 489 руб., с 01.05.2018 года – 11 163 руб., а с 01.01.2019 года – 11 280 руб.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Арская Л.Ж. состоит в трудовых отношениях с ответчиком КГБУ СО «Боготольский психоневрологический интернат», работает в должности <данные изъяты> по трудовому договору от 15.05.2015 года № 397 с учетом дополнительных соглашений от 30.12.2016 года № 1, от 09.01.2018 года.
В пп. «а» п. 4.1 трудового договора с учетом изменений, внесенных дополнительными соглашениями от 30.12.2016 года № 1, от 09.01.2018 года Арской Л.Ж. установлен должностной оклад с 01.01.2017 года в размере 2 454 руб., с 01.01.2018 года – 2 552 руб.
Трудовым договором с учетом дополнительных соглашений от 30.12.2016 года № 1, от 09.01.2018 года предусмотрены выплаты стимулирующего характера (пп. «в» п. 4.1 трудового договора), в частности: за опыт работы в учреждении социального обслуживания, за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, за качество выполняемых работ по итогам работы за отчетный период (месяц, квартал).
Кроме того, трудовым договором с учетом дополнительных соглашений от 30.12.2016 года № 1, от 09.01.2018 года предусмотрены выплаты компенсационного характера (пп. «б» п. 4.1 трудового договора): выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в ночное время (с 22 до 6 часов), за работу в нерабочие праздничные дни, а также районный коэффициент в размере 30 % должностного оклада, процентная надбавка за стаж работы на территории с особыми климатическими условиями - 30 %.
Разрешая требования прокурора о взыскании недоначисленной заработной платы и удовлетворяя их, суд правильно исходил из того, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
Применяя установленный Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ - с 01.01.2018 года до 01.05.2018 года – 9 489 руб. в месяц, с 01.05.2018 до 31.12.2018 года – 11 163 руб. в месяц с начислением на данную сумму районного коэффициента и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях, суд правильно установил, что с учетом выполнения нормы рабочего времени, ежемесячная заработная плата истца должна составлять не менее 15 182, 40 руб. после 01.01.2018 года, и не менее 17 860,80 руб. после 01.05.2018 года.
Между тем, как установлено судом и следует из расчетных листков, исследованных судом с приведением подробного анализа отработанных часов и нормы рабочего времени, а также фактически начисленной и выплаченной заработной платы, размер заработной платы истца за спорный период не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, в связи с чем суд удовлетворил заявленные прокурором требования и взыскал недоначисленную заработную плату в сумме 26 144,82 руб., исходя из расчета: 3 355,77 руб. (апрель 2018 года) + 6 291,76 руб. (май 2018 года) + 6 127,53 руб. (июнь 2018 года) + 6 293,07 руб. (июль 2018 года) + 4076,69 руб. (август 2018 года).
Расчет суммы недоначисленной заработной платы подробно отражен в исковом заявлении, который обоснованно признан судом верным.
Доводы апелляционной жалобы представителя третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края Садовской Е.Ю. о расчете ответчиком заработной платы истца в соответствии с требованиями действующего законодательства судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Также судебная коллегия не может принять во внимание ссылки апелляционной жалобы на необходимость обложения взыскиваемой с ответчика суммы заработной платы налогом в размере 13%, поскольку налоговым агентом истца является работодатель, в связи с чем оснований для удержания из заработной платы Арской Л.Ж. налога на доходы физических лиц у суда не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Боготольского районного суда Красноярского края 24 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края – Садовской Е.Ю., - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: