УИД: 32RS0027-01-2021-009296-33
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2022 года г. Брянск
Советский районный суд г.Брянска в составе
председательствующего судьи Артюховой Э.В.,
при секретаре Абрамовой Ю.Д.,
с участием представителя истца прокурора Брянского района Брянской области Султанова Р.Р., представителя ответчика ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» по доверенности Никандровой М.Е., представителя третьего лица Правительства Брянской области по доверенности Чикина Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брянского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» о понуждении оборудовать автомобильную дорогу «Брянск-Сельцо»-Сети-Толвинка, проходящую в границах населенных пунктов Сети, Толвинка, Новый Свет Брянского района наружным уличным освещением,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Брянского района Брянской области обратился в суд с указанным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что в результате проведенной прокуратурой Брянского района Брянской области, совместно с ОГИБДД МО МВД России «Брянский» 03.11.2021 года проверки автомобильной дороги «Брянск-Сельцо»-Сети-Толвинка, проходящей в границах населенных пунктов Сети, Толвинка, Новый Свет Брянского района было установлено отсутствие наружного уличного освещения в границах указанных населенных пунктов. По результатам проверки прокуратурой района 08.11.2021 года начальнику ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» вынесено представление, однако выявленные нарушения не устранены. Ненадлежащее осуществление владельцем автомобильной дороги ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» обязательств по обеспечению безопасности дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц тем, что не исключает совершение дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с участием пешеходов. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, просил обязать ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» оборудовать автомобильную дорогу «Брянск-Сельцо»-Сети-Толвинка, проходящую в границах населенных пунктов Сети, Толвинка, Новый Свет Брянского района наружным уличным освещением, в соответствии с требованиями государственных стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Определением суда от 24.01.2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Департамент Финансов Брянской области, Департамент строительства Брянской области, Правительство Брянской области.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Брянского района Брянской области Султанов Р.Р. исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» по доверенности Никандрова М.Е в судебном заседании исковые требования признала, в связи с тем, что в настоящее время на территории Брянской области имеется большое количество населенных пунктов, в которых необходимо провести работы по устройству линий стационарного наружного освещения. Просила суд установить срок исполнения судебного акта по устройству линии стационарного наружного освещения на автодороге «Брянск-Сельцо» - Сети-Толвинка в границах населенных пунктов Сети, Толвинка, Новый Свет Брянского района Брянской области до 31.12.2023 года.
Представитель Правительства Брянской области по доверенности Чикин Е.Н. в судебном заседании не оспаривал необходимость обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог Брянской области.
Представители МО МВД России «Брянский», Администрации Брянского района Брянской области (в материалах дела имеется письменное ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя), Департамента финансов Брянской области, Департамента строительства Брянской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в адрес суда не направили.
Суд, учитывая мнение лиц, участвующих в деле, положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в РФ, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
В соответствии с частями 1, 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
К элементам обустройства автомобильных дорог относятся элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В силу пункта 12 статьи 3 указанного Федерального закона содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» урегулированы отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Техническое регулирование осуществляется, в том числе, в соответствии с принципом применения единых правил установления требований к процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ (статья 3 Федерального закона № 184-ФЗ).
В соответствии с п. 263 перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 04.06.2018 года № 386-п, автомобильная дорога «Брянск-Сельцо»-Сети-Толвинка (протяженность 6,66 км, техническая категория 4, идентификационный номер 15 ОП М3 15Н-263) относится к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения.
Как установлено п.п.1,8,20 ст. 5 Закона Брянской области от 12.03.2013 года № 10-З «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Брянской области» к полномочиям государственного учреждения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; оценка технического состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти, в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов; осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с федеральными законами, законами Брянской области.
Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 года № 270-ст (далее ГОСТ Р 52766-2007), в разделе 4 «Требования к техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения» предусмотрена необходимость стационарного электрического освещения на участках автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам и ха их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток (пункт 4.6.1.1).
Наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают – в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк (пункт 4.6.1.13).
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.2 Устава ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» целями учреждения является обеспечение сохранности и пропускной способности существующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, повышения их технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния; обеспечение контроля за поддержанием автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в состоянии обеспечивающем эффективную работу транспортных средств и безопасность движения.
Ненадлежащее осуществление владельцем автомобильной дороги ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» обязательств по обеспечению безопасности дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц тем, что не исключает совершение дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с участием пешеходов, следовательно, нарушаются права человека на жизнь и охрану здоровья.
Как установлено судом, прокуратурой Брянского района Брянской области, совместно с ОГИБДД МО МВД России «Брянский» 03.11.2021 года проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на автомобильной дороге «Брянск-Сельцо-Сети-Толвинка», проходящей в границах населенных пунктов Сети, Толвинка, Новый Свет Брянского района.
В результате проверки было установлено, что на указанном участке автомобильной дороги «Брянск-Сельцо»-Сети-Толвинка, проходящей в границах населенных пунктов Сети, Толвинка, Новый Свет Брянского района отсутствует наружное уличное освещение в границах населенных пунктов, а также вне их границ на расстоянии 100 м.
По результатам проверки прокуратурой Брянского района 08.11.2021 года начальнику ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» вынесено представление. Вместе с тем по результатам его рассмотрения выявленные нарушения не устранены.
Согласно части 5 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 04 июня 2018 года № 286-п «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области» автомобильная дорога «Брянск-Сельцо»-Сети-Толвинка отнесена к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения.
В соответствии с пунктом 1.5 Устава ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» от 19.04.2021 года, данное учреждение является государственным учреждением, созданным в целях реализации областной государственной политики в сфере автомобильных дорог общего пользования и дорожной деятельности, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно пункту 2.1.2 Устава учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения контроля за поддержанием автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в состоянии, обеспечивающем эффективную работу транспортных средств и безопасность движения.
При этом учреждение осуществляет свою деятельность, в том числе, по следующим основным направлениям: анализ состояния областной дорожной сети с использованием различных форм контроля, технического обслуживания и испытания дорог и сооружений на них, стратегическое долгосрочное и текущее планирование развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (пункт 2.2.1 Устава); анализ состояния искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения с использованием различных форм контроля, технического обслуживания, их испытания (пункт 2.2.2 Устава); разработка программ развития автомобильных дорог Брянской области (пункт 2.2.3 Устава); реализация мер по совершенствованию материально-технической базы дорожной отрасли области, расширение рынка подрядных работ (пункт 2.2.4 Устава); разработка и осуществление мер по обеспечению безопасности и бесперебойного движения транспортных средств, повышению пропускной способности и благоустройству автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них, разработка и осуществление мер по охране окружающей среды, организации движения и информации пользователей об условиях движения по автомобильным дорогам (пункт 2.2.6 Устава); диагностика и оценка состояния сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (пункт 2.2.7 Устава).
Соответственно, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения отнесено к обязанности ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области».
Согласно п. 1.3. Устава, функции и полномочия учредителя учреждения от имени Брянской области осуществляет Департамент строительства Брянской области. Собственником имущества учреждения является Брянская область.
На основании главы 2 Устава Учреждения и статьи 11 Закона Брянской области «Об автомобильных дорогах общего пользования и дорожной деятельности» от 07.10.2002 года №10-З, к компетенции ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» относится управление областными автомобильными дорогами и иным имуществом, переданным в установленном порядке, поддержание областных автомобильных дорог в состоянии, обеспечивающем эффективную работу транспортных средств и безопасность дорожного движения, разработка и осуществление мер по обеспечению сохранности областных автомобильных дорог, бесперебойности движения транспортных средств на областных автомобильных дорогах.
ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» финансируется из бюджета Брянской области в соответствии с Порядком формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Брянской области, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 30.06.2014 года № 292-п.
В соответствии с пунктом 3.1.42 Устава учреждение для достижения уставных целей вправе осуществлять установку недостающих и восстанавливать существующие инженерно-технические средства обеспечения транспортной безопасности.
Учреждение вправе производить установку элементов освещения на пешеходных переходах, автобусных остановках, кольцевых пересечениях и локальных пересечениях и примыканиях, в том числе автономных осветительных систем (пункт 3.1.52 Устава).
ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области», является государственным учреждением, созданным в целях реализации областной государственной политики в сфере автомобильных дорог общего пользования и дорожной деятельности, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы.
Таким образом, ответчик в пределах своей компетенции и уставных целей обязан организовать работы по устранению выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований либо возражений.
Доказательств, свидетельствующих о выполнении требований истца, суду не представлено.
Суд принимает во внимание доводы ответчика об установлении срока исполнения судебного акта по устройству линии стационарного наружного освещения на автодороге «Брянск-Сельцо»-Сети-Толвинка в границах населенных пунктов Сети, Толвинка, Новый Свет Брянского района Брянской области.
Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит заявленные прокурором Брянского района Брянской области требования обоснованными, ввиду того, что указанные нарушения законодательства в области дорожного движения могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают риск аварийной ситуации на автодороге «Брянск-Сельцо»-Сети-Толвинка в границах населенных пунктов Сети, Толвинка, Новый Свет Брянского района Брянской области, а также безопасности иных участников дорожного движения.
При этом суд, в порядке статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом мнения представителя прокуратуры Брянского района Брянской области, учитывая объем финансовых затрат, а также работ, необходимых для устранения указанных нарушений законодательства, считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 01 декабря 2023 года.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Брянского района Брянской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» о понуждении оборудовать автомобильную дорогу «Брянск-Сельцо»-Сети-Толвинка, проходящую в границах населенных пунктов Сети, Толвинка, Новый Свет Брянского района наружным уличным освещением.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Брянского района Брянской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» - удовлетворить.
Обязать ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» оборудовать автомобильную дорогу «Брянск-Сельцо» - Сети – Толвинка, проходящую в границах населенных пунктов Сети, Толвинка, Новый Свет Брянского района наружным уличным освещением, в соответствии с требованиями государственных стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в срок до 01 декабря 2023 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Э.В. Артюхова
Резолютивная часть решения суда оглашена 22.04.2022 г.
Мотивированное решение суда изготовлено 27.04.2022 г.