Дело №2-430/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 августа 2024 года г. Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Шачневой А.А.,
при секретаре Тишкиной К.А.,
помощник судьи ФИО2,
с участием представителя процессуального истца – старшего помощника Колпашевского городского прокурора Дамаскиной Ю.В.,
представителя ответчика Администрации Колпашевского района Стариковой И.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Управления образования Администрации Колпашевского района Браун С.В., действующей на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ и положения об Управлении образования Администрации Колпашевского района,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колпашевского городского прокуратура в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Колпашевского района, Управлению образования Администрации Колпашевского района, муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» г.Колпашево об обязании приобрести музыкальные инструменты,
УСТАНОВИЛ:
Колпашевский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Колпашевский городской суд Томской области с учетом перехода к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства от ДД.ММ.ГГГГ с исковым заявлением с учетом привлечения к участию в деле в порядке ст. 40 ГПК РФ соответчика, отказа в порядке ст. 39 ГПК РФ от части требований и уточнения исковых требований к Администрации Колпашевского района, Управлению образования Администрации Колпашевского района и муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» г.Колпашево о возложении обязанности приобрести 1 пианино и аккордеон в срок до ДД.ММ.ГГГГ. При отсутствии денежных средств у образовательной организации Администрации Колпашевского района Томской области и Управлению образования Администрации Колпашевского района обеспечить финансирование для приобретения МАУДО «Детская школа искусств» 1 пианино и аккордеона.
В обоснование исковых требований с учетом их уточнения указано, что Колпашевской городской прокуратурой проведена проверка МАУДО «Детская школа искусств» г. Колпашево в части соблюдения законодательства при заключении и исполнении контрактов на ремонт, реконструкцию и оснащение детских школ искусств. Как установлено проверкой, износ инструментов в МАУДО «ДШИ» г. Колпашево составляет 100%. Учебный процесс проводится на устаревшей материально-технической базе. Проведение учебного процесса на устаревшей материально- технической базе приводит к снижению качества образовательного процесса и соответственно снижению показателей по предпрофессиональным программам в области искусств. В связи с этим, имеется необходимость в обновлении материально-технической базы МАУДО «ДШИ» г. Колпашево. Установлено, что в настоящий момент особую потребность МАУДО «ДШИ» г. Колпашево испытывает в следующих инструментах: пианино-1 шт., аккордеон. Необходимость в приобретении пианино связана с тем, что занятия по классу «Фортепиано» проводятся в учебных корпусах, расположенных по адресу: <адрес>. Факт износа инструментов подтверждается справкой-заключением настройщика от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, поскольку Администрация Колпашевского района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Колпашевский район», функции и полномочия учредителя МАУДО «ДШИ» г.Колпашево выполняет Управление образования Администрации Колпашевского района Томской области, то при недостаточности финансирования МАУДО «Детская школа искусств» Администрация Колпашевского района также обязана устранить нарушения действующего законодательства в части не оснащения музыкальными инструментами учреждения.
Представитель процессуального истца – старший помощник Колпашевского городского прокурора Дамаскина Ю.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, указав, что Колпашевской городской прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой установлено, что имеются нарушения организации образовательного процесса. В МАУДО «Детская школа искусств» имеются инструменты с износом 100 %. Со слов руководителя школы, требуется обновление музыкальных инструментов, что является закономерным с учетом того, что даты выпуска инструментов датируются концом ДД.ММ.ГГГГх годов прошлого века. К материалам дела было приобщено заключение мастера-настройщика, где сказано, что инструменты не пригодны к использованию, требуют ремонта. Полагают, что с учетом той таблицы, которая представлена к материалам дела по наличию музыкальных инструментов, где указаны даты принятия данных инструментов и датированы они ДД.ММ.ГГГГ годом и т.п., есть более поздние даты, но у всех инструментов имеется 100 % износ, необходимо приобретение новых инструментов. Обязанность по приобретению инструментов лежит на МАУДО «Детская школа искусств», т.к. является самостоятельным юридическим лицом, а в случае отсутствия денежных средств у учреждения, данная обязанность ложится на Управление образования и Администрацию Колпашевского района. Кроме того руководителем МАУДО «Детская школа искусств» указано, что финансирование возможно путем спонсорской помощи или обращения к депутатам.
Представитель ответчика Администрации Колпашевского района Старикова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, доказательств в обоснование возражений не предоставила.
Представитель ответчика Управления образования Администрации Колпашевского района Браун С.В., действующая на основании распоряжения и положения об Управлении образования Администрации Колпашевского района, в судебном заседании возражала против удовлетворения предъявленных исковых требований, дополнительно пояснив, что финансирование учреждения осуществляется в соответствии с решением Думы Колпашевского района. МАУДО «Детская школа искусств» обращается в Управление образования, которое, как учредитель готовит письмо на имя Главы Колпашевского района как руководителя Администрации района, а она в свою очередь уже выходит на <адрес>. В проведенном ДД.ММ.ГГГГ судебном заседании пояснила, что на сегодняшний день все кабинеты в МАУДО «Детская школа искусств» оснащены инструментами в достаточном объеме. Средства бюджета необходимо использовать рационально. Амортизация 100 % присваивается сразу. На сегодня школа может выполнить муниципальное задание с учетом имеющихся инструментов. О капитальном ремонте инструментов МАУДО «Детская школа искусств» не заявлялось. Также необходимость в капитальном ремонте не является основанием приобретения новых инструментов. На сегодняшний день проведение капитального ремонта инструментов возможно, но по информации от МАУДО «Детская школа искусств» на следующий учебный год инструментов достаточно для обеспечения учебного процесса.
Представитель ответчика МАУДО «Детская школа искусств» г. Колпашево, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Ранее в ходе судебного разбирательства представитель ответчика МАУДО «Детская школа искусств» г.Колпашево Чуриков Ю.Н., действующий на основании приказа, устава, против удовлетворения административных исковых требований возражал, дополнительно указав, что нуждаемость в покупке новых инструментов имеется, но по состоянию на сегодняшний день с учетом демографической ситуации имеющихся инструментов на ДД.ММ.ГГГГ год будет достаточно. Инструменты, которые стоят на балансе на ДД.ММ.ГГГГ учебный год требуют капитального ремонта, все <данные изъяты> фортепиано и аккордеоны. Они в удовлетворительном состоянии, но точку в этом вопросе должен поставить специалист. На данный момент специалист осмотрел всего лишь несколько инструментов.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился, каких-либо ходатайств не заявлял. На основании положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, заслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования) являются предметом регулирования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно положениям ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч.3).
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч.4).
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) (ч.2). Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (ч.6).
На основании п.1 ч.4 ст.12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к дополнительным образовательным программам также относятся дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, дополнительные образовательные программы спортивной подготовки;
Приказом Минкультуры России от 12.03.2012 № 163 утверждены федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Фортепиано" и сроку обучения по этой программе.
Пунктом 3.1 указанных федеральных государственных требований (ФГТ) определено, что минимум содержания программы "Фортепиано" должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Согласно п. 5.1 ФГТ требования к условиям реализации программы "Фортепиано" представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы "Фортепиано" с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы.
В соответствии с п.5.15 тех же ФГТ материально-технические условия реализации программы "Фортепиано" обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательное учреждение должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы "Фортепиано" минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя: учебную аудиторию для занятий по учебному предмету со специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).
Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебного предмета оснащаются роялями или пианино.
Аналогичные требования содержаться в Приказе Минкультуры РФ от 12.03.2012 № 162 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Народные инструменты" и сроку обучения по этой программе".
В силу п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом
На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.1.4 Устава МАУДО «Детская школа искусств» г. Колпашево учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс.
Согласно п. 1.2 Устава МАУДО «Детская школа искусств» г. Колпашево учредителем учреждения является муниципальное образование «Колпашевский район». Функции и полномочия учредителя выполняет Управление образования Администрации Колпашевского района Томской области. Компетенции Учредителя в части управления учреждением определяется действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 5.2 этого же Устава источниками формирования имущества учреждения, в том числе финансовых ресурсов, являются средства, выделяемые учредителем в рамках финансового обеспечения выполнения муниципального задания; средства, выделяемые учредителем, в виде субсидии на иные цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг; имущество, закрепленное собственником за учреждением на праве оперативного управления; доходы от предоставления дополнительных платных образовательных услуг и дополнительных платных услуг (населению); добровольные пожертвования физических и юридических лиц; иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации, Томской области, правовым актам органов местного самоуправления.
На основании п.5.9 Устава МАУДО «Детская школа искусств» г. Колпашево доходы учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
На основании п.41 раздела 3 Положения об Управлении образования Администрации Колпашевского района к функциям Управления относится определение объема субсидии муниципальным образовательным организациям для финансового обеспечения выполнения муниципального задания.
В силу п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации).
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования предусмотрены и в ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно п.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
На основании ч.2 ст.18 приведенного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Формирование расходов местных бюджетов в соответствии с ч.1 ст. 53 этого же Федерального закона осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.6 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Из анализа приведенных законоположений в их взаимной связи следует, что Администрация Колпашевского района как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Колпашевский район» осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, перечисляя средства Управлению образования, которое, определяя направления расходования средств, распределяет суммы финансирования конкретным образовательным учреждениям. При этом МАУДО «Детская школа искусств» г. Колпашево также имеет собственные доходы от предоставления дополнительных платных образовательных услуг и дополнительных платных услуг (населению), не исключаются и добровольные пожертвования физических и юридических лиц.
В судебном заседании установлено, что по результатам проведенной во исполнение задания прокуратуры <адрес> о соблюдении законодательства при заключении и исполнении контрактов на ремонт, реконструкцию и оснащение детских школ искусств Колпашевской городской прокуратурой проверки МАУДО «Детская школа искусств» г.Колпашево ДД.ММ.ГГГГ внесено представление <адрес>, которым Колпашевский городской прокурор требовал устранить нарушения закона, выразившиеся в проведении учебного процесса на устаревшей материально-технической базе, наличии потребности в музыкальных инструментах 2 пианино и аккордеон.
Из справок-заключений от ДД.ММ.ГГГГ настройщика пианино и роялей ФИО7 и настройщика клавишных музыкальных инструментов ФИО8 произведен осмотр инструмента фортепиано «<данные изъяты>» № артикул <данные изъяты> инвентарный № год выпуска ДД.ММ.ГГГГ г. в МАУДО «ДШИ» г.Колпашево, инструмента фортепиано «<данные изъяты>» инвентарный № год выпуска ДД.ММ.ГГГГ г. в <данные изъяты> филиале МАУДО «ДШИ» г.Колпашево, инструмента аккордеона <данные изъяты> инвентарный № в МАУДО «ДШИ» г.Колпашево, вследствие которого выявлены факты, свидетельствующие о том, что фасовка деталей не выполнима, настройка инструментов не возможна и ремонту они не подлежат (л.д.18-20).
Согласно предоставленным спискам на балансе учреждения дополнительного образования находятся пианино/фортепиано/рояль в общем количестве <данные изъяты> единиц на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16) и аккордеон – <данные изъяты> единиц на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23-24). Из перечисленных значатся вышеуказанные пианино «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», аккордеон <данные изъяты>, износ всех инструментов составляет 100%.
В ответ на представление <адрес> ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что в ДД.ММ.ГГГГ учебном году МАУ ДО «Детская школа искусств» г.Колпашево (далее - ДШИ) оснащена необходимым количеством музыкальных инструментов для реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Фортепиано» и «Народные инструменты». Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Фортепиано» и «Народные инструменты» количественные нормы оснащения учебных аудиторий музыкальными инструментами не установлены. Расчет количества музыкальных инструментов, необходимых для реализации учебных планов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ, проводится образовательной организацией, реализующей соответствующие программы. По состоянию на текущую дату на балансе ДШИ находятся: пианино - <данные изъяты> единиц, аккордеон - <данные изъяты> единиц. Музыкальные инструменты струнные и язычковые (в т.ч. рояли, пианино, баяны и проч.) относятся к седьмой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно). Амортизационный износ начисляется на музыкальные инструменты в общеустановленном порядке в соответствии с п.92 Инструкции № 157н (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н), а на инструменты стоимостью от 3 000 рублей до 40 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию. Из 43 единиц пианино ДШИ только 4 имеют стоимость свыше 40 000 рублей, остальные в бухгалтерском учете учтены со 100% износом с момента выдачи в эксплуатацию, в т.ч. и инструменты, приобретенные после 2010 года. Вместе с тем изношенные инструменты списываются в том случае, когда установлена их непригодность, нецелесообразность дальнейшего использования, а также невозможность или неэффективность их восстановления. Решение о списании инструментов должно приниматься комиссией образовательной организации на основании заключений технических специалистов/экспертов, которые по результатам диагностики музыкального инструмента могут выдать квалифицированные заключения по их списанию или возможности дальнейшего функционирования. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ от ДШИ в адрес Учредителя не поступала информация о недостатке музыкальных инструментов для реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Фортепиано» и «Народные инструменты», влияющих на выполнение муниципального задания, не направлялись заключения специалистов/экспертов о невозможности дальнейшего функционирования музыкальных инструментов. Вместе с тем Управлением образования будет проанализировано состояние и количество инструментов, требующихся для образовательного процесса. Кроме того, в ближайшее время будут рассмотрены варианты приобретения инструментов за бюджетные (внебюджетные) средства (л.д.11-12).
Как следует из информационного письма директора МАУДО «ДШИ» г.Колпашево начальнику Управления образования Администрации Колпашевского района № от ДД.ММ.ГГГГ на балансе МАУДО «ДШИ» г.Колпашево (вместе с <данные изъяты> филиалом МАУДО «ДШИ» г.Колпашево) находятся <данные изъяты> акустических пианино, в том числе концертные рояли и два электронных цифровых пианино. Большинство инструментов имеют большой срок выработки и зачастую уже не поддаются настройке, так как технические детали инструмента имеют большой износ. Данные инструменты используются для ведения предпрофессиональных программ в области искусств (Фортепиано 8 летнего обучения) и общеразвивающих программ (Фортепиано 5 и 7-летнего обучения). В данный момент на 2 акустических пианино и 1 аккордеон готовятся заключения о техническом состоянии инструмента (л.д.70-73).
Справки-заключения специалистов по осмотру вышеприведенных трех инструментов ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с приложенными их фотоизображениями (л.д.82-84,88-111) аналогичны по содержанию с вышеуказанными составленными теми же специалистами справками-заключениями от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ директором МАУДО «ДШИ» г.Колпашево городскому прокурору на основании проверки в части соблюдения законодательства при заключении контрактов на ремонт, реконструкцию и оснащение детских школ искусств сообщено, что Администрацией МАУДО «ДШИ» г.Колпашево было направлено информационное письмо от ДД.ММ.ГГГГ № учредителю о проведении мероприятий в части укомплектованности музыкальными инструментами образовательного процесса в рамках выполнения муниципального задания на ДД.ММ.ГГГГ уч.год. ОО ведётся планомерная работа по организации образовательного процесса таким образом, чтобы максимально эффективно использовать имеющуюся материально-техническую базу для ведения образовательного процесса и выполнения в полном объёме муниципального задания. Предварительно получено решение Депутата законодательной <адрес> ФИО9 о согласовании в выделении части денежных средств на приобретение музыкального инструмента для нужд школы. МАУДО «ДШИ» г.Колпашево планирует в ДД.ММ.ГГГГ году принять участие в грантовом конкурсе Фонда Культурных инициатив, для привлечения денежных средств на приобретение в том числе и музыкальных инструментов, согласно потребности. На основании договора дарения от физического лица от ДД.ММ.ГГГГ № МАУДО «ДШИ» г.Колпашево приняло в дар музыкальный инструмент фортепиано «<данные изъяты>». Инструмент предварительно осмотрен настройщиком пианино и роялей и пригоден для дальнейшего использования в учебных целях (л.д.188). Изложенное подтверждено также копией договора дарения (л.д.198-200), информационным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.116).
Согласно информации из руководства по эксплуатации фортепиано и роялей ФИО10 фортепиано (рояль или пианино) имеют очень небольшой срок службы. Это связано и с механической частью инструмента (узлы механики быстро изнашиваются), и с большими нагрузками (у пианино только суммарное натяжение струн составляет около 20-ти тонн и больше, у роялей - доходит до 40 тонн), и с конструкцией деки, и с другими особенностями этих инструментов. В официальном издании EUROPIANO (Европейского пианистического союза) - в Атласе номеров фортепиано (роялей и пианино) - в таблице определения стоимости подержанных инструментов можно видеть: 1) инструменты низшего класса полностью обесцениваются после 10-15 лет эксплуатации, 2) низкого класса - после 26-30 лет эксплуатации, 3) среднего класса - после 31-35 лет, 4) высокого класса - после примерно 60 лет, 5) инструменты высшего класса полностью обесцениваются после 70 лет эксплуатации (к высшему классу могут относиться только рояли /в основном концертные/). Следует учитывать, что здесь идёт речь именно о сроках эксплуатации, а не о сроках, например, хранения. Но для некоторых элементов конструкции роялей и пианино почти не имеет значения (в смысле их износа) играете вы на инструменте или нет. Например, трещины в деке возникают от несоблюдения температуры и влажности и мало зависят от игровой нагрузки. То, как фортепиано держит строй - в первую очередь определяют: квалификация настройщика, качество используемого им настроечного ключа и соблюдение условий эксплуатации (л.д.196-197).
ДД.ММ.ГГГГ Администрация МАУДО «ДШИ» г.Колпашево проинформировала официальным письмом Управление образования Администрации Колпашевского района о том, что для выполнения муниципального задания на ДД.ММ.ГГГГ учебный год для ведения образовательной деятельности будет достаточно музыкальных инструментов (фортепиано и аккордеонов). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в образовательном процессе из <данные изъяты> акустических фортепиано было задействовано <данные изъяты> (Дши город. + 4 инструмента имеют заключение настройщика пианино и роялей о непригодности. На списании, + 2 инструмента в данный момент на осмотре) и <данные изъяты> (<данные изъяты> филиал + 1 имеется заключение о непригодности. На списании) - итого <данные изъяты> единицы согласно перечню. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в образовательном процессе из <данные изъяты> аккордеонов было задействовано <данные изъяты> (в Дши город) и <данные изъяты> в <данные изъяты> филиале). <данные изъяты> инструмента находятся на складах в неисправном состоянии, ввиду их ветхости, не позволяющей применять инструмент в образовательной деятельности. Инструменты осматриваются настройщиком и будет проведено дальнейшее заключение (л.д.201).
Таким образом, в результате проверки исполнения требований законодательства при заключении и исполнении контрактов на ремонт, реконструкцию и оснащение детских школ искусств Колпашевской городской прокуратурой в МАУДО «ДШИ» г. Колпашево выявлен ряд нарушений требований к материально-техническим условиям реализации программ «Фортепиано» и «Народные инструменты», часть которых не устранена на момент рассмотрения дела судом, что стороной ответчика не оспаривалось.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако относимых и допустимых доказательств соблюдения в полной мере стороной ответчика требований к материально-техническим условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства не представлено, тогда как результаты проведённой прокурором проверки указывают на нарушение ответчиком требований к оснащению детских школ искусств, выразившихся в проведении учебного процесса на базе устаревших музыкальных инструментов.
Истцом вышеуказанные обстоятельства доказаны и нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела в суде.
Оценив собранные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности и взаимосвязи применительно к вышеприведенным положениям законодательства в сфере образования, принимая во внимание, что стороной ответчика допущены нарушения требований законодательства в указанной сфере, в то время как доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений (оснащение организации дополнительного образования специальным оборудованием – музыкальными инструментами: пианино и аккордеон взамен признанных не подлежащими ремонту), либо об их отсутствии на момент рассмотрения дела, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено. Указанные нарушения влекут за собой нарушение конституционных прав граждан на образование, в связи с чем заявленные исковые требования Колпашевского городского прокурора к МАУДО «Детская школа искусств» г.Колпашево о приобретении вышеуказанных музыкальных инструментов являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Кроме того, с учетом вышеизложенных законоположений суд находит требования Колпашевского городского прокурора к Управлению образования Администрации Колпашевского района, а также к Администрации Колпашевского района об обеспечении финансирования приобретения учреждением пианино и аккордеона подлежащими удовлетворению, т.к. Управление образования Администрации Колпашевского района является учредителем МАУДО «Детская школа искусств» г.Колпашево, в чьи полномочия входит определение объема субсидий муниципальным образовательным организациям для финансового обеспечения выполнения муниципального задания, а Администрация Колпашевского района является органом местного самоуправления, в чьи полномочия входит организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях а также осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Согласно ст.206 ГПК РФ суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В данном случае, принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, суд полагает, что указанный в иске срок для устранения выявленных нарушений действующего законодательства и исполнения судебного решения – до ДД.ММ.ГГГГ, является разумным и достаточным. С учетом характера выявленных нарушений требований законодательства оснований для увеличения указанного срока не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Колпашевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Колпашевского района, Управлению образования Администрации Колпашевского района, муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» г.Колпашево об обязании приобрести музыкальные инструменты удовлетворить.
Обязать муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г.Колпашево приобрести пианино и аккордеон в срок до ДД.ММ.ГГГГ. При отсутствии денежных средств у МАУДО «Детская школа искусств» г.Колпашево обязать Администрацию Колпашевского района Томской области и Управление образования Администрации Колпашевского района обеспечить финансирование приобретения МАУДО «Детская школа искусств» пианино и аккордеона.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: А.А. Шачнева
Мотивированный текст решения составлен 12 августа 2024 года.
Судья: А.А. Шачнева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>