дело № 2а-94/2022
УИД 02RS0009-01-2022-000004-44
номер строки в статистическом отчете – 3.168
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2022 года с. Чемал
Судья Чемальского районного суда Республики Алтай Иваныш И.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное исковое заявление прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет-страницах с URL-адресами: <адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чемальского района Республики Алтай обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации с административным иском о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование административного иска указывает, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, содержащей сведения о способах хищения коммунальных ресурсов. В результате проверки выявлено наличие интернет-страниц, на которых размещена информация о способах хищения энергоресурсов путем несанкционированного вмешательства в работу приборов учета воды с целью искажения их показаний для снижения размера платы за потребленную воду, вход на интернет-страницы свободный. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам жилищно-коммунального законодательства и подрывает основы конституционного строя РФ, а также препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в сфере жилищно-коммунального законодательства, обеспечения государственных гарантий прав и свобод человека.
Установить администратора (владельца) сайта не представилось возможным.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» закреплена недопустимость злоупотребления свободой массовой информации.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ).
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, содержащей сведения о способах хищения коммунальных ресурсов.
В результате проверки выявлено наличие интернет-страниц, на которых размещена информация о способах хищения энергоресурсов путем несанкционированного вмешательства в работу приборов учета воды с целью искажения их показаний для снижения размера платы за потребленную воду, вход на интернет-страницы свободный. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам жилищно-коммунального законодательства и подрывает основы конституционного строя РФ, а также препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в сфере жилищно-коммунального законодательства, обеспечения государственных гарантий прав и свобод человека.
Статьей 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ установлена административная ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Установка различных устройств, останавливающих приборы учета коммунальных ресурсов, вскрытие и незаметное удаление пломб с приборов учета и последующая неоплата использованных воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа, является противоправным деянием, за которое может наступить административная ответственность по ст. 7.27 КоАП РФ.
Кроме того, предоставление возможности доступа к указанной информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации, способствующей совершению преступления, предусмотренного ст. 165 Уголовного кодекса РФ «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием».
В ч. 4 ст. 33 УК РФ дано уголовно-правовое определение соучастников преступления: подстрекателя, который воздействуя на сознание и волю исполнителя, вызывает в нем намерение совершить преступление, а также пособника, то есть лица, содействовавшего совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий.
Уголовная ответственность подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на ст. 33 УК РФ.Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи установлены запрет на распространение информации о способах хищения энергоресурсов путем остановки, замедления счетчиков расхода воды, электроэнергии, газа и вскрытия пломб на них.
Обеспечение доступа к незаконной информации подрывает деятельность ресурсоснабжающих и управляющих организаций. Определить конкретный круг граждан, которые пользуются, и потенциально будут пользоваться услугами указанных интернет-страниц, не представляется возможным.
Свободный доступ к названной информации способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения экономических преступлений с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, подрывает авторитет государственной власти Российской федерации, органов местного самоуправления и действующих законов.
На основании ст. 15.1 данного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В данный реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации доступ к информации, размещенной в сети «Интернет» по вышеуказанным URL-адресам, подлежит ограничению.
В целях ограничения доступа к указанной странице сайта в сети «Интернет», содержащему запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.
В настоящее время в «Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» сведения об указанных Интернет-ресурсах отсутствуют.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, в том числе о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ).
При таких обстоятельствах административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению (ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию, размещенную в сети Интернет на Интернет-страницах с URL-адресами: <адрес>
Решение суда о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Копию настоящего решения суда после вступления в законную силу незамедлительно направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по месту нахождения Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай (656043 Алтайский край, г. Барнаул, ул. Интернациональная, д. 72) для включения сведений о доменных именах и (или) указателях страниц сайтов: <адрес> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья И.В. Иваныш