Решение по делу № 33-8992/2022 от 02.11.2022

УИД:

номер дела в суде первой инстанции

номер дела в суде апелляционной инстанции

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<дата> г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего ФИО10,

судей ФИО4 и ФИО11

при секретаре судебного заседания ФИО6,

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело по заявлению ФИО1 об установлении факта отсутствия родительского попечения.

Заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия

установила:

ФИО8 обратился в суд с заявлением об установлении факта отсутствия родительского попечения над ним в период, начиная с даты установления над ним опеки до совершеннолетия.

В обосновании требований указал, что он родился <дата> в <адрес> Республики Узбекистан. Постановлением Администрации МО «<адрес>» от <дата>, в связи с тем, что они с несовершеннолетним братом остались без попечения родителей вследствие инвалидности матери – одиночки, над ними была установлена опека, и опекуном назначен ФИО7 Со дня установления над ним опеки и до достижения совершеннолетия, он оставался без родительского попечения в связи с болезнью матери ФИО3 Поскольку во внесудебном порядке получить документальное подтверждение факта отсутствия родительского попечения над ним в несовершеннолетнем возрасте не представляется возможным, а установление данного факта порождает для него юридические последствия - возможность улучшения жилищных условий, установленная законом для детей, оставшихся без попечения родителей, просит установить факт отсутствия.

Решением Кайтагского районного суда Республики Дагестан от <дата> постановлено: «в удовлетворении заявления ФИО1 об установлении факта отсутствия родительского попечения над ним в период с <дата> до достижения совершеннолетия в целях получения социальных льгот на жилое помещение, установленных законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отказать».

Решением Кайтагского районного суда Республики Дагестан от <дата> постановлено:

«в удовлетворении заявления ФИО1 об установлении факта отсутствия родительского попечения над ним в период с <дата> до достижения совершеннолетия в целях получения социальных льгот на жилое помещение, установленных законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отказать».

На решение суда заявителем ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой выражается несогласие с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от <дата> постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, в связи с непривлечением судом первой инстанции к участию в деле заинтересованного лица – Администрации МО «<адрес>».

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Администрация МО «<адрес>», орган опеки и попечительства при администрации МО «<адрес>» своего представителя не направили.

Исходя из представленных в дело отчетов об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, подтверждающих извещение участников процесса о времени и месте апелляционного разбирательства, судебная коллегия находит их извещение надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), сочла возможным рассмотреть дело отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, заслушав пояснения заявителя ФИО1, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требования ФИО1 об установлении факта признания оставшимся без родительского попечения, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель до достижения 23-летнего возраста с письменным заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как имеющий право на социальные гарантии, предусмотренные законом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не обращался. При этом, доказательств уважительности причин, в силу которых он своевременно не встал (не была поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, равно как и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствующих обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возраста 23 лет, не представлено.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В соответствии со ст. 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно - зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.

При обращении в суд ФИО1 в качестве правовых последствий установления факта отсутствия родительского попечения указал на определение его социально-правового статуса как ребенка, оставшегося без попечения родителей, с целью получения от органов государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке.

В соответствии с ч. 4 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от <дата> № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до <дата>), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Федеральным законом от <дата> № 15-ФЗ с <дата> изменен порядок обеспечения жильем указанной категории лиц путем обязания органов государственной власти субъектов Российской Федерации предоставить им жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на 5 лет с последующей возможностью продления действия договора еще на 5 лет либо предоставления жилья лицам указанной категории по договору социального найма, в связи с чем статья 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ изложена в иной редакции.

Этим же законом признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а часть 1 статьи 92 ЖК РФ дополнена таким видом жилых помещений специализированного жилищного фонда, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно статье 4 названного Федерального закона действие положений статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от <дата> № 15-ФЗ) и ЖК РФ (в редакции Федерального закона от <дата> № 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 статьи 109.1 ЖК РФ и предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были обратиться в компетентный орган для включения в соответствующий список в целях получения жилого помещения специализированного жилищного фонда.

По достижении возраста 23 лет, указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от <дата> № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Однако, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В случае признания таких причин уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.

Данный подход нашел свое отражение в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>.

Согласно пункту 3 части 3 постановления Правительства РФ от <дата> «О формировании списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на <дата> или после <дата> имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Кроме того, понятие «детей, оставшихся без попечения родителей» содержится в Законе Республики Дагестан от <дата> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым устанавливается механизм реализации предусмотренных федеральным законом дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Республики Дагестан.

При этом приведенный выше перечень, определяющий, в каких именно случаях дети относятся к категории оставшихся без попечения родителей, не является исчерпывающим.

При рассмотрении заявления об установлении факта нахождения без попечения родителей, юридическое значение имеет статус родителей, были ли они лишены родительских прав либо ограничены в правах, признавались ли безвестно отсутствующими, недееспособными, отбывают наказание в виде лишения свободы, либо они неизвестны.

Приведенные выше правовые нормы не были учтены судом первой инстанции.

Как следует из материалов дела, родителями ФИО1, <дата> года рождения (запись акта о рождении ), являются: ФИО2 (отец) и ФИО3 (мать), что следует из свидетельства о рождении (серия I-ЕИ ), выданного администрацией <адрес>, Республики Узбекистан, <дата>.

Постановлением Администрации МО «<адрес>» от <дата> в отношении ФИО1, <дата> года рождения, проживающего по адресу: <адрес> РД, оставшегося без попечения родителей вследствие инвалидности II группы 3 степени матери – одиночки, установлена опека. Опекуном назначен ФИО7

Согласно справке серии МСЭ–2009 от <дата>, матери заявителя - ФИО3, <дата> года рождения, повторно установлена вторая группа инвалидности третьей степени.

<дата> ФИО8 обратился в орган опеки и попечительства Администрации МО «<адрес>» с заявлением об обеспечении его жилым помещением по договору социального найма.

Постановлением Администрации МО «<адрес>» от <дата> «Об утверждении списка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жильем в <дата> году» подтверждено принятие ФИО1, <дата> года рождения, с <дата> на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма по категории «социальный сирота».

Согласно справке, выданной отделением по <адрес> Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», какое-либо недвижимое имущество у ФИО1 отсутствует.

Таким образом, факт отсутствия попечения родителей в отношении ФИО1 был установлен органом опеки и попечительства, что подтверждается материалами дела.

Заявляя требования об установлении юридического факта нахождения без попечения родителей, ФИО8 указывает, что Постановлением Администрации МО «<адрес>» от <дата>, в связи с тем, что они с несовершеннолетним братом остались без попечения родителей вследствие инвалидности матери – одиночки, над ними была установлена опека, и опекуном назначен ФИО7 Со дня установления над ним опеки и до достижения совершеннолетия, он оставался без родительского попечения в связи с болезнью матери ФИО3 До достижения 23 летнего возраста, на основании его заявления, Постановлением Администрации МО «<адрес>» от <дата> он был поставлен на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма по категории «социальный сирота» с <дата>. Однако, в связи с переездом на новое место временного жительства по месту учебы в <адрес>, в связи с поступлением в Волгоградский медицинский университет, его сняли с учета по месту постоянного проживания. В подтверждение своих доводов заявитель представил справку ГБУ «Волгоградский государственный медицинский университет» от <дата>, согласно которой ФИО8 является студентом 1 курса стоматологического факультета очной формы обучения на бюджетной основе на основании приказа -КУ от <дата>.

Из письма заместителя главы Администрации МО «<адрес>» от <дата> следует, что ФИО8 отказано во включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье в связи с непредставлением документа об установлении юридического факта отсутствия родительского попечения над ним в период несовершеннолетия с <дата> до достижения совершеннолетия (до <дата>), и разъяснено право обращения в суд для определения своего социально – правового статуса.

В соответствии со статье 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Материалы дела находят своего подтверждения доводы заявителя о том, что в оспариваемый период, с <дата> до достижения 18 лет, то есть <дата>, ФИО8, <дата> года рождения, имел статус ребенка, как оставшегося без попечения родителей, и отнесение его к данной категории детей является основным юридически значимым обстоятельством, требующим судебной проверки по данному делу.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от <дата> -О-О, основаниями, позволяющими отнести несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, являются многообразие жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов, и предоставление таким детям дополнительных гарантий по социальной поддержке.

Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отнесения ФИО1 в период с <дата> до достижения 18 лет, то есть <дата>, к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия находит, что имеются основания для отмены обжалуемого решения суда и принятия по делу нового решения об удовлетворении требований ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кайтагского районного суда Республики Дагестан от <дата> отменить.

Заявление ФИО1 удовлетворить.

Установить факт нахождения ФИО1, <дата> года рождения, без попечения родителей с <дата> до достижения 18 лет, то есть <дата>.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.

УИД:

номер дела в суде первой инстанции

номер дела в суде апелляционной инстанции

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<дата> г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего ФИО10,

судей ФИО4 и ФИО11

при секретаре судебного заседания ФИО6,

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело по заявлению ФИО1 об установлении факта отсутствия родительского попечения.

Заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия

установила:

ФИО8 обратился в суд с заявлением об установлении факта отсутствия родительского попечения над ним в период, начиная с даты установления над ним опеки до совершеннолетия.

В обосновании требований указал, что он родился <дата> в <адрес> Республики Узбекистан. Постановлением Администрации МО «<адрес>» от <дата>, в связи с тем, что они с несовершеннолетним братом остались без попечения родителей вследствие инвалидности матери – одиночки, над ними была установлена опека, и опекуном назначен ФИО7 Со дня установления над ним опеки и до достижения совершеннолетия, он оставался без родительского попечения в связи с болезнью матери ФИО3 Поскольку во внесудебном порядке получить документальное подтверждение факта отсутствия родительского попечения над ним в несовершеннолетнем возрасте не представляется возможным, а установление данного факта порождает для него юридические последствия - возможность улучшения жилищных условий, установленная законом для детей, оставшихся без попечения родителей, просит установить факт отсутствия.

Решением Кайтагского районного суда Республики Дагестан от <дата> постановлено: «в удовлетворении заявления ФИО1 об установлении факта отсутствия родительского попечения над ним в период с <дата> до достижения совершеннолетия в целях получения социальных льгот на жилое помещение, установленных законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отказать».

Решением Кайтагского районного суда Республики Дагестан от <дата> постановлено:

«в удовлетворении заявления ФИО1 об установлении факта отсутствия родительского попечения над ним в период с <дата> до достижения совершеннолетия в целях получения социальных льгот на жилое помещение, установленных законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отказать».

На решение суда заявителем ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой выражается несогласие с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от <дата> постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, в связи с непривлечением судом первой инстанции к участию в деле заинтересованного лица – Администрации МО «<адрес>».

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Администрация МО «<адрес>», орган опеки и попечительства при администрации МО «<адрес>» своего представителя не направили.

Исходя из представленных в дело отчетов об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, подтверждающих извещение участников процесса о времени и месте апелляционного разбирательства, судебная коллегия находит их извещение надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), сочла возможным рассмотреть дело отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, заслушав пояснения заявителя ФИО1, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требования ФИО1 об установлении факта признания оставшимся без родительского попечения, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель до достижения 23-летнего возраста с письменным заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как имеющий право на социальные гарантии, предусмотренные законом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не обращался. При этом, доказательств уважительности причин, в силу которых он своевременно не встал (не была поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, равно как и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствующих обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возраста 23 лет, не представлено.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В соответствии со ст. 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно - зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.

При обращении в суд ФИО1 в качестве правовых последствий установления факта отсутствия родительского попечения указал на определение его социально-правового статуса как ребенка, оставшегося без попечения родителей, с целью получения от органов государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке.

В соответствии с ч. 4 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от <дата> № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до <дата>), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Федеральным законом от <дата> № 15-ФЗ с <дата> изменен порядок обеспечения жильем указанной категории лиц путем обязания органов государственной власти субъектов Российской Федерации предоставить им жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на 5 лет с последующей возможностью продления действия договора еще на 5 лет либо предоставления жилья лицам указанной категории по договору социального найма, в связи с чем статья 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ изложена в иной редакции.

Этим же законом признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а часть 1 статьи 92 ЖК РФ дополнена таким видом жилых помещений специализированного жилищного фонда, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно статье 4 названного Федерального закона действие положений статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от <дата> № 15-ФЗ) и ЖК РФ (в редакции Федерального закона от <дата> № 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 статьи 109.1 ЖК РФ и предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были обратиться в компетентный орган для включения в соответствующий список в целях получения жилого помещения специализированного жилищного фонда.

По достижении возраста 23 лет, указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от <дата> № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Однако, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В случае признания таких причин уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.

Данный подход нашел свое отражение в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>.

Согласно пункту 3 части 3 постановления Правительства РФ от <дата> «О формировании списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на <дата> или после <дата> имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Кроме того, понятие «детей, оставшихся без попечения родителей» содержится в Законе Республики Дагестан от <дата> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым устанавливается механизм реализации предусмотренных федеральным законом дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Республики Дагестан.

При этом приведенный выше перечень, определяющий, в каких именно случаях дети относятся к категории оставшихся без попечения родителей, не является исчерпывающим.

При рассмотрении заявления об установлении факта нахождения без попечения родителей, юридическое значение имеет статус родителей, были ли они лишены родительских прав либо ограничены в правах, признавались ли безвестно отсутствующими, недееспособными, отбывают наказание в виде лишения свободы, либо они неизвестны.

Приведенные выше правовые нормы не были учтены судом первой инстанции.

Как следует из материалов дела, родителями ФИО1, <дата> года рождения (запись акта о рождении ), являются: ФИО2 (отец) и ФИО3 (мать), что следует из свидетельства о рождении (серия I-ЕИ ), выданного администрацией <адрес>, Республики Узбекистан, <дата>.

Постановлением Администрации МО «<адрес>» от <дата> в отношении ФИО1, <дата> года рождения, проживающего по адресу: <адрес> РД, оставшегося без попечения родителей вследствие инвалидности II группы 3 степени матери – одиночки, установлена опека. Опекуном назначен ФИО7

Согласно справке серии МСЭ–2009 от <дата>, матери заявителя - ФИО3, <дата> года рождения, повторно установлена вторая группа инвалидности третьей степени.

<дата> ФИО8 обратился в орган опеки и попечительства Администрации МО «<адрес>» с заявлением об обеспечении его жилым помещением по договору социального найма.

Постановлением Администрации МО «<адрес>» от <дата> «Об утверждении списка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жильем в <дата> году» подтверждено принятие ФИО1, <дата> года рождения, с <дата> на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма по категории «социальный сирота».

Согласно справке, выданной отделением по <адрес> Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», какое-либо недвижимое имущество у ФИО1 отсутствует.

Таким образом, факт отсутствия попечения родителей в отношении ФИО1 был установлен органом опеки и попечительства, что подтверждается материалами дела.

Заявляя требования об установлении юридического факта нахождения без попечения родителей, ФИО8 указывает, что Постановлением Администрации МО «<адрес>» от <дата>, в связи с тем, что они с несовершеннолетним братом остались без попечения родителей вследствие инвалидности матери – одиночки, над ними была установлена опека, и опекуном назначен ФИО7 Со дня установления над ним опеки и до достижения совершеннолетия, он оставался без родительского попечения в связи с болезнью матери ФИО3 До достижения 23 летнего возраста, на основании его заявления, Постановлением Администрации МО «<адрес>» от <дата> он был поставлен на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма по категории «социальный сирота» с <дата>. Однако, в связи с переездом на новое место временного жительства по месту учебы в <адрес>, в связи с поступлением в Волгоградский медицинский университет, его сняли с учета по месту постоянного проживания. В подтверждение своих доводов заявитель представил справку ГБУ «Волгоградский государственный медицинский университет» от <дата>, согласно которой ФИО8 является студентом 1 курса стоматологического факультета очной формы обучения на бюджетной основе на основании приказа -КУ от <дата>.

Из письма заместителя главы Администрации МО «<адрес>» от <дата> следует, что ФИО8 отказано во включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье в связи с непредставлением документа об установлении юридического факта отсутствия родительского попечения над ним в период несовершеннолетия с <дата> до достижения совершеннолетия (до <дата>), и разъяснено право обращения в суд для определения своего социально – правового статуса.

В соответствии со статье 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Материалы дела находят своего подтверждения доводы заявителя о том, что в оспариваемый период, с <дата> до достижения 18 лет, то есть <дата>, ФИО8, <дата> года рождения, имел статус ребенка, как оставшегося без попечения родителей, и отнесение его к данной категории детей является основным юридически значимым обстоятельством, требующим судебной проверки по данному делу.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от <дата> -О-О, основаниями, позволяющими отнести несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, являются многообразие жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов, и предоставление таким детям дополнительных гарантий по социальной поддержке.

Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отнесения ФИО1 в период с <дата> до достижения 18 лет, то есть <дата>, к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия находит, что имеются основания для отмены обжалуемого решения суда и принятия по делу нового решения об удовлетворении требований ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кайтагского районного суда Республики Дагестан от <дата> отменить.

Заявление ФИО1 удовлетворить.

Установить факт нахождения ФИО1, <дата> года рождения, без попечения родителей с <дата> до достижения 18 лет, то есть <дата>.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.

33-8992/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
02.11.2022Передача дела судье
30.11.2022Судебное заседание
09.12.2022Судебное заседание
18.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2023Передано в экспедицию
09.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее